Судебное автороведение содержит концептуальные основы установления автора текста; оно базируется на данных лингвистики, в том числе фразеологии, грамматики и других областей знаний о языке и письменной речи, на системе знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека.
Предметом автороведческой экспертизы является установление фактических данных о личности автора при исследовании текста документа и иных материалов уголовного дела. Эти данные фиксируются в заключении эксперта и служат доказательством в процессе расследования и судебного разбирательства дел. В качестве непосредственного объекта экспертного исследования выступает письменная речь и проявляющиеся в ней общие и частные языковые навыки. Общие языковые навыки — лексико-фразеоло-гические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Частные — устойчивые нарушения речи, использование определенных языковых средств и др.
Основные признаки, указывающие на автора текста, характеризуют смысловую сторону письма. Можно привести следующий примерный перечень этих признаков.
|
|
1. Семантические признаки:
а) тема документа;
б) лейтмотив — основная мысль, выраженная в документе;
в) фактический материал документа — факты, знанием которых харак
теризуется выбор документа. Сюда можно отнести профессиональные зна
ния, знание людей, мест, событий и их характерных подробностей и пр.;
г) архитектоника — построение документа (вступление, разделы, их рас
положение, заключение и т. п.).
2. Стилистические признаки (своеобразие средств письменной речи):
а) фразеологические: употребление восклицательных и вопросительных
предложений, цитат, междометий, пословиц и поговорок, крылатых слов,
идиом (своеобразных выражений, свойственных лишь данному языку и не
переводимых дословно на другой язык, например «тянуть канитель»);
б) лексические:
архаизмы — устаревшие или вышедшие из употребления в живом языке слова, выражения (зело, сиречь, сие и др.);
неологизмы — новые слова, возникшие в языке для обозначения новых понятий (новатор);
варваризмы — иностранные слова или обороты речи, не свойственные языку, на котором написан исследуемый документ;
профессионализмы — профессиональные термины и выражения (служить на флоте, играть на театре);
диалектизмы или провинциализмы — слова, заимствованные из местных, областных говоров (курень, гутарить, рушник);
арготизмы — слова из арго — условного, жаргонированного языка обособленной группы, кружка (воровское, флотское, молодежное арго);
284 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение
|
|
вульгаризмы — грубые слова, неправильные обороты речи, которые не употребляются в литературном языке;
употребление уменьшительных, сокращенных слов, привычных слов (следовательно, факт).
3. Грамматические признаки: морфологические (согласование слов в ро
де и падеже, написание сложных слов и дробных числительных и др.), син
таксические, орфографические признаки.
4. Топографические признаки (размещение текста и его частей на бумаге):
поля — расположение (левые, правые), размер, конфигурация, направ
ление (вертикальные, сужающиеся, расширяющиеся);
абзацы — наличие и частота, способ выделения абзацев, размеры абзацных отступов;
строки — конфигурация (прямые, изогнутые, ступенчатые), направление, положение относительно линовки на бумаге, размер промежутков между строками;
наличие переносов слов, промежутки между словами;
особенности окончания строк;
обращение к адресату (положение относительно краев листа и текста);
подпись, дата (положение относительно текста).
5. Мелкие привычки письменной речи:
выделение отдельных частей текста;
приемы внесения исправлений в текст;
способ нумерации страниц, разделов, абзацев;
способ сокращения слов.
Своеобразие условий формирования личности приводит к тому, что каждый человек обладает определенным набором речемыслительных норм, формирующих индивидуальность и неповторимость языковых и интеллектуальных навыков. Именно эти особенности являются основой для идентификации автора текста. К частным признакам языковых навыков относятся: признаки орфографических, пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы; признаки лексико-фразеологических и синтаксических навыков; признаки стилистических навыков. Кроме того, различают признаки формально-логических навыков письменной речи, в том числе интеллектуальных навыков восприятия окружающей действительности, аргументации, оценки, акцентуации и др. Объекты экспертизы фигурируют в виде текстов документов, относящихся к таким стилям письменной речи, как: бытовой (обиходный), официально-деловой, публицистический, научный. Это могут быть рукописи, машинописные документы, фотокопии, ксерокопии и т. п.
Под текстом в автороведческой экспертизе понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств и состояния автора. Исследуемый текст должен быть объемом не менее 500 слов, включающих самостоятельные части речи (существительные, прилагательные и т. д.), предлоги, союзы, междометия. Такие объекты исследования бывают представлены частными письмами, записками (обиходные); это могут быть объяснительные записки, докладные, рапорты, жалобы, автобиография (официально-деловые); трактаты, воззвания, доклады и статьи на общественно-политическую тематику (публицистические); статьи, отзывы, рецензии, доклады (научные).
§ 5. Судебное автороведение
Судебно-автороведческая экспертиза решает задачи как идентификационного, так и диагностического характера. К первым относятся: установление (отождествление) автора текста определенного документа, отдельного фрагмента документа, нескольких документов. Решение этой задачи имеет существенное розыскное значение.
К диагностическим относятся: установление факта намеренного искажения письменной речи; фактов, относящихся к условиям создания текста документа; определение образовательного уровня; определение групповой принадлежности автора (его родной язык, место формирования языковых навыков, образование и т. д.).
Успех идентификационной экспертизы во многом зависит от качества и объема сравнительного материала — свободных, экспериментальных и условно-свободных образцов письменной речи, т. е. текстов, автором которых является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельные предложения не могут фигурировать в качестве образцов для сравнения. Необходим связанный текст значительного объема и определенной направленности.
|
|
Свободные образцы (выполненные вне связи с уголовным делом) должны соответствовать исследуемому тексту по следующим характеристикам: а) языку изложения; б) времени исполнения; в) принадлежности к определенному функциональному стилю речи; г) по адресату и характеру речевого обращения; д) по состоянию автора.
Экспериментальные образцы письменной речи, в отличие от образцов для исследования почерка, выполняются проверяемым лицом в форме самостоятельного сочинения, а не под диктовку или путем списывания, дабы в них проявились индивидуальные привычки пишущего. Сначала сочинение выполняется на тему, избираемую лицом самостоятельно. Следователь (судья) должен только указать форму письменной речи (бытовая, официальная и т. п.). Затем тема назначается следователем (судьей). Примерный объем сравнительного материала, представляемого на экспертизу: 25— 30 страниц свободных образцов и 25—30 — экспериментальных.
Условно-свободные образцы являются дополнительным сравнительным материалом. Это тексты собственноручных объяснений, показаний и т. п., выполненные после возбуждения уголовного дела.
Во всех случаях проведения автороведческого исследования эксперту необходимо сообщать следующие сведения (в постановлении, определении или специальной справке): 1) о месте, откуда был отправлен документ, где он был обнаружен; о предполагаемом времени его выполнения; об условиях выполнения (если есть основания предполагать необычность этих условий); 2) о личности проверяемого лица (пол, возраст, национальность, социальное положение, образование, профессия, родной язык, место жительства, не страдает ли он психическими или иными тяжелыми заболеваниями, хроническим алкоголизмом; был ли болен в период, когда, судя по обстоятельствам дела, создавался исследуемый документ; 3) если документ является частным посланием, адресованным конкретному лицу, то сведения об этом лице: социально-биографические данные; знаком ли он с предполагаемым автором документа, в течение какого времени, каков характер их взаимоотношений.
|
|
Экспертное автороведческое исследование складывается из четырех стадий: предварительное исследование; раздельное; сравнительное; оценка (синтез) результатов и формулирование выводов. На первой стадии осуще-
286 Глава 16. Судебное почерковедение и судебное автороведение
ствляется знакомство эксперта с материалами, устанавливается их достаточность.
Вторая стадия предусматривает раздельный анализ текста исследуемого документа и текстов — образцов для сравнения, выявляются общие и частные признаки, устанавливаются уровень развития и особенности навыков: стилистических, синтаксических, лексико-фразеологические свойства и т. п.
На третьей стадии производится сравнение выявленных общих и частных признаков в исследуемом тексте и образцах, устанавливается их совпадение (совпадение вводных слов и оборотов, вопросительных, восклицательных предложений и т. п.) или различие.
Четвертая стадия — оценка результатов проведенного исследования. Причем методикой автороведческой экспертизы предусмотрены не только качественные, но и количественные критерии оценки общих и частных признаков. По результатам оценки формулируются выводы.
В случае отказа от решения вопроса эксперт должен четко изложить причины (недостаточный объем материала, несопоставимость документа и образцов и т. д.).
Глава 17. Технико-криминалистическое исследование документов
§ 1. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов
Кроме судебного почерковедения и судебного автороведения отраслью криминалистической техники является технико-криминалистическое исследование документов, в котором в зависимости от специфики объекта выделяют исследование:
полностью поддельных документов (исследование бланков);
документов, выполненных на печатных устройствах (исследование машинописных текстов, кассовых чеков и т. п.);
оттисков печатей и штампов;
частично поддельных документов;
документов, снабженных средствами защиты от подделок.
В ходе этой деятельности могут быть решены следующие задачи.
1. Установление способа изготовления документа и его частей.
2. Отождествление:
конкретных предметов (пишущих машин, печатных форм, печатей, штампов, компостеров, кассовых аппаратов, пишущих приборов, принтеров и т. д.);
целого по частям;
лиц, печатающих документ (идентификация личности по особенностям навыка).
3. Установление факта и способа внесения изменений в документ.
4. Установление скрытой информации — выявление залитых, замазанных текстов, восстановление сожженных документов и т. д.
5. Восстановление первоначального вида документа.
6. Определение времени изготовления документа.
Все эти задачи решают путем исследования следующих объектов:
официальные документы — документы, удостоверяющие личность, а также иные документы, свидетельствующие, например, о наличии или отсутствии товарно-материальных ценностей, ведомости, больничные листы и т. п. (реквизиты: оттиски печатных форм, рукописные тексты, фотоснимки на документах, компостерные обозначения);
материал, на котором изготовлен документ (бумага, картон и т. п.), средства, с помощью которых он заполнен (графит карандашей, содержимое стержней шариковых ручек, тушь, чернила, различные красители и т. п.), вспомогательные вещества (клей, сургуч), а также вещества, используемые для частичного или полного изменения документа (травящие вещества, растворители и т. п.);
технические средства и приспособления, используемые для изготовления бланков официальных документов или их реквизитов (знакопечатаю-щие устройства, литеры шрифта, печати и штампы, орудия письма — авто-
288 Глава 17. Технико-криминалистическое исследование документов
ручки, карандаши, компостеры, перфораторы, орудия для уничтожения штрихов подчисткой и т. п.) либо для внесения изменений в ранее изготовленные документы;
нетипичные для данного вида экспертиз объекты, на которых могли остаться слабовидимые или невидимые записи (куски фанеры, ткань, керамика, деревянные крышки и т. п.);
сравнительные объекты — образцы, представленные на исследование лицом или органом, назначившим экспертизу, либо изготовленные экспертом в ходе исследования.
До назначения экспертизы документы должны быть подвергнуты осмотру следователем. При этом необходимо придерживаться определенных правил осмотра, а именно:
а) бережное отношение к документам, в особенности ветхим. Для этого
следует документ поместить между двумя прозрачными стеклами (за ис
ключением документов с вдавленными текстами, которые хранятся в ко
робках). Особую осторожность необходимо соблюдать с сожженными
(обугленными и испепеленными) документами;
б) документы следует осматривать при оптимальном освещении (напри
мер, осмотр документа в косопадающем свете в целях обнаружения следов
подчистки). Кроме искусственных осветителей при осмотре рекомендуется
использовать и другие технические средства, не влекущие за собой повреж
дение документа (лупы, УФ-осветители, электронно-оптические преобра
зователи, светофильтры и т. п.). Документы нельзя подвергать длительному
воздействию света, влаги, высокой температуры во избежание существен
ных изменений их свойств;
в) в ходе осмотра изучается содержание документа, наличие или отсут
ствие реквизитов, осматривается как лицевая, так и оборотная сторона до
кумента.