Построение и проверка версий. Первоначальные следственные действия

При расследовании фактов внесения искаженных данных в декларацию о доходах или сокрытия доходов (прибыли) либо иных объектов налогооб­ложения типовыми обстоятельствами, требующими установления, являют­ся следующие, отражаемые в плане расследования:

юридический статус субъекта преступления: физическое лицо, физиче­ское лицо — предприниматель без образования юридического лица, юри­дическое лицо (предприятие, организация);

обязано ли физическое лицо или предприятие (организация) уплачивать налоги;

какие виды налогов и иных обязательных платежей обязано уплачивать лицо (физическое, юридическое);

имеет ли лицо (физическое, юридическое) право на льготы по уплате налогов;

каков порядок ведения бухгалтерского учета и представления отчета на предприятии;

с какого момента и какая финансово-хозяйственная деятельность осу­ществлялась налогоплательщиком;

в течение какого времени искаженные данные вносились в документы бухгалтерского учета и отчетности;

кто руководил предприятием и отвечал за бухгалтерский учет в период искажения сведений в учете и отчетности;

кто непосредственно причастен к совершению преступления, кто его инициатор;

кем, когда и при каких обстоятельствах были выявлены факты сокры­тия объектов от налогообложения;

какие законодательные и нормативные акты были нарушены налого­плательщиком;

какие объекты налогообложения были сокрыты и в каком размере;

каков размер налогов, не уплаченных с сокрытых объектов налогообло­жения, какова общая сумма неуплаченных налогов;

какой использовался способ сокрытия объектов налогообложения;

какие обстоятельства способствовали совершению преступления;

какие меры следует принять для возмещения ущерба.

Типовые версии:

1) сокрытие объектов налогообложения осуществлялось за счет заниже­ния выручки (дохода) в учетно-отчетных документах;


§ 3. Построение и проверка версий



2) сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось посредством завышения данных о материальных затратах и незаконного списания обо­рудования и запасов;

3) сокрытие налогооблагаемой прибыли осуществлялось путем фиктив­ного увеличения долгов, перечисления средств предприятию, пользующе­муся льготами на законном основании;

4) имело место списание налоговых долгов на третье лицо в расчете на его банкротство (планируемое или уже происшедшее).

Источниками установления указанных обстоятельств будут являться следующие три группы носителей информации о налоговом преступлении:

а) документы — расчеты по налогам, первичные, учетные, отчетные
бухгалтерские документы, документы бухгалтерского учета и балансовые
отчеты, представленные в налоговые органы;

б) предметы — образцы продукции, образцы сырья, пробы;

в) физические лица — подозреваемые и обвиняемые, свидетели крими­
нальных действий, сотрудники организации налогоплательщика, контр­
агента, иные лица, сотрудники налоговых органов.

С учетом криминалистической характеристики рассматриваемых пре­ступлений и приведенных выше типовых версий в развитие каждой из них могут быть выдвинуты как общие, так и частные версии, основанные на конкретных данных, собранных по делу.

Так, по версии о сокрытии налогооблагаемой прибыли путем заниже­ния выручки (дохода) частными версиями, касающимися способов совер­шения преступления и его субъектов, будут следующие:

1) выручка занижалась внесением искаженных сведений в учетно-отчет-ную документацию;

2) наиболее вероятно, что субъектами этих действий являлись руково­дитель предприятия, главный (старший) бухгалтер, бухгалтер;

3) сведения о выручке искажались путем занижения количества приоб­ретенных товаров, цены реализации товаров (услуг) за счет оплаты товаром (бартер);

4) были открыты и существуют неучтенные торговые точки;

5) в первичные, учетные и отчетные документы внесены фиктивные за­писи, имеются признаки как интеллектуального, так и материального под­лога;

6) документальные источники информации: путевые листы, товарно-транспортные накладные, журнал учета движения товарно-материальных ценностей, договора, платежные поручения, банковские выписки, главная книга, баланс (ф. 1 счета 46, 80, 81), отчет о финансовых результатах дея­тельности (ф. 2);

7) сведения, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, мо­гут содержаться в черновых записях, которые предстоит найти.

Наряду с версиями, касающимися в основном работы с документами, выдвигаются версии по изучению личностных качеств субъектов преступ­ления, их действий, связей и т. п. Подобные версии могут быть связаны с обстоятельствами создания предприятия, его структурой и статусом, руко­водителем этого предприятия, главным бухгалтером, их материальным со­стоянием, условиями жизни, их социальными связями (включая и пре­ступные), взаимоотношениями с ревизорами, аудиторами, налоговыми ин­спекторами и сотрудниками криминальной милиции. В версиях должно найти отражение и такое обстоятельство: когда, кем проводилась послед-



Глава 49. Налоговые преступления


няя документальная проверка, каковы ее результаты, каким образом заин­тересованные лица объясняют сокрытие прибыли.

После построения общих и частных версий может быть составлен план с определением характера и очередности выполняемых действий.

Планируемые действия могут быть следственными, организационными, оперативно-розыскными.

К числу организационных, которые требуют длительного времени и по­тому, как правило, назначаются сразу после возбуждения уголовного дела, относятся: документальная ревизия, инвентаризация, запросы в вышестоя­щие организации, запросы в информационные центры и учеты, запросы в налоговые инспекции, запросы в КРУ.

Первоначальными следственными действиями являются: выемка доку­ментов и их осмотр, обыск, следственный осмотр, допрос сотрудников, ру­ководителя, бухгалтера, назначение и проведение экспертиз, очные ставки.

Выемка (ст. 183 УПК РФ). При всей скрытности налоговых преступле­ний те или иные действия, в том числе и преступные, неизбежно отража­ются в документах. Поэтому на первоначальном этапе расследования чрез­вычайно важно принять срочные меры к обнаружению и изъятию этих до­кументов.

Выемка документов осуществляется в организациях, предприятиях, учре­ждениях, когда имеются достоверные сведения о наличии у них искомых до­кументов (предметов). Своевременное изъятие способно помешать преступ­никам скрыть следы содеянного. При расследовании налоговых преступле­ний искомые документы изымают в секретариатах, бухгалтериях, архивах, у руководителей, на складах и т. п. Документы учета операций по расчетным счетам — в соответствующих банках и иных кредитно-финансовых учрежде­ниях. Некоторые виды документов могут быть изъяты у контрагентов (дого­воры, акты проверок), у головной организации, в транспортных агентствах, в аудиторских фирмах и т. п.

Целенаправленное и полное изъятие бухгалтерских документов — дей­ствие достаточно сложное и не всегда выполнимое. Следователь в состоя­нии лишь примерно определить, какие из документов должны быть изъя­ты. В качестве ориентира можно использовать следующий перечень: реги­страционные документы организации (учредительный договор, протокол общего собрания, свидетельство о регистрации, устав); документы бухгал­терского учета и отчетности (бухгалтерские книги, регистры, отчеты и ба­лансы); приказы, распоряжения, служебная переписка, договоры, книга учета выдачи доверенностей; документы учета операций по расчетным сче­там (платежные требования и поручения, карточка с образцами подписей лиц, наделенных правом подписи денежных документов, и оттиском печа­ти организации, банковские выписки); первичные кассовые документы (кассовые ордера, кассовая книга); транспортные и приемосдаточные доку­менты (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры); документы складского учета.

Документы подвергают следственному осмотру, обращая внимание на признаки, свидетельствующие о подделке: способ изготовления бланка, признаки изменения первоначального содержания текста документа (под­чистки, дописки, допечатки, исправления), признаки травления, смыва­ния; признаки поддельных клише печатей и штампов, технической копи­ровки подписей должностного лица и т. д.


§ 3. Построение и проверка версий



При анализе смыслового содержания документов обращают внимание на соответствие (несоответствие) различных отображений одних и тех же хозяйственных операций. Например, несоответствие между общей массой всего товара и массой одного места (упаковки) с учетом количества мест; между массой всего товара и количеством мест; между количеством груза, выраженного в кубометрах, и его массой или местом его хранения, транс­портировки; между массой груза и грузоподъемностью транспортного сред­ства, использованного для перевозки, как это следует из накладной и путе­вого листа.

Во всех взаимосвязанных документах сопоставляются итоговые записи; например, в документах учета и в отчетных регистрах (так называемые встречная и взаимная проверки).

Если правилами предусмотрено изготовление документа (первичного, учетного) в нескольких экземплярах, то проверяются и сопоставляются все экземпляры такого документа. Осматривают и документы (графики), вы­полняемые контрольными приборами (графический, цифровой материал).

Снимаются копии файлов с компьютерными программами офисного делопроизводства, складского, торгового, бухгалтерского учета и отчетно­сти. Информация, хранящаяся в компьютере, может содержать сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, заключенных дого­ворах, ценах реализации, данных бухгалтерского учета, финансовых ре­зультатах и т. п. В памяти компьютеров могут храниться тексты договоров, деловая переписка, приказы, распоряжения, иные документы, имеющие отношение к расследуемому событию. Осмотр с последующим исследова­нием графиков и компьютерной информации следователь осуществляет с помощью специалиста.

Необходимо учитывать, что с помощью выемок не всегда удается изъять все необходимые документы. Подозреваемые лица, зная содержание акта документальной проверки, стремятся принять меры, направленные на со­крытие документов, вплоть до их уничтожения.

Обыск (ст. 182 УПК РФ). Для обнаружения и изъятия скрываемых офи­циальных документов, а также черновых записей, всевозможных записок, номеров телефонов и фамилий лиц, с которыми связаны в своей деятель­ности подозреваемые, в этой же первоначальной стадии расследования проводят обыски. Их спецификой по делам о налоговых преступлениях яв­ляется то, что фактор внезапности при таких обысках минимален. Отсюда не всегда положительными являются и результаты обыска.

Местами обыска могут быть те же помещения, где проводилась выемка. Вместе с тем, как свидетельствует практика, наиболее эффективными ока­зываются обыски по месту жительства (руководителя, бухгалтера), в гара­жах, на дачах, в подсобных помещениях, в автомобилях и т. п.

В ходе обыска изымают черновые записи, неофициальную учетную до­кументацию, документы, содержащие неоговоренные исправления, подчи­стки, допечатки и т. п. Нередко подобные документы позволяют устано­вить истинное значение и объем той или иной хозяйственно-финансовой операции. Они делают возможным сопоставление данных неофициального учета с данными бухгалтерской отчетности. Выявляемые отклонения могут свидетельствовать о сокрытии налогооблагаемого объекта, об уклонении от уплаты налога.

Планируя обыск и приступая к нему, необходимо учитывать, что не­официальный учет — явление повсеместное, действие, осуществляемое ма-



Глава 49. Налоговые преступления


териально ответственными лицами по собственной инициативе для само­контроля и контроля. Документами неофициального учета являются запи­си в тетрадях, на листах бумаги, в записных книжках, настольных календарях и т. п. В них могут быть отражены сведения о сделках, опера­циях, не отраженных в официальных бухгалтерских документах: об оказа­нии услуг, о поступлении товара на склад, о реализации товара и т. д.

С помощью изъятых и систематизированных документов неофициаль­ного учета может быть получено истинное представление о финансово-хо­зяйственной деятельности организации даже в том случае, если официаль­ные документы «утеряны» или бухгалтерский учет не велся совсем.

Главное при работе с неофициальными документами — определить их допустимость и относимость. С целью определения относимости докумен­тов следователь проводит их осмотр, предъявляет для опознания и по ходу допросов консультируется со специалистом, назначает экспертизы (почер-коведческую, экономические и др.).

Неофициальные документы не имеют реквизитов, нигде не регистриру­ются, не подписаны лицом, их составившим, и т. д. Все это дает основание исполнителям подобных документов утверждать, что они не более чем не­реализованный проект, предполагаемая, но неосуществленная сделка, что в документе примерные или ошибочные расчеты и т. п. Подобные утвер­ждения могут быть опровергнуты путем сопоставления сведений, содержа­щихся в документе, с записями других лиц, с данными, зафиксированными в официальных документах.

Следственный осмотр (ст. 176, 177 УПК РФ). Чаще всего осуществляет­ся в отношении документов, в которых отражены финансово-хозяйствен­ные операции. К осмотру документов с учетом их специфики целесооб­разно привлекать специалиста (ст. 58, 80 УПК РФ). В ходе осмотра уста­навливают:

вид документа (договор, накладная, счет-фактура и т. д.);

кем и когда выдан, изготовлен;

признаки внешнего вида (бумага, красители, способ нанесения текста);

какие факты и обстоятельства, содержащиеся в документе, важны для расследования;

признаки изменений текста, реквизитов, признаки внешнего воздейст­вия.

При изучении внешнего вида обращают внимание на соответствие его формы общепринятой для таких документов. При осмотре документов строгой отчетности обращают внимание на номера и даты выдачи, зареги­стрирован ли документ в соответствующем журнале учета (например, в журнале учета выданных доверенностей, М-2).

При следственном осмотре документов целесообразно проверить пра­вильность расчетов и их соответствие предъявляемым требованиям.

Наряду с осмотром документов могут проводиться и следственные ос­мотры помещений, участков местности. В качестве помещений фигуриру­ют складские территории, производственные площади, транспортные и подсобные помещения, кабинеты руководителя, бухгалтера. Предметом осмотра могут являться: неучтенное сырье, неучтенные товары, готовая продукция, ее следы; оборудование, транспорт, не состоящие на балансе предприятия. Важным бывает установление размера площади (цеха, скла­да), количества и качества хранящегося сырья, готовой продукции, иных товаров.


§ 3. Построение и проверка версий



Допрос (ст. 187—190 УПК РФ). По делам о налоговых преступлениях допрос целесообразно начинать с лиц, выявивших нарушения в ходе про­верки деятельности налогоплательщика. Это могут быть сотрудники нало­говых органов, ревизоры, аудиторы. Допрос этих лиц позволяет установить обстоятельства вскрытия налогового преступления, уяснить его суть. До­прос указанных лиц не представляет особой сложности, так как они не за­интересованы в исходе дела и дают правдивые показания. Учитывая про­фессиональную подготовку допрашиваемых, следователю целесообразно использовать контакт с этими людьми для лучшего уяснения допущенных налогоплательщиком нарушений и установления причинной связи этих нарушений с действиями по уклонению от уплаты налога.

Следующей категорией допрашиваемых лиц должны стать бухгалтер­ские работники, занимавшиеся непосредственным учетом хозяйственной деятельности и составлением отчетности; кассиры, кладовщики, экспеди­торы, оформлявшие различные первичные документы; продавцы и иные лица, непосредственно участвовавшие в хозяйственных операциях; пред­ставители предприятий-партнеров.

Бухгалтерские работники, кассиры, кладовщики и экспедиторы могут дать показания о порядке ведения в организации бухгалтерского учета, о представлении отчетности, о порядке приходования, хранения, сбыта това-ро-материальных ценностей, о сдаче денежной выручки в кассу, о местах возможного нахождения неофициальных документов. Большая часть этих свидетелей не заинтересована в сокрытии истины. Однако некоторые из них могут исказить факты либо в силу давности происходившего, либо поддавшись на уговоры заинтересованных лиц, либо из корыстных сообра­жений (например, им обещали вознаграждение).

Важные данные могут быть получены и от иных сотрудников организа­ции, являющихся непосредственными участниками хозяйственной (произ­водственной) деятельности или причастных к ней. Это секретари, водите­ли, грузчики, работники охраны, производственники и другие лица. С их помощью устанавливаются подлинные обстоятельства проведения хозяйст­венных операций (количество реализованного товара, обстоятельства его погрузки, транспортировки, разгрузки); истинное положение дел в органи­зации, возможные места хранения неоприходованных товаров, сырья и т. д.

На эту категорию свидетелей также может быть оказано давление со стороны заинтересованных лиц. Поэтому их целесообразно допросить на ранней стадии следствия.

Ценные показания нередко получают от свидетелей, в число которых входят представители других предприятий или организаций, с которыми сотрудничала данная организация-налогоплательщик. Эти лица сообщают сведения о заключенных договорах, произведенных закупках, продажах, транспортировках, расчетах и т. п. В качестве свидетелей могут выступать коммерческие директора, экспедиторы и другие лица.

При допросе к любому свидетелю из приведенных категорий можно применить такой тактический прием, как предъявление документа. Дело в том, что допрос о проведенных финансово-хозяйственных операциях про­водится спустя значительное время после осуществления этих операций1.

1 Закон допускает проведение проверок налоговыми органами за последние три календарных года (ч. 1 ст. 87 НК РФ).



Глава 49. Налоговые преступления


Поэтому многие свидетели лишь приблизительно помнят обстоятельства этих операций и с трудом восстанавливают интересующие следователя подробности. Могут быть и иные причины «забывчивости» свидетеля. Предъявление документа позволяет получить достаточно конкретные пока­зания, помогает свидетелю вспомнить иные, относящиеся к делу события, сопутствовавшие проведению хозяйственных операций.

Такой порядок может быть рекомендован и для допроса подозреваемых (обвиняемых) лиц, в качестве которых фигурируют чаще всего руководите­ли (их заместители) организаций, главные бухгалтеры. Допрашивать этих лиц целесообразно после того, как будут получены результаты ревизий, аудиторских проверок, допрошены упомянутые ранее свидетели.

Подозреваемые (обвиняемые) по делам о налоговых преступлениях — это, как правило, люди с высоким уровнем образования (экономического, юридического, технического), имеющие достаточно весомый социальный статус, способные правильно оценить силу предъявляемых им доказа­тельств.

Допросу указанных лиц должна предшествовать тщательная подготовка. Необходимо изучить не только материалы дела, но и налоговое законода­тельство; определить факты, по которым необходимо получить показания; вопросы, которые следует задать; продумать тактику предъявления доказа­тельств. Обычно это предъявление «по нарастающей» — сначала доказатель­ства, относящиеся к второстепенным обстоятельствам, а затем — к главным. Документы целесообразно предъявлять после того, как допрашиваемый даст показания по всем обстоятельствам, связанным с этими документами.

Большую помощь в допросе указанных лиц способен оказать следовате­лю специалист в области бухгалтерского учета, налогообложения.

Очная ставка (ст. 192 УПК РФ). Может быть проведена для устранения в показаниях свидетелей и подозреваемых (обвиняемых) существенных противоречий. Очные ставки по делам о налоговых преступлениях требуют особого внимания. Дело в том, что существенные противоречия в показа­ниях лиц обычно не являются результатом забывчивости. Это осознанное стремление одного лица возложить вину на другое. Речь идет о противоре­чиях в показаниях руководителя и главного бухгалтера, руководителя и подчиненных работников, главного бухгалтера и его подчиненных, руково­дителя и представителей других организаций, с которыми осуществлялись коммерческие сделки.

Учитывая, что основой противоречий являются ложные показания од­ного из допрашиваемых, решать вопрос о целесообразности проведения очной ставки следует с учетом того, можно ли получить достоверные дан­ные из иных источников, чем подтверждаются правдивые показания, как себя могут повести допрашиваемые.

§ 4. Назначение и проведение судебных экспертиз по делам о налоговых преступлениях

Основные экспертизы по делам о налоговых преступлениях связаны с исследованием документов. Это криминалистические и судебно-экономи-ческие экспертизы.

В задачу технико-криминалистической экспертизы документов входит ус­тановление того, каким способом изготовлен документ; использован ли


§ 4. Назначение и проведение судебных экспертиз



для этого подлинный или поддельный бланк; нанесены ли оттиски печати и штампа подлинными или поддельными клише; что было нанесено рань­ше: текст, подпись, оттиск печати; вносились ли исправления в первона­чальный текст, каков характер этих исправлений; как первоначально чи­тался измененный текст.

При наличии рукописных документов может быть проведена судебно-почерковедческая экспертиза. Вместе с исследуемым документом должны быть направлены образцы почерка проверяемого лица (свободные, относи­тельно свободные, экспериментальные). На разрешение эксперта ставятся следующие вопросы:

не выполнен ли текст документа (резолюция, подпись) лицом, образцы почерка которого прилагаются;

кем из проверяемых лиц выполнен документ;

не выполнены ли исследуемые документы одним лицом;

одним или разными лицами выполнены разные фрагменты одного до­кумента.

Особо важное значение имеют судебно-экономические экспертизы. Они позволяют на основе изучения документов Хозяйственного учета выводным путем установить фактические данные о совершенных финансово-хозяйст­венных операциях, экономических показателях, наличии или отсутствии хозяйственных средств. Полученные при этом сведения позволяют экспер­там ответить на кардинальный вопрос следствия о том, какой размер нало­га не уплачен в бюджет.

Из числа экономических наиболее часто назначаются судебно-бухгал-терская и судебная финансово-экономическая экспертизы.

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются операции бух­галтерского учета. Она позволяет установить, правильно ли отражены фи­нансово-хозяйственные операции в бухгалтерских документах; в отноше­нии каких операций допущены искажения; в результате каких нарушений занижены суммы налога; какая сумма налога не была перечислена в бюд­жет; подтверждается ли вывод акта о документальной проверке; кто ответ­ствен за порядок ведения учета и отчетности.

Приведенная модель является оптимальной, но, к сожалению, далеко не всегда реализуемой именно при расследовании налоговых преступле­ний. Дело в том, что фактически при совершении этих преступлений бух­галтерский учет, как правило, либо отсутствует, либо отражает финансово-хозяйственную деятельность не в полном объеме. И то и другое является средством совершения налогового преступления, способом его сокрытия. Подобное положение с бухгалтерским учетом создает серьезные, а порой непреодолимые препятствия для производства судебно-бухгалтерских экс­пертиз, так как в их компетенцию восстановление учета не входит.

Вместе с тем даже в этих условиях целый ряд обстоятельств, относя­щихся в конечном счете к предмету доказывания, к его элементу, касаю­щемуся события преступления, может быть установлен в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы. Для этого на ее разрешение обычно ставятся следующие вопросы:

каково состояние бухгалтерского учета в организации (на предприятии);

какие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета имели место;

соответствуют ли записи в документах бухгалтерского учета о производ­ственных затратах данным первичной документации;



Глава 49. Налоговые преступления


с какими хозяйственными операциями связаны допущенные в учете ис­кажения;

соответствуют ли данные, отраженные в финансовой отчетности орга­низации (предприятия) за определенный период, данным бухгалтерского учета;

полностью ли оприходованы материальные ценности;

к какому периоду относятся выявленные расхождения в учетных дан­ных о приходе (расходе) материальных ценностей;

кто ответствен за порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

В тех случаях, когда возможности судебно-бухгалтерской экспертизы ограничены, должна назначаться судебная финансово-экономическая экс­пертиза1. Она позволяет в новых условиях хозяйствования устанавливать способы искажения бухгалтерской отчетности (фальсификацию балансов) и отрицательные последствия нарушений гражданского и налогового зако­нодательства.

Финансово-экономическая экспертиза исследует балансовые взаимосвязи данных учета, выявляя конкретные нарушения налогового законодательст­ва. Эти взаимосвязи устанавливают по отражению в журналах-ордерах, ве­домостях и других регистрах, где накапливается информация, в главной книге регистрации хозяйственных операций, а также в балансе предпри­ятия и приложениях к балансу, включая отчет о финансовых результатах.

Перед судебной финансово-экономической экспертизой могут быть по­ставлены следующие вопросы:

какова фактическая себестоимость реализованной продукции;

подлежит ли налогообложению сумма, полученная от определенной хо­зяйственной операции;

в результате каких нарушений произошло занижение налогооблагаемой базы;

какая сумма налогов не уплачена в бюджет в результате допущенного нарушения.

Для решения этих вопросов судебному эксперту должны быть представ­лены: подлинная бухгалтерская отчетность, подписанная лицами, отвечаю­щими за ее достоверность, и представленная в налоговый орган; система счетных записей. Если отсутствуют накопительные документы бухгалтер­ского учета, то необходимо представить первичные документы.

Говоря об использовании специальных познаний при расследовании налоговых преступлений, нельзя не упомянуть аудиторские проверки. Ауди­торская проверка позволяет установить достоверность бухгалтерской отчет­ности предприятия и соответствие совершенных им финансовых или хо­зяйственных операций действующему законодательству. Она может быть проведена на основе документов, изъятых следователем в установленном законом порядке.

По своей сути аудиторские проверки представляют собой независимую экспертизу, осуществляющую анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью установить ее достоверность, полноту, соответствие действующему законодательству и порядку ведения бухгалтер­ского учета; другие виды контрольной работы.

Недостатком аудиторской проверки является то, что в ходе ее проведе­ния используются традиционные методы документальной ревизии и фак-

См.: Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 150 и след.


§ 5. Обеспечение возмещения ущерба



тического контроля (как при инвентаризации). Однако подобным путем не удается выявить приемы и способы фальсификации бухгалтерских балан­сов. Аудитор проверяет документальное подтверждение записи в бухгалтер­ском учете с выходом ее на баланс и на отчет. Иными словами, он прове­ряет наличие первичных документов, фиксирующих сведения о хозяйст­венной операции и ее последующее отражение. В тех случаях, когда в документы внесены ложные сведения, аудитор, в отличие от судебного эксперта, не может определить недостоверность первичных документов, а следовательно, установить фальсификацию баланса и тем самым способ совершения налогового преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: