Последующие следственные действия

Наряду с подозреваемым (обвиняемым) допрашиваются свидетели. Та­кими свидетелями могут быть лица, у которых взятка вымогалась, но они ее не дали и в следственные органы не сообщили. В качестве свидетелей допрашиваются сослуживцы взяткополучателя, которым известны факты его неправомерной деятельности; лица, которые видели передачу взятки, но не подозревали об этом, например взятка передавалась под видом папки с деловыми бумагами, как возвращение долга и т. п.

Тактика допроса свидетеля определяется с учетом его личности и отно­шения к расследуемому делу. Если это лицо, у которого безуспешно вымо­гали взятку, то у него выясняют все те обстоятельства, что и у заявителя. У свидетелей-сослуживцев выясняют характеристику деятельности долж­ностного лица, факты, свидетельствующие о его особом внимании к от­дельным посетителям, организациям, структурам; о его повышенном инте­ресе к прохождению отдельных дел через инстанции. Свидетели могут дать показания об обстоятельствах, связанных с расследуемым событием, изло­жить порядок предоставления льготного кредита, сообщить детали предос­тавления льгот по налогообложению; сообщить о телефонных переговорах,



Глава 51. Расследование должностных преступлений


происходивших в их присутствии, подтвердить факт встреч должностного лица и взяткодателя и т. п.

Важной частью действий следователя по данной категории дел является детальный анализ порядка работы организации (органа, учреждения), где служит взяткополучатель. Такой анализ должен включать как ознакомле­ние с общим порядком совершения действий, за которые была получена взятка, так и изучение функциональных обязанностей работников учреж­дения: каков обычный порядок прохождения документов, как они оформ­ляются и выдаются. При этом следует иметь в виду факты совпадения вре­мени дачи-получения взятки и решения вопроса, который до этого дли­тельное время не рассматривался; факты подготовки дел к рассмотрению в упрощенном порядке; случаи незаконного оформления должностного лица на работу по совместительству (в коммерческую структуру), приглашение его в качестве консультанта; факты получения завышенных гонораров за научную или лекционную деятельность. Примером искусственного созда­ния обстановки, при которой посетитель вынужден был в замаскирован­ной форме платить «дань» (взятки, граничащие с рэкетом), является прак­тика, введенная в одном из районов г. Волгограда. Директор муниципаль­ного управления социально-экономического развития района гр. Л. ввел в руководимом им управлении следующий порядок. При оформлении реги­страции и перерегистрации коммерческих и рыночных структур, малых и государственных предприятий сам Л. или его заместитель изучали за осо­бую плату учредительные документы, поданные на регистрацию. Кроме то­го, каждый претендующий на регистрацию или перерегистрацию в обяза­тельном порядке должен был купить пакет документов (бланков инструк­ций, образцов), заполняемых для регистрации. В комплект в качестве «нагрузки» входила еще и художественная литература. В итоге каждый из посетителей принудительно платил несколько миллионов неденоминиро­ванных рублей.

Знание указанных обстоятельств помогает следователю при допросе как свидетелей, в том числе сослуживцев, так и подозреваемых.

Наряду с допросом могут быть проведены очные ставки: между взятко­получателем и взяткодателем, любым из них и посредником, взяткополуча­телем и его сослуживцами.

При расследовании взяточничества и коррупции для опознания предъ­являют: лиц, предметы, документы. Это целесообразно в тех случаях, если взяткодатель признается в передаче взятки и заявляет, что он может опо­знать лицо (посредника, взяткополучателя), которое отрицает знакомство с ним и факт встречи (встреч). Взяткодателю для опознания могут предъяв­ляться вещи, передаваемые им взяткополучателю и изъятые у посредника.

В процессе расследования взяточничества и коррупции возможно и це­лесообразно проведение судебных экспертиз. Это могут быть судебно-по-черковедческие экспертизы для установления исполнителя документа (чер­новика служебного письма, проекта решения, записки, письма); эксперти­за документов технико-криминалистического направления, выявляющая допечатки, изменение даты, отождествление машины по машинописному тексту и т. п. Возможно проведение судебно-экономических экспертиз, особенно если получение взятки связано с другими преступлениями: зло­употреблением служебными полномочиями, превышением должностных полномочий. Возможна и дактилоскопическая экспертиза с целью иденти-


§ 4. Последующие следственные действия



фикации по следам рук, обнаруженным на предмете взятки, его упаковке, на денежных знаках.

На заключительном этапе от следователя требуется установить причи­ны, способствовавшие получению взятки, коррумпированности должност­ного лица (лиц).

При этом может быть выявлен ненадлежащий подбор и расстановка кадров, нездоровый нравственный климат в трудовом коллективе; факты падения нравственности. Особое внимание должно быть обращено на фак­ты умышленной усложненности процедуры решения вопросов, входящих в функциональные обязанности сотрудников данной организации.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что коррупция — это сложное социально-правовое явление, связанное с подкупом лиц, находя­щихся на государственной службе, в целях извлечения «дельцами», а также преступными формированиями прибылей и сверхприбылей за счет пере­качки денежных и материальных средств из федерального и местного бюд­жетов в рыночные структуры и теневую экономику, получение кредитов и льгот без достаточных оснований, ростовщичество, перевод российских де­нег в конвертируемую валюту, вывоз ее за рубеж, укрытие доходов и нало­гов.

Коррупция проявляется как в действиях, так и бездействии должност­ных лиц, как по их инициативе, так и по инициативе преступных и ком­мерческих структур. Методы коррупции различны в зависимости от среды и уровня государственного или муниципального учреждения, но всегда достаточно грамотно завуалированы и направлены на достижение личной или групповой выгоды, как правило, в ущерб государственным интересам.

В результате извращаются принципы законности, ущемляются права граждан, дискредитируется деятельность органов власти и управления и проводимые ими реформы, наносится невосполнимый вред экономике.

Указанные обстоятельства не только свидетельствуют о необходимости самых активных действий со стороны правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с коррупцией, но и о трудностях такого расследования. Трудности эти определяются самой природой кор­рупции (длительное сотрудничество должностных лиц с коррумпировав­шими их структурами), умелым сокрытием (маскировкой) устойчивых свя­зей, активным противодействием расследованию, покровительством лиц, занимающих достаточно высокое и ответственное положение в обществе. И тем не менее знание криминалистической характеристики преступле­ний, сопутствующих коррупции, владение криминалистической методикой позволяют успешно их расследовать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: