По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Во многом это объясняется сложившимся здесь социальным составом населения, а также сферой их профессиональной занятости. Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя.
Верхний слой сословного деления общества образовывало довольно большое по численности и мощное по политическому влиянию духовенство. Именно глава местного духовенства, первоначально избираемый из местной же феодальной аристократии, архиепископ, к XV веку стал фактическим главой государства.
По тому политическому влиянию, которое в Новгороде и Пскове приобрело боярство, эти республики именуют аристократическими. Особенностью местного крупного феодалитета, боярства является то, что бояре, как правило, происходили из местной родо-племенной знати. Объяснением этому является значительная удаленность новгородской земли от Киева из-за чего в предшествующий период существования Древнерусского государства киевские князья не назначали сюда своих наместников, а давали решение этих вопросов на откуп местной знати. Несмотря на то, что, как правило, первоначально бояре были крупными землевладельцами, многие из в дальнейшем были вовлечены в развитие товарно-денежных отношений, получали дополнительные доходы от банковской деятельности и торговли.
|
|
Основой же политической системы Новгородской и Псковской феодальных республик стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества:
- житьи (букв. «зажиточные») люди занимались торговлей и ростовщительством, однако постепенно стали в ходить в состав феодалов;
- своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры), имея в собственности относительно небольшие земельные угодья, сдавали их в аренду или обрабатывали их самостоятельно,
- купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гости»).
Мелкие купцы и ремесленники именовались «молодшими» или «черными» людьми. Они были лично свободными, однако занимали менее привелегированное положение по сравнению с городским патрициатом («старейшими людьми»).
Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов-общинников, половников – зависимых крестьян, работающих «из полу» за часть продукта на господской земле, и закладников «заложившихся», поступивших в кабалу и холопов.
Особенностью правового положения смердов в Новгороде и Пскове являлось то, что будучи формально свободными, они должны были платить дань городу в обмен на опеку и защиту с его стороны. Это ставило их в зависимость, однако не от какого-то конкретного частного лица, а всего публичного образования, государства, именуемого во многих документах уважительно «Господин Великий Новгород».
Холопы (рабы) также были частью общества, однако их общая численность была незначительна, в основном они содержались в качестве дворовых слуг.