Конституция России 1993 года

Параллельно со всеми, указанными выше событиями, ведущими к изменению государственного и административно-территориального устройства, встал вполне закономерный вопрос о создании и принятии новой конституции государства.

I Съезд народных депутатов РСФСР постановлением от 16 июня 1990 года образовал Конституционную комиссию. Образованнаякомиссиясостояла из народных депутатов РСФСР в количестве 102 депутата. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР -Б.Н.Ельцин, а заместителем Председателя - Р.И.Хасбулатов, первый заместитель Председателя Верховного Совета. Позже постановлением Верховного Совета РФ данной комиссии был предоставлен статус постоянного органа. Кроме того, были приглашены к работе группа экспертов ученых-юристов, которые и занялись созданием текста будущей Конституции.

Однако необходимо отметить высокий уровень интереса политических движений и общественности к созданию проекта конституции. Так, общественные движения, отдельные группы специалистов разрабатывали и опубликовали свои проекты новой Конституции России.

Хорошим примером служит активная работа в этом направлении коммунистами. Осенью 1990 года коммунисты предложилиодин из вариантов проекта Конституции РСФСР. В 1992 году появился проект, представленный в Верховный Совет РФ народным депутатом РФ Ю.М.Слободкиным, а в мае 1993 года был опубликован новый проект КПРФ, который серьезно отличался от ранее представленных вариантов.

Следует отметить что Конституционная комиссия по разному относилась к подобным проектам - одни проекты не имели существенного значения,другие оказывали влияние,так как отражали позиции влиятельных политических движений и сил, а также отдельных деятелей. К их числу можно отнести: проект рабочей группы под руководством С.М.Шахрая, и проект Российского движения демократических реформ. Данные проекты определенным образом отразились в содержании будущего проекта Конституции.

21 сентября 1993 годапоявляется Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «Обращение к гражданам России». В этих документах высказанонегативноеотношение в адрес Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В частности указывалось, что они противодействуют осуществлению социально-экономических реформ, устроили обструкцию Президенту, предпринимают систематические усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции. Также определялась необходимость выборов нового Парламента Российской Федерации, которая диктуется также и тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР.

Президент постановил прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. До начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания РФ - и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Так же было установлено, что Конституция, законодательство РФ и субъектов РФпродолжают действовать в части, не противоречащей Указу. Временно до принятия Конституции РФ и закона о выборах в Федеральное Собрание РФ Президент ввел в действие Положение "О федеральных органах власти на переходный период", подготовленное на основе проекта Конституции.

Новым парламентом РФ становилось Федеральное Собрание, состоящее из избираемой населением Государственной Думы и Совета Федерации, формируемого из руководителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Президент также утвердил данным Указом Положение о выборах в Государственную Думу. Выборы в Государственную Думу были им назначены на 11-12 декабря 1993 года, для чего образовывалась Центральная избирательная комиссия.

15 октября 1993 года появляется Указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Голосование по проекту назначалось на 12 декабря. В бюллетень включалась формулировка: «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации?» - «Да» или «Нет». В случае принятия Конституции, она вступала бы в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 58,4% избирателей, против - 41,6%человека. Текст принятой Конституции, опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года. Указом от 19 сентября 1994 года Президент объявил 12 декабря государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации.

Конституция России — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Конституция упразднила ранее существовавшие органы государственной власти, в числе которых - Съезд народных депутатов России, Верховный Совет России.

Конституция 1993 года обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Содержание Конституции РФ включает в себяполное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Россия получила официальное закрепление как федерация, имеющая три вида субъектов: республики, национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные образования - края, области, города федерального значения. При этом субъекты РФ являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти.

Конституция использует понятие "суверенитет" только по отношению к Российской Федерации. Она гласит, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Определено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, Россия тем не менее не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные Конституцией РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

Конституция РФ определила вопросы ведения Российской Федерации, сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция закрепила основы конституционного строя России -народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В статье 1 Конституции приводится официальное наименование государства - Российская Федерация и Россия, которые являются равнозначными.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ закрепила немаловажные положения о правах и свободах человека, закрепленные еще во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 года. Согласно норм Конституции РФ, признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция определила демократию как основу образа жизни в России и ее политического режима. Вместе с тем, признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Гражданам гарантируется право на объединение.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 10 Конституции РФ закрепила главный принцип демократического государства - принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Государственное устройство закрепленное в Конституции РФ состоит из Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепила основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Главой Российской Федерации является Президент Российской Федерации, являющийся гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

К полномочиям Президента российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится:определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, представлениеРоссии внутри страны и в международных отношениях.

Конституция РФ закрепила наличие парламента РФ - Федерального Собрания, состоящего из двух палат - верхней и нижней. Формально возможности парламента ограничены двумя функциями - представительства народа и законотворчества. Однакопалаты Федерального Собрания осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании ряда государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле.

Нижняя палата - Государственная Дума представлена 450 депутатами. Механизм формирования: половина избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая - по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата - Совет Федерации - формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ то есть от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Конституция определила Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть в государстве. Правительство обладает широким спектром полномочий - бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство руководит деятельностью всех органов исполнительной власти.

Особенностью Конституции РФ 1993 года явилось то обстоятельство, что она не закрепляет основы системы органов власти субъектов РФ, указывая, что система органов государственной власти субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Конституция содержит ряд норм относительно местного самоуправления. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и другими гарантиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: