При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: понятие управленческого общения, формы управленческого общения, принципы управленческого общения, уровни и стадии управленческого общения, функции коммуникаций, вертикальные и горизонтальные коммуникации, причины неэффективных коммуникаций. Преодоление коммуникативных барьеров.
В процессе изучения темы сориентировать студентов на то, что в процессе делового общения неизбежно возникает потребность в управлении, предполагающем планирование, мотивацию и контроль. Исходя из этого, управленческое общение можно определить как общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи. Выделить формы управленческого общения.
Проанализировать, от чего зависит выбор формы общения. Уточнить, что в зависимости от уровня управления, его вертикальных и горизонтальных «срезов», производственных и общественных условий, индивидуально-психологических качеств людей руководитель выбирает ту или иную форму управленческого общения.
При изучении темы особое внимание уделить принципам управленческого общения. В процессе их рассмотрения ответить на вопрос Что такое делегирование полномочий? Какие вопросы можно делегировать, какие не рекомендуется? Выйти на технику делегирования полномочий. Формы поощрения и наказания. Принципы и приемы использования рабочего времени существуют.
Рассматривая тему, отметить, что в психологии управления выделяют шесть стадий управленческого общения, последовательно их проанализировать с точки зрения эффективного управленческого общения.
Литература по теме:
1. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. - М., 2000.
2. Власова Н. …и проснешься боссом. Справочник по психологии управления. - Новосибирск, ЭКОР, 1994.
3. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1994.
4. Генов Ф. Психология управления. - М., 1992.
5. Жариков, Е.С. Психология управления М., 2002.
6. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П., Менеджер - психологические аспекты профессии. - М.:1992.
7. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Москва, прогресс, 1989г.
8. Карпов А.В. Психология менеджмента – М., 2005.
9. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: психология управленческой деятельности – С-Пб., 2004.
10. Лебедев В.И. Психология и управление. - М.: ВО Агропромиздат, 1990.
11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (пер. с англ.). - М.: Дело, 1992.
12. Михеев В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и метод работы руководителя.- М., 2002.
13. Панасюк Ю.А. Управленческое общение: практические советы.- М., 2003.
14. Психологические проблемы современного руководителя - М., 2002.