Понятие личности в психологической литературе. Личность как субъект и объект социальной деятельности и отношений. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Формирование личности. Социализация. Самоактуализация. Социализация как реализация «Я - концепции». Неадекватность самооценки и оценки социума как пусковой механизм делинквентности. Развитие ответственности личности в процессе социализации. Взаимодействие социальных и биологических факторов в процессе формирования личности.
Психологическая структура личности.
Структура личности по С.Л. Рубинштейну (направленность - потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение); знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности).
Структура личности по А.Г. Ковалеву: (направленность; характер; возможности (система способностей); система упражнений (саморегуляция, самоконтроль, коррекция действий и поступков).
|
|
Иерархическая структура личности по К.К. Платонову: подструктура направленности (отношения и моральные черты личности); подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); подструктура форм отражения (психологическая) - индивидуальные особенности психических процессов; подструктура биологически обусловленная (типологические свойства личности, половые и возрастные особенности).
Соотношение биологического и социального в иерархической структуре личности.
Конституционные и клинические типологии личности.
Конституционная типология личности Кречмера. Типы телосложения и психические особенности личности: астеник - шизотимик; пикник - циклотимик, атлетик - тискотимик.
Клинические типологии личности. Шизоидный тип. Циклоидный тип. Гипертимный тип. Сензитивный тип. Психостенический тип. Эпилектоидный тип. Конформный тип.
Сенсорная типология.
Типология по основным сферам сенсорного опыта: визуальный тип, аудиальный тип, кинестетический тип.
Психогеометрическая типология. Типология на основе предпочитаемого вектора человеком какой-либо геометрической фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.
Понятие темперамента. Гиппократ - основоположник учения о темпераменте. Типология темпераментов К. Галена, И. Канта. Конституционная типология (Э. Кречмер, Шелдон).
Современные теории темперамента и учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.
Темперамент и типы высшей нервной деятельности: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный, тип ВНД - сильный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный, тип ВНД - безудержный); флегматический (сильный, уравновешенный, малоподвижный, тип ВНД - инертный); меланхолический (слабый, неуравновешенный, малоподвижный, тип ВНД - слабый).
|
|
Психологические особенности психики и поведения представителей различных темпераментов.
Учет свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста.
Характер личности: понятие, структура. Черты характера, в которых проявляются отношение к себе, отношение к другим людям, к окружающему миру, отношение к вещам.
Воля в структуре характера личности. Понятие о воле, волевом усилии, волевых качествах, волевой регуляции поведения и деятельности.
Волевые качества характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила характера, твердость характера.
Эмоциональные проявления характера: порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и т.д.
Интеллектуальные проявления характера: любознательность, сообразительность, глубокомыслие, находчивость и др.
Выразительные признаки характера: поступки и действия, особенности речи, внешний облик (мимика, походка, жестикуляция).
Акцентуации типов характера, представляющие интерес для юридической деятельности: гипертивный, гипотимный, циклоидный, тревожно-мыслительный, демонстративный, возбудимый (эпилептоидный), неустойчивый, затрагивающий (паранойяльный), самодостаточный, сенситивный, шизоидный, экстравертированный, интровертированный, конформный, экзальтированный.
Изучение характера в целях изучения механизма преступления, причин его совершения, оценки причин поведения обвиняемого, пострадавшего, свидетеля; выбора тактики правовых действий; реализации индивидуального подхода при проведении воспитательной, предупредительной работы с гражданами.
Способности: понятие, классификация. Способности: природные (биологически обусловленные), специфические человеческие (общие и специальные, теоретические и практические, учебные, способности к общению и т.д.).
Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Физиологическая основа способностей. Факторы, обуславливающие развитие способностей: задачи, условия индивидуального развития, мотивация, активность (деятельность).
Понятие «социализации личности».
Процесс социализации личности: воспитание активной социальной ответственности, осознание долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм (нормативное поведение, высокая степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений).
Стадии социализации: первичная или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода); индивидуализации (подростковый – юношеский возраст); интеграции; трудовая стадия (период зрелости человека); послетрудовая стадия (пожилой возраст).
Источники социализации: социально-политические институты, социальные группы. Механизмы социализации: подражание, освоение социальных ролей, шаблон поведения, совокупность прав и обязанностей человека, полоролевая типизация, социальное влияние.
Психология правопослушного поведения. Нормативно-ценностная система как особое психологическое образование личности.
Этапы в формировании правосознания:
• материальный мир приобретает качество принадлежности (частная, личная и государственная собственность);
• другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;
• личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.
Понятие «ответственности». Виды ответственности по видам ролевых обязанностей и социальных отношений: политическая, юридическая, моральная, профессиональная и др. Виды ответственности более конкретного характера: родительская, административная, материальная, дисциплинарная, уголовная и т.д. Формирование ответственности.
|
|
Основные этические категории: «долг», «достоинство», «совесть», «честь», «счастье».
Особенности социализации личности под воздействием средств массовой информации и пропаганды.