1. Как определяет культурно-исторический тип Н.Я. Данилевский?
2. Почему Н.Я. Данилевский отождествляет его с цивилизацией? 5. Допускает ли Н.Я. Данилевский связь и преемственность между цивилизациями?
3. Какие основные формы деятельности выделяет Н.Я. Данилевский в функционировании цивилизации?
4. В чем позитивные моменты и недостатки концепции Н.Я. Данилевского?
5. Чем отличается понятие культуры О. Шпенглера от понятия культурно-исторического типа Н.Я. Данилевского?
6. В чем видит О. Шпенглер своеобразие мировых культур?
7. Почему О. Шпенглер отличает понятие культуры от цивилизации?
8. Что служит наименьшей единицей истории у А. Тойнби?
9. В чем состоит разница в понимании цивилизации О. Шпенглером и А. Тойнби?
10. Что служит причиной возникновения цивилизаций у А. Тойнби?
Глава 7. Единство и целостность исторического процесса
Исторический процесс складывается из событий, происходивших в прошлом. Именно события представляют собой те факты, с которыми непосредственно имеет дело историк. Поскольку эти факты повествуют о прошлом, постольку они не являются непосредственно данными об исторической действительности, а служат лишь косвенными свидетельствами о ней. Вот почему о конкретных исторических событиях мы можем судить только по сохранившимся документам, которые в свою очередь нуждаются в тщательной проверке, а главное - в соответствующей интерпретации. Еще труднее установить связь между историческими событиями и самим фактом существования закономерного исторического процесса.
|
|