Централизованные и децентрализованные организации

Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения – дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Как уже было указано выше, если норма управляемости становится слишком высокой, то должны быть введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Здесь управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или же в сравнении с собой же, но в другие периоды.

В идею децентрализованных структур заложена мысль, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами.

Здесь обычно за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов, координация и оценка деятельности подразделений. Руководителям более низкого уровня делегируется право принимать решения в областях, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.

Понять насколько данная организация централизована по сравнению с другими, можно определив следующие ее характеристики:

1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровняхуправления.

Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.

2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.

3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.

Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрачивающие более, чем одну бизнес-функцию, то организация тяготеет к децентрализованной.

4. Количество контроля за работой подчиненных.

В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей. Оценка их действий делается на основании суммарных достигнутых результатов, которых должно добиться данное подразделение.

Централизация и децентрализация имеют свои недостатки и преимущество, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными.

Преимущества централизации:

1. Улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями;

2. Позволяет избежать ситуации, когда одни отделы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

3. Позволяет более экономично и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного аппарата.

Преимущества децентрализации:

1. Позволяет решить проблему управления крупными организациями, где имеет место огромное количество информации и сложность процесса и решений;

2. Дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше знает ее;

3. Стимулирует инициативу и позволяет личности отожествлять себя с организацией

4. Помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организации талантливых руководителей.

Замечание: Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот.

К факторам, определяющим соотношение централизации и децентрализации, относятся следующие:

- необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствует децентрализации;

- соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватно стратегии;

- в период кризиса или возникновения непосредственных угроз властные полномочия, как правило, концентрируют в руках высшего менеджмента организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: