Решать, в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения – дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.
Как уже было указано выше, если норма управляемости становится слишком высокой, то должны быть введены дополнительные уровни управления, чтобы не допустить потери координации.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ.
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Здесь управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или же в сравнении с собой же, но в другие периоды.
В идею децентрализованных структур заложена мысль, что людям изначально присуща способность успешно справляться с поставленными задачами.
|
|
Здесь обычно за высшим руководством остается решение вопросов долгосрочного планирования, распределения ресурсов, координация и оценка деятельности подразделений. Руководителям более низкого уровня делегируется право принимать решения в областях, непосредственно связанных с продукцией и услугами, за которые они отвечают.
Понять насколько данная организация централизована по сравнению с другими, можно определив следующие ее характеристики:
1. Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровняхуправления.
Чем больше количество тех решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем большая степень децентрализации.
2. Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.
В децентрализованной организации руководители среднего и нижнего звена могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлением деятельности организации в новое русло.
3. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.
Если руководители нижнего и среднего звена могут принимать решения, затрачивающие более, чем одну бизнес-функцию, то организация тяготеет к децентрализованной.
4. Количество контроля за работой подчиненных.
В сильно децентрализованной организации руководство высшего звена редко проверяет повседневные решения подчиненных ему руководителей. Оценка их действий делается на основании суммарных достигнутых результатов, которых должно добиться данное подразделение.
|
|
Централизация и децентрализация имеют свои недостатки и преимущество, соотношение которых определяется внешними и внутренними переменными.
Преимущества централизации:
1. Улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями;
2. Позволяет избежать ситуации, когда одни отделы растут и развиваются за счет других или организации в целом;
3. Позволяет более экономично и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного аппарата.
Преимущества децентрализации:
1. Позволяет решить проблему управления крупными организациями, где имеет место огромное количество информации и сложность процесса и решений;
2. Дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, лучше знает ее;
3. Стимулирует инициативу и позволяет личности отожествлять себя с организацией
4. Помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организации талантливых руководителей.
Замечание: Недостатки централизации состоят в том, что она закрывает пути получения преимуществ децентрализации, и наоборот. |
К факторам, определяющим соотношение централизации и децентрализации, относятся следующие:
- необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствует децентрализации;
- соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватно стратегии;
- в период кризиса или возникновения непосредственных угроз властные полномочия, как правило, концентрируют в руках высшего менеджмента организации.