Под гипотезой понимается та часть нормы права, которая указывает на условия, при которых эта норма может быть реализована в конкретных правоотношениях

Любая норма права может быть реализована в конкретных отношениях при наличии строго определенных жизненных обстоятельств, указанных в ее гипотезе. Это могут быть события, независимые от воли человека и иных лиц (стихийные бедствия, болезнь, возраст, течение времени и др.), либо волевые действия человека и иных лиц (заключенный договор, составленное завещание, поданное в компетентный орган государства заявление, причиненный другому лицу имущественный вред и др.).

Например, согласно ст.30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Таким образом, изложенная норма может применяться при одновременном наличии двух условий: 1) злоупотребления гражданина спиртными напитками или наркотическими средствами; 2) связанного с таким злоупотреблением тяжелого материального положения семьи. Никакие иные жизненные обстоятельства не имеют значения для ограничения дееспособности гражданина по основаниям, предусмотренным ст.30 ГК РФ.

В зависимости от числа оснований, с которыми связывается реализация нормы права в конкретных отношениях, гипотезы бывают простыми, сложными или альтернативными.

Гипотеза называется простой, если в ней указано одно жизненное обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается возможность реализации нормы права в конкретном правоотношении. Гипотеза, в которой называется два и более обстоятельств-условий реализации нормы в конкретных отношениях, является сложной. Гипотеза, в которой реализация нормы в конкретных отношениях ставится в зависимость от одного или нескольких закрепленных ею жизненных обстоятельств, называется альтернативной.

Примером альтернативной гипотезы может служить гипотеза нормы, закрепленной ст. 242 ГК РФ. Согласно этой статье реквизиция имущества может проводиться в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Таким образом, для применения данной нормы достаточно возникновения какого-либо одного из обстоятельств, названных в ст. 242 ГК РФ.

Под диспозицией нормы права понимается та ее часть, которая содержит само правило поведения, т.е. формулирует права и обязанности участников конкретных правоотношений. Диспозиция составляет основу, ядро нормы права, поскольку излагает непосредственно требования, положения, которым должны следовать участники конкретных правоотношений.

Так, диспозицией нормы права, закрепленной ч. 2 ст. 240 ГК РФ, является положение о том, что собственнику культурных ценностей возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора -судом.

Диспозиция нормы права всегда содержит конкретное, предписываемое участникам правоотношений возможное или обязательное поведение. При этом используются два способа закрепления такого поведения: представительно-обязывающий и запретительный.

Представительно-обязывающий способ изложения диспозиций состоит в том, что диспозиция предоставляет гражданам, иным лицам определенные права: право на труд, на материальное обеспечение в старости, на создание коммерческих предприятий, на открытие счета в банках, на получение заработной платы, право собственности и др. Вопрос о возможности и целесообразности реализации предоставленных прав решается гражданином, иным лицом самостоятельно, без какого-либо принуждения. При этом оказывается, что большинство таких прав могут быть реализованы действиями других лиц, которые в конкретном правоотношении выступают обязанной стороной.

Так, право гражданина на материальное обеспечение в старости обеспечивается органами социального обеспечения, которые действующим законодательством обязуются назначить и выплачивать пенсию. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность работодателя своевременно выплачивать заработную плату.

Чтобы обеспечить реальное действие прав, в диспозиции устанавливаются обязанности соответствующих лиц принимать необходимые меры по реализации этих прав. Поэтому диспозиция по своему содержанию является представительно-обязывающей. Она одним лицам предоставляет права и одновременно обязывает других лиц совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях.

Разновидностью представительно-обязывающих диспозиций являются диспозиции, которые закрепляют права, реализуемые собственными действиями уполномоченных лиц. Например, авторское право может возникнуть только у лиц, самостоятельно создавших литературное произведение, подготовивших диссертацию, сочинивших музыку. В такого рода правоотношениях, на первый взгляд, отпадает надобность в действиях какой-либо другой обязанной стороны. Однако эта сторона существует реально. В этом качестве выступает каждый член общества и общество в целом, а также государство и его органы, на которых возлагается обязанность не препятствовать субъекту реализовывать предоставленное ему право, а также свободно пользоваться, владеть и распоряжаться созданными произведениями.

Запретительные диспозиции не закрепляет каких-либо прав. Они устанавливают только обязанность граждан, иных лиц воздерживаться от совершения запрещенных действий. Запретительные диспозиции содержатся по преимуществу в нормах уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность за совершение преступлений и административных проступков. Так, диспозиция ст. 158 УК РФ запрещает совершать кражу, т.е. тайное похищение чужого имущества. Диспозиция ст.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит запрет на нарушение работодателями законодательства о труде и правил по охране труда.

Специфика норм с запретительными диспозициями состоит в том, что с их помощью государство не осуществляет позитивного регулирования общественных отношений, не предписывает гражданам и иным лицам совершения определенных действий, а устанавливает запрет, «табу» на действия, признаваемые опасными для общества и государства.В отличие от представительно-обязывающих норм запреты являются безусловными и подлежат неукоснительному соблюдению под страхом уголовного или административного наказания. При этом запрет действует вне конкретных правоотношений. Конкретное правоохранительное отношение возникает лишь в случае нарушения запрета.

Санкция правовой нормы представляет собой такую ее часть, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения этой нормы права.

Санкция третий и последний элемент нормы права. В ней выражается негативное отношение государства и общества к лицам, не соблюдающим действующие нормы права и пытающимся собственный интерес противопоставить интересу, закрепленному в праве. С помощью санкций негативное отношение к правонарушителям выражается двумя способами: восстановлением нарушенного права и применением штрафных, карательных мер.

Восстановительные санкции полностью устраняют или минимизируют негативные последствия совершенного правонарушения: отменяется нормативно-правовой акт, нарушающий права человека или противоречащий федеральным законам, незаконно уволенный человек восстанавливается на работе, при этом ему выплачивается заработная плата в полном размере за период вынужденного прогула, пострадавшему от кражи возвращаются похищенные вещи либо возмещается их стоимость.

Штрафные или карательные санкции применяются к нарушителям соответствующей нормы права. Перечень таких мер исчерпывающим образом закрепляется санкцией нормы права. В числе этих мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения может, в частности, предусматриваться штраф, выговор, предупреждение, взыскание материального ущерба, конфискация имущества, административных арест на срок до 15 суток, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Санкция правовой нормы, таким образом, повышает действенность правовой нормы, создает дополнительные стимулы для ее реализации в конкретных правоотношениях.

Изложенное свидетельствует о том, что норма права в совокупности составляющих ее элементов выступает единым целостным образованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция может быть воплощена в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимостью ее прав и обязанностей в системе общественных отношений и ценностей, и в свою очередь санкция выступает действенным средством перевода диспозиции на уровень конкретных прав и обязанностей и практической деятельности. Только при наличии всех трех элементов властное государственное веление образует качественно новое явление — правовую норму. При отсутствии хотя бы одного элемента властное веление может рассматриваться лишь как часть правовой нормы либо положение ненормативного характера.

Понимание нормы права как образования, состоящего из гипотезы, диспозиции, санкции имеет принципиально важное значение для правотворческой, правоприменительной деятельности государства и процессов реализации норм права в конкретных правоотношениях. Благодаря трехэлементному составу юридической нормы обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений. В свою очередь четкие ориентиры получает и правотворческий орган. Зная структуру нормы права, он стремится дать системное регулирование общественных отношений, устанавливает связь и необходимые согласования между ее гипотезой, диспозицией и санкцией с тем, чтобы обеспечить неукоснительную реализацию нормативных установлений в реальной жизни.

8.3Норма права и нормативное предписание.
Виды нормативных предписаний

Понимание нормы права как единого целого в совокупности составляющих его элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) является необходимым условием реализации нормы права в конкретных правоотношениях. Однако весьма редко встречаются случаи, когда норма права в тексте нормативного правового акта представлена полностью, всеми ее элементами в одной статье, пункте или абзаце. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда элементы нормы права находятся в разных структурных частях нормативного акта, а то и вовсе в разных нормативных правовых актах. Например, право собственности регулируется гражданским законодательством, а наиболее действенные санкции за нарушение права собственности содержатся в уголовном законодательстве.

Возникает явное несоответствие между структурным строением нормы права и способами ее изложения в нормативно-правовых актах. Объективной основой такого несоответствия выступает различие между способами организации элементов нормы права и способами закрепления нормативных велений, предписаний в тексте нормативно-правового акта.

Положение о том, что каждая норма права имеет гипотезу вовсе не означает, что каждая отдельно взятая норма непременно имеет собственную, индивидуальную гипотезу. В тексте закона нередко закрепляются условия, с которыми связывается действие не одной, а нескольких норм права. Равным образом и санкции, закрепленные в одной статье, пункте нормативного акта, чаще всего охраняют от нарушения достаточно разветвленную совокупность норм права. Подобный способ изложения структурных частей норм права объясняется стремлением правотворческого органа изложить содержание нормативного правового акта максимально компактно, ясно, последовательно, а также избежать излишних, неоправданных повторов и длиннот, стилистически сложных и громоздких фраз.

В связи с несоответствием структуры нормы права и способов закрепления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов элементарной частицей нормативно-правовых актов выступает не норма права или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа.

По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.

Так, ч.1 ст. 341 ГК РФ предусматривает, что право залога возникает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В этой части содержится три нормативных предписания: 1) право залога возникает с момента заключения договора о залоге; 2) в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, право залога возникает с момента передачи этого имущества; 3) последнее правило действует постольку, поскольку иное не предусмотрено договором о залоге.

В числе основных нормативных предписаний можно выделить (См схему):1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции, 3) пред­писания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписа­ния-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсы­лоч­ные предписа­ния, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания, 10) императивные предписания.

Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие положения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому предписания-принципы надлежит непременно учитывать при определении логической структуры и содержания конкретной нормы. Предписания- принципы изложены в Конституции РФ, общих частях кодексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание. соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Предписания-дефиниции содержат определения правовых, политических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязательное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. К дефинитивным предписаниям можно отнести положение ст.1 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация признается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В настоящее время значительная часть федеральных законов имеет специальные статьи, содержащие определения базовых, основополагающих для соответствующей сферы терминов и понятий.

Предписания гипотезы, диспозиции, санкции содержат соответственно положения об условиях действия нормы права, правах и обязанностях предоставляемых участникам конкретных правоотношений, меры принуждения, которые могут быть применены к нарушителям нормы права.

Оперативные предписания устанавливают способы и дату вступления нормативного акта в силу или же содержат предписания о внесении изменений, дополнений в ранее принятые нормативно-правовые акты либо о признании актов полностью или частично утратившими силу. Такое предписание содержится в ст. 26 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»,принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г., согласно которому признается утратившим силу закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности».

Отсылочные предписания не содержат непосредственно властных велений, как следует поступать участникам конкретных отношений. Они лишь отсылают к другой части нормативного акта, другому нормативному акту, содержащему такие предписания, либо содержат указание на то, что соответствующие решения содержатся в действующем законодательстве, иных нормативно-правовых актах. Например, отсылочное предписание содержится в ч.2 ст.420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.

Бланкетные предписания устанавливают ответственность за нарушение каких либо правил. Однако сами эти правила содержатся в специальных нормативно-правовых актах. При этом правила могут меняться дополняться, тогда как установленная за их нарушение ответственность может оставаться неизменной. Примером бланкетного предписания может служить ст. 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Диспозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязанности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако, если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответствии с действующим законодательством. Диспозитивные предписания обязательно содержат формулировки типа «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре».

Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не могут подменяться соглашением участников правоотношений. Примером императивного предписания может служить положение ГК РФ о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ибо это положение ни при каких условиях не может отменяться соглашением сторон.

Нормативные предписания в своей совокупности представляют все виды положений, требований, которые могут быть соотнесены с гипотезой, диспозицией и санкцией той или иной правовой нормы. Выявление и формулирование содержания правовой нормы является одной из профессиональных задач специалиста в сфере правоведения,которая требует от него особых навыков и умений.

8.4. Понятие системы права. Правовой институт,
отрасль права

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество, находятся между собой в тесной взаимо­связи, образуя единое целое. Соответственно и нормы права, отражая, общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему. Все нормы права аходятся в такой же посто­янной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимо­действие регулируемых ими общественных отношений.

В системе права действуют связи трех уровней: 1) между нормами, объединенными в правовые институты; 2) между ин­ститутами соответствующей отрасли права; 3) между отдельными отраслями права.

Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность об­щественных отношений или какие-либо ихкомпоненты,свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в част­ности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответст­венности. Соответственно в трудовом праве образуются институ­ты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты.

Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникно­вения соответствующих нормативно-правовых институтов.

Вместе с тем, есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обви­няемого, гражданского истца, гражданского ответчика, опреде­ляющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессу­альных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех граждан­ско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиаль­но важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядок назначения и права представителей субъектов правоот­ношения, определение сроков исковой давности, порядок и спо­собы защиты чести и достоинства гражданина от любых пороча­щих его слухов и домыслов.

Все такие обособленные нормы в полной мере обладают свой­ствами правовых институтов, регламентирующих отдельную груп­пу общественных отношений: обособленностью предмета и кор­респондирующей ей специфичностью (по своему назначению, содержанию, а иногда и форме) предписаний, регулирующих дан­ный предмет, а также тесной взаимосвязью между предписания­ми, регулирующими отдельное отношение или какую-либо его часть.

Юридическим критерием обособления той или иной совокуп­ности норм в конкретный правовой институт служат следующие три признака:

1) юридическое единство правовых норм. Как целостное об­разование юридический институт характеризуется единством со­держания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых правовых понятий, единстве правового режима регулируемых отношений либо иным способом;

2) полнота регулирования определенной совокупности обще­ственных отношений. Правовой институт включает в себя раз­личные виды правовых норм. Это могут быть дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. Вследствие этого каждый правовой институт является уни­кальным, выполняет только ему присущие функции и не дубли­руется другими структурными компонентами системы права;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в гла­вах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, дру­гих нормативно-правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленнос­тью той или иной совокупности норм. А эта качественная обособленность как раз и охватывается понятием правового инсти­тута.

Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, ха­рактерные для разных отраслей права. Например, институт, уста­навливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе инсти­тута лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работ­ников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.

Наличие комплексных(смешанных) институтов объясняется тем, что регулируемые отраслью права отношения не являются однородными. В отрасли права всегда (в одних случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных от­ношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, фи­нансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве — нормы конституционного, административного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образу­ют качественно новый компонент системы права —отрасль права.

Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязан­ных правовых институтов, регулирующих относительно самосто­ятельную обширную область, сферу общественных отношений.

Отрасль права не представляет собой механического объедине­ния норм нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих пра­вовым институтам. В частности, отрасль права регулирует обще­ственные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные не­имущественные отношения, семейное право — отношения, свя­занные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и слу­жащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства.

Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от лю­бого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отно­шений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содер­жит исчерпывающий набор юридических средств, методов право­вого воздействия, устанавливаемых государством в процессе ре­гулирования отношений соответствующей сферы.

Каждая отрасль права имеет основной институт, который за­крепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие положения. Нормативные установления такого института как бы цементируют, объединяют в целостное образование нормы права и институты отрасли, оп­ределяют их необходимые свойства как компонентов данной, а не иной отрасли права.

В пределах отрасли определяется также своеобразный юриди­ческий режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-право­вые меры, направленные на неукоснительную реализацию право­вых норм в конкретных отношениях. Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эф­фективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее ком­понента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регу­лирования, что позволяет не только объединять нормы права в единое целое, придавать им упорядоченный, системный характер, но и отличать одну отрасль права от другой.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент —подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пре­делах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в административном, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обяза­тельным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессу­альном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

С истема права представляет собой совокуп­ность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и специфи­кой регулируемых ими общественных отношений.

8.5. Предмет и метод правового регулирования

Проблема расположения правовых норм по институтам и от­раслям права имеет важное теоретическое и практическое значе­ние. С ее решением создаются предпосылки для создания строй­ной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативно-правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные ус­тановления.

Имеются два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования понимается как совокуп­ность регулируемых правом общественных отношений.. Правовые нормы группируются по отраслям права сообразно специфике и существующим связям между общественными отно­шениями. Ибо главным основанием, по которому одна отрасль права отличается от другой, служит предметное своеобразие ре­гулируемых этими отраслями общественных отношений.

Такие отношения весьма своеобразны и отличаются друг от друга прежде всего своей целенаправленностью, содержанием и формой. Так, в процессе государственного управления складываются отношения власти и подчинения: граждане, должностные лица и органы обязаны выполнять законные распоряжения и указания вышестоящих должностных лиц и органов. Своеобразие этих отношений заключается в том, что они имеют «вертикаль­ную» форму: управляющее должностное лицо (или орган) распо­лагается как бы сверху, а исполнители его воли — как бы внизу. Качественная обособленность таких отношений определяет и своеобразие регулирующих их правовых норм: по своему содер­жанию эти нормы предназначены для регулирования управлен­ческой деятельности, а их юридической форме свойствен обязы­вающий, императивный характер. В силу этого нормы, регули­рующие отношения, которые возникают в процессе государствен­ного управления, образуют самостоятельную отрасль административного права, отли­чающуюся от других отраслей.

Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объ­ективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом право­вого регулирования. Все отрасли права выступают самостоятельным компонентом права в силу того, что имеют свой предмет, обособленную и устойчивую совокупность регулируемых ими отношений.

Вторым, вспомогательным метод правового регулирования основанием для распределения норм права по отраслям служит Под ним понимаются способы воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью об­щественные отношения.

Метод правового регулирования состоит из следующих эле­ментов:

специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой административно-правового метода является «вертикальный» характер взаимного расположения субъектов от­ношений, которые находятся в состоянии власти и подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные, однопорядковые позиции той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием возникновения, изменения или прекращения право­отношений. В административном, финансовом праве правоотно­шения возникают на основе актов применения норм права, при­нимаемых компетентными органами государства, в гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или ма­териальный ущерб неправомерными действиями других физичес­ких или юридических лиц либо государственных органов;

особых способов формирования содержания прав и обязан­ностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частнос­ти, из норм права, либо из соглашений сторон, либо из админи­стративно-правовых актов и иными способами;

санкций, способов и процедур их применения. Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции которых могут приме­няться только в пределах названных отраслей права. Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из административно-правовых и гражданско-правовых санкций.

Из названных компонентов формируется метод правового ре­гулирования конкретной отрасли права. При этом различное со­четание способов, приемов правового воздействия на обществен­ные отношения образует специфику отраслевого метода, опреде­ляет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

В то же время было бы неверным полагать, что метод форми­руется законодателем произвольно, по его усмотрению. В конеч­ном итоге своеобразие метода определяется предметом правового регулирования. Так, в приводившихся выше примерах метод за­крепления «вертик­аль­ного» взаиморасположения участников от­ношений, урегулированных административным правом, явно про­изводен от характера существующих отношений в сфере государ­ственного управления, то есть от предмета административного права. Зависимость метода от предмета регулирования можно продемонстрировать и на примере уголовного права: крайняя опасность преступного поведения, необходимость охраны право­порядка диктуют такие своеобразные черты метода уголовного права, как его строго обязывающий (императивный) характер, ответственность преступника перед государством.

Предмет и метод правового регулирования позволяют диффе­ренцировать большинство правовых норм по отраслям и инсти­тутам права. Однако этот процесс достаточно сложен и требует специальных научных исследований. Отдельные отрасли права не всегда можно разграничить как из-за трудностей в классификации смежных институтов, так и из-за отсутствия четких критериев обособления отдельных подотраслей права в самостоятельную отрасль. И по настоящее время в юридической литературе ведутся дискуссии о том, считать ли авторское, лесное, жилищное, исправительное право самостоятельными отраслями.

Процесс изменения, совершенствования системы права про­исходит не только за счет уточнения и конкретизации имеющихся научных выводов и представлений, но и по объективным причинам, вследствие изменений, которые претерпевают сами общественные отношения. Одни отрасли и институты утрачивают значение, поскольку устаревают регулируемые ими отношения. И наоборот, появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйст­венном производстве и возникновением новых форм ведения сельского хозяйства. Природоохранительное право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права Российской Федерации, поскольку общественные отношения, связанные с охраной окружающей природной среды, выделились в самостоятельную сферу производственных и социальных отношений и потребовали специфического метода правового регулирования.

В настоящее время в юридической литературе обоснованно ставится вопрос об обособлении массива норм права, регулирующих отношения в сфере образования, в самостоятельную отрасль права. Предметом этого массива норм права выступают образовательные отношения, представляющие собой особый, относительно самостоятельный вид общественных отношений.

Образовательные отношения понимаются как отношения, возникающие между обучающимися, его родителями, образовательным учреждением и педагогическими работниками всвязи с получением обучающимися дошкольного, общего и профессионального образования. Эти отношения не подпадают под действие гражданского, административного или иных отраслей российского система права. Например, недееспособное лицо либо не признается субъектом права, либо может осуществлять свои полномочия через родителей или опекунов. В образовательном же праве недееспособное лицо является самостоятельным субъектом образовательных отношений, активно и самостоятельно приобретает определенные знания в специальных образовательных учреждениях. Имеются и другие особенности в методах правового регулирования образовательных отношений, что и дает основание ставить вопрос о формировании в системе права новой отрасли.

8. 6.Отрасли права Российской Федерации

Система права Российской Федерации(См.схему) включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семей­ное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессу­альное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объ­единяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию феде­ральных органов государственной власти и управления и субъек­тов федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы государственного права сфор­мулированы в Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., консти­туциях республик, уставах краев, областей и иных субъектов Фе­дерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складываю­щиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном регулирует деятельность Прави­тельства Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также устанавливает систему административных про­ступков и порядок применения административной ответственнос­ти к виновным лицам.

Нормы административного права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе РФ об административных право­нарушениях, иных федеральных законах, а также в указах Прези­дента Российской Федерации, в постановлениях Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, ре­шениях органов местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих отношения по накоплению и распределению финан­сов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетные права фе­деральных органов государственной власти Российской Федера­ции, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги, по­рядок их взимания, кредитование, имущественное и личное стра­хование, а также регулируются отношения в сфере государствен­ного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону. Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валют­ных операций на территории Российской Федерации и за рубе­жом.

Нормы финансового права содержатся в Конституции Россий­ской Федерации, федеральных законах о государственном бюджете, Налоговом кодексе РФ, в указах Президента Российской Федерации, постановле­ниях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управ­ления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном, коллективном владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, порядок предо­ставления, использования и изъятия земельных участков, особен­ности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом РФ, иными федеральными законодательными актами, указами Прези­дента Российской Федерации, нормативными решениями Прави­тельства России, а также законами субъектов Российской Феде­рации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основа­ния возникновения и порядок осуществления права собственнос­ти и других вещных прав, регулирует договорные, другие имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регули­руются не только гражданским, но и административным, финан­совым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное по­ложение, они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это, так сказать, «горизонтальные» отношения, в которых участники не подчинены друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государст­венной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного права), регулирует различные имущест­венные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретатель­ства и др.

Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом, федераль­ными законами о залоге, о товарных биржах и биржевой торговле, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров и другими актами.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и коллективным договором. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, раз­решение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль —право социальногообеспечения, которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Трудовой кодекс РФ, законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отно­шения в сфере освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природ­ной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохране­нию природных богатств и естественной среды обитания челове­ка, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйст­венной и иной деятельности, оздоровлению и улучшению каче­ства окружающей природной среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граж­дан на здоровую и благоприятную природную среду, устанавли­вают экологический и юридический механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической экспертизы и осу­ществления экологического контроля за соблюдением требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Семейное право представляет собой совокупность норм, регу­лирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усынов­ления, установления опеки и попечительства.

В основе семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ.

Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливают­ся основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации являет­ся Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламен­тирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предва­рительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судеб­ных приговоров, их исполнения.

В основе уголовно-процессуального права Российской Феде­рации лежит Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и пра­вовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, по­рядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником гражданского процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В системе права Российской Федерации обособленное поло­жение занимает международное право. Оно не входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавли­вается не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное пуб­личноеправо, которым регулируются отношения между государ­ствами, имеждународное частное право, регулирующее граждан­ско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за границей. Нормы международного права содержатся в конвен­циях, актах, уставах международных организаций, международ­ных договорах и обычаях.

8. 7. Основные связи между отраслями

права Российской Федерации

Характеристика основных отраслей права Российской Феде­рации, приведенная в предыдущем параграфе, раскрывает лишь одну сторону системы права — совокупность составляющих ее компонентов. Между тем, как известно, элементы любого сис­темного образования находятся во взаимосвязи, постоянном вза­имодействии. Там, где такой связи не существует, нет и системы. Имеется лишь простая механическая совокупность, сумма одно­родных или разнородных предметов или явлений. Следовательно, чтобы раскрыть систему права во всей полноте ее системных свойств, необходимо выявить и рассмотреть связи, которые су­ществуют между отраслями права.

Из совокупности постоянных, устойчивых связей между ком­понентами системы права Российской Федерации наиболее важ­ное значение имеют следующие: 1) взаимодействие конституционного и остальных компонентов системы права; 2) связи между отраслями публичного и частного права; 3) соотношение матери­альных и процессуальных отраслей; 4) связи уголовного и иных отраслей права.

Конституционное право выступает в качестве основы, исход­ной нормативной базы всей системы права Российской Федерации. Подобное значение данной отрасли проявляется двояким обра­зом.

Во-первых, закрепленные Конституцией Российской Федера­ции принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права. Так, все нормы трудового права последовательно развивают и конкретизируют конституционные положения о том, что всем работникам гарантируются справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда, равная оплата за равный труд, что полностью запрещен принудительный труд. Равным образом в основе остальных отраслей права лежит та или иная совокупность конституционных принципов, которая воплощается в конкретных нормативных установлениях отрасли и служит кон­ституционным ориентиром направленности и пределов правового регулирования соответствующей сферы общественных отноше­ний.

Во-вторых, установленные Конституцией Российской Федера­ции права, свободы и обязанности граждан, их объединений, компетенция государственных органов и должностных лиц со­ставляют ядро, исходное начало отраслевого статуса субъектов права.

Конституционные права, свободы и обязанности личности определяют меру ее свободы во всех сферах общества — политике, экономике, культуре — и тем самым закрепляют юридическое положение граждан в соответствующих отраслях права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском, администра­тивном и других отраслях права основывается на провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ правах, таких, как например, право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, право быть собственником имущества и заниматься предпринимательской деятельностью, право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

Компетенция органов законодательной власти, управления и правосудия, закрепленная Конституцией Российской Федерации, -основа их правового статуса в области администра­тивного, финансового, земельного, уголовно-процессуального, гражданско-процес­суаль­ного права и других его отраслей, обес­печивает единство и согласованность правового положения этих органов в конкретных отраслях права.

Таким образом, связь конституционного права с остальными компонентами системы права состоит в том, что конституцион­ные нормы как бы пронизывают все отрасли права и тем самым обеспечивают их согласованность и единство по всем общим. принципиальным вопросам правового регулирования. Более того, Конституция РФ содержит и действенные механизмы разрешения коллизий между конституционными и отраслевыми нормами. Все законы и иные нормативные акты государственных органов Рос­сийской Федерации могут издаваться только на основе и в соответствии с Конституцией. Акты, противоречащие Конституции, подлежат отмене Конституционным судом.

Имеется тесная устойчивая связь между отраслями публич­ного и частного права, которую впервые обосновал древнеримский юрист Ульпиан (170—228 гг.). По его мнению, публичным правом является все то, что относится к положению государства. В част­ное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц.

В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земель­ное, природоохранительное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право. Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.

Критерий различения публичного и частного права видится в том, что публичное право регулирует отношения государства, его органов с гражданами и иными субъектами права. При этом государственные органы выступают в качестве носителей государ­ственно-властных (публичных) полномочий, реализация которых осуществляется в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.

Гражданин выступает равноправным субъектом публичных от­ношений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума, участвуя в иных формах проявления непосредственной демократии. В остальных правоотношениях — а их большинство — он занимает подчиненное, зависимое поло­жение.

Государственные органы могут предписывать определенные варианты поведения гражданам и иным субъектам права, требо­вать от них неукоснительного исполнения и соблюдения дейст­вующего законодательства, применять к нарушителям меры госу­дарственного принуждения, выносить решения о признании тех или иных субъективных прав граждан. Гражданин вправе обжа­ловать решения, принимаемые государственными органами, но если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.

В сфере частного права безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений. Государство и его органы могут также выступать субъектами гражданско-правовых, трудовых, сельскохозяйственных отношений. Однако в этом слу­чае государственные органы, равно как и государство, не имеют никаких преимуществ перед остальными субъектами, выступают в качестве юридического лица, имеющего те же права и обязанности, что и иные участники правоотношений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъ­ектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их сво­бодному волеизъявлению. Здесь любые, в том числе и государственно-правовые формы принуждения к вступлению в правоотношения, ограничению правоспособности и дееспособности граждан запре­щаются законом под угрозой наступления уголовной, админи­стративно-правовой и иной юридической ответственности.

Таким образом, различение публичного и частного права яв­ляется необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, личных имущественных и иных интересов, для установления на­дежных способов защиты прав и законных интересов граждан и их объединений. Примат публичного права над интересами граж­дан, который бытовал в теории социалистического права, на практике привел к неправомерному сужению частного права и грубейшему нарушению прав личности в области гражданского и трудового права, к подмене гражданско-правовых способов защи­ты субъективных прав административно-правовыми мерами.

Система права состоит из материальных и процессуальных отраслей права. К первой группе относятся государственное, ад­министративное, финансовое, гражданское, трудовое и иные от­расли права. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуаль­ное и гражданско-процессуальное право — устанавливают поря­док рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей является вза­имной и двусторонней. Материальные отрасли определяют пра­вовой статус субъектов процессуальных отношений, а также ус­танавливают условия и основания возникновения процессуаль­ных отношений. В свою очередь, процессуальные отрасли закреп­ляют порядок разрешения конфликтных спорных ситуаций, воз­никающих при реализации норм материальных отраслей права.

В форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права. Гражданский процесс тесно связан с другими материаль­ными отраслями. В системе права Российской Федерации специ­ализация материальных и процессуальных отраслей приобрела всеобщий характер. Конституционное право, которое долгое время оставалось автономным, содержало и материальные, и процессу­альные нормы, в настоящее время не может обходиться без со­трудничества с гражданско-процессуальным законодательством. Так, решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, могут быть обжалованы в суде в порядке, установ­ленном гражданско-процессуальным правом.

Конкретные связи между гражданско-процессуальным правом и отдельными материальными отраслями весьма различны в за­висимости от того, какая часть их норм может применяться в форме гражданского процесса. В гражданском, трудовом, семей­ном и некоторых других отраслях гражданский процесс, безуслов­но, доминирует над иными формами разрешения конфликтов, возникающих в конкретных отношениях. Конституционное, адми­нистративное, финансовое право, наоборот, допускает использо­вание гражданского процесса в достаточно ограниченных преде­лах. Однако по мере становления и упрочения правового государ­ства судебный контроль за законностью решений государствен­ных органов власти и управления приобретает тенденцию к расширению. Соответственно будет усиливаться и значимость гражданско-про­цессуального права в реализации норм публичного права.

Связь уголовного права и иных отраслей права проявляется в сфере действия охранительных норм, устанавливающих запре­ты, основания применения, виды и объем правовых санкций. Каждая отрасль права устанавливает санкции за совершение ад­министративных, гражданско-правовых и иных проступков. Од­нако совокупность норм, запрещающих деяния, которые представляют повышенную общественную опасность и признаются преступлениями, состав­ляет самостоятельную отрасль — уголовное право.

Уголовное право запрещает преступные посягательства на ос­новы государственного и общественного строя, урегулированные государственным правом (особо опасные государственные пре­ступления), государственную и личную собственность, честь и достоинство граждан и иные отношения, урегулированные граж­данским правом (статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за кражу, грабеж, мошенничество, клевету и ос­корбление личности). Общественно-опасные посягательства на порядок, закрепленный нормами административного права, в УК образуют составы преступлений против порядка управления и общественной безопасности.

Таким образом, уголовное право представляет собой как бы вынесенную за скобки совокупность норм, запрещающих особо опасные деяния, совершаемых в сфере государственного, гражданского, ад­министративного и иных отраслей права. И с этих позиций каж­дая отрасль права связана с уголовным правом как особым компонентом системы права, которая охраняет конкретные отрасли и систему права в целом от наиболее грубых общественно-опасных посягательств.

Анишина В.И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: