Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования личностного свойства агрессивности, ориентируясь на схему, приведенную в табл. 4.
Таблица 4
Индивидуальные результаты исследования
Агрессивности
Уровни выраженности Форм агрессивности | Проявления агрессивности | |||
в обыденном поведении | в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) | в учебной (профессиональной) деятельности | ||
<21 ± 2 | Низкий уровень агрессивности | |||
21 ± 2 | Средний уровень агрессивности | |||
>21 ± 2 | Высокий уровень агрессивности | |||
<21 ± 2 | Низкий уровень мотивационной агрессии | |||
21 ± 2 | Средний уровень мотивационной агрессии | |||
>21 ± 2 | Высокий уровень мотивационной агрессии | |||
<8 ±2 | Низкий уровень враждебности | |||
8 ±2 | Средний уровень враждебности | |||
>8 ±2 | Высокий уровень враждебности |
Дополнительные сведения об агрессивности
Как свойстве личности
У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение. Тенденция к агрессии – это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий[7].
Психологическая трудность предотвращения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно находит множество различных оправданий своему поведению, пытаясь снять с себя вину.
В литературе описаны следующие наиболее распространенные способы самооправдания агрессии, которые необходимо учитывать для понимания причин многих проступков:
· снижение значимости предпринятой агрессии путем одностороннего сравнения своих действий с более агрессивными действиями других («меня еще и не так били»);
· оправдание собственных агрессивных действий тем, что они были призваны обеспечить утверждение более высоких ценностей («пора, наконец, наводить порядок!»);
· отрицание либо разделение своей ответственности с другими лицами, особенно в случаях коллективной агрессии («все бьют, не только я!»);
· дегуманизация жертвы с отказом признать за ней личностные, чисто человеческие качества, ее право на уважение, право на жизнь («сам виноват!»)[8].