О бессмертии первозданного Адама

Согласно теории эволюции, первый человек Адам имел смертных предков животного происхождения. Из этого вытекает, что наш праотец родился естественным образом, и как существо смертное, унаследовал смертность от своих «родителей».

Но это эволюционистское учение заставляет в корне пересмотреть такой принципиальный догматический вопрос, как причину возникновения смертности Адама. Приведем суждение Церкви по этому вопросу.

123-е правило Карфагенского Собора: «Аще кто ре-чет, яко Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема» [69, с. 232].

Яко Бог созда человека в неистление, и во образ подобия Своего сотвори его (Прем. 2, 23).

Важнейшим свидетельством Священного Писания о связи смерти с грехом является высказывание Святого апостола Павла: единем человеком грех в мiр вниде, и грехом смерть (Рим. 5, 12).

О первоначальном появлении смерти в до-законные времена Святой апостол Павел учил: царствова смерть от Адама даже до Моисеа и над несогрешшими по подобию преступления Адамова (Рим. 5, 14).

Святитель Василий Великий: «Он, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха. Оброцы бо греха, смерть (Рим. 6, 23).В какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти; потому что Бог – жизнь, а лишение жизни – смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога, по написанному: яко се удаляющие себе от Тебе, погибнут (Пс.72, 27). Так не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым соизволением» [15, с. 155].

Святитель Григорий Палама: «Если же Господь не сотворил смерть и не является виновником всех идущих вместе со смертью тягот, то откуда же у нас немощи и болезни и иныя виды зла, из которых и смерть раждается? Откуда же и сама смерть? – Вследствие нашего, бывшаго в начале, преслушания Богу; вследствие преступления данной нам Богом заповеди; вследствие нашего прародительского греха, бывшаго в раю Божием. Таким образом, и болезни и немощи и многовидное бремя искушений происходит от греха; потому что вследствие его мы оделись в кожаную ризу – сие болезненное и смертное и подверженное многим печалям тело, и перешли в этот подвластный времени и смерти мiр, и осуждены жить многострастной и весьма несчастной жизнью... Бог же не только не сотворил смерть, но и удерживал ея появление. И поскольку создал человека живым существом, обладающим самовластием, то и не мог бы Он воспрепятствовать ей без того, чтобы тем самым не нарушить Свое дело, тем что отнял бы данную Им нам свободу власти над собой. Но в Своей премудрости и благости Он нашел Способ: каким образом предостеречь человека от смерти и в то же время сохранить неприкосновенной свободу его воли. Как же Он это сделал? – Как только создал и оживотворил его, Он внушил ему совет, заключающий в себе бессмертие, и усиленно подкрепляя этот животворящий совет, Он дал ему форму заповеди и отчетливо предрек, что за нарушением этой живительной заповеди, последует смерть, и не так смерть по телу, как – смерть души, говоря оной паре наших прародителей: В оньже аще день снесте от древа, еже разумети доброе и лукавое, смертию умрете (Быт. 2, 16–17). Обратите внимание: не говорит им в форме повеления: в тот день, когда съедите, вы умрете; потому что веление Его является тем самым началом бытия для всего (того, что устанавливает Его повеление), и (как сказано): Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9); смерти же Он не велел быть, но предсказал, что она будет на основании преступления, говоря: Да не снесте от древа; в оньже аще день снесте, умрете (Быт. 2, 17), дабы, сохраняя совет и бежа от преступления, мы не подверглись смерти» [28, Омилия 31, с. 57–58]. Преподобный Авва Дорофей: «В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2, 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так он пребывал там в наслаждении райском, в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, то есть, бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать: тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-по-малу начало возрастать зло и воцарилась смерть» [1, с. 24–25].

Преподобный Максим Исповедник: «Человек, в начале сотворенный от Бога и помещенный в раю, преступив заповедь, подвергся тлению и смерти» [39, Т. 3, с. 134].

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Выслушай случившееся с Адамом. – Преслушал заповедь Божию Адам первосозданный; не мог ли Бог тогда же предать его смерти? Посмотри, что делает человеколюбивейший Господь! Правда изгоняет его из рая: (так как по причине греха своего он соделался недостойным сего местопребывания); впрочем, поселяет его прямо рая, дабы видя, откуда ниспал, из какого и в какое состояние низвержен, мог он впоследствии спастися посредством покаяния» [68, с. 22].

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Грех и смерть вошли в мiр через одного человека Адама, и опять же одним человеком, Христом, устранены» [153, с. 34].

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что в приведенном стихе Рим. 5, 12 апостол Павел «говорит о смерти и о грехе, и исследует, как, каким путем и откуда явилась смерть и как она возобладала. Итак, как взошла и возобладала в мiре смерть? Чрез грех одного» [53, с. 592].

О прародителях в Райском саду святитель пишет: «Человеколюбивый Бог, по великой попечительности, запретил вкушать для того, чтоб они не сделались смертными чрез преслушание» [52, с. 180].

«Что он сделался смертным за преступление, это видно и из самой заповеди, и из последующих событий... До вкушения они были безсмертны: иначе Бог и после вкушения не навел бы на них смерть в виде наказания» [52, с. 135].

Блаженный Феодорит Киррский: «Когда Адам согрешил и по причине греха сделался смертным, то и другое простерлось на весь род. Ибо во вся человеки вниде смерть, потому что все согрешили» [цит. по 151, с. 308].

Святитель Феофан Затворник: «Смерть со грехом была сочетана первоначально определением Божиим. Дав заповедь, Бог сказал: как только согрешите, нарушив заповедь сию, так умрете, или подпадете закону смерти. После сего и дети их, раждавшиеся в то время, как они состояли под осуждением смертным, раждались подлежащими тому же закону смерти. И вошла таким образом смерть в мiр по причине первого греха прародителей» [151, с. 308].

Святитель Фотий: «Известно, что чрез одного человека и грех вошел в мiр и сама смерть. Если чрез одного человека произошло такое зло, то возможно и последовательно чрез одного же человека, Господа нашего Иисуса Христа, устранену быть этому привведенному злу и даровану быть высшему благу» [цит. по 151, с. 309].

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Надлежало доставлять и наслаждение нетленное оным телам первозданных, которые были нетленны. Почему и жизнь их в раю была не обременена трудами и не отяжелена несчастиями. Адам был создан с телом нетленным, однако ж вещественным, а не духовным еще и был поставлен Творцом Богом, как царь безсмертный над нетленным мiром, не только над раем, но и над всем творением, сущим над небесами» [125, Т. 1, с. 370].

Преподобный Макарий Великий: «По преступлении Адама благость Божия осудила его на смерть; сперва по душе подвергся он смерти, потому что умные чувства души стали в нем угашены и как бы умерщвлены лишением небесного и духовного услаждения, впоследствии же, через девятьсот тридцать лет, постигла Адама и смерть телесная» [90, с. 460].

Преподобный Григорий Синаит: «Человек создан нетленным, каковым и воскреснет, но не непревратным, ни опять превратным, а имеющим силу по желательному расположению превратиться или нет... Тление – плоти порождение» [39, с. 181].

Преподобный Максим Грек: «Первый грех, как свидетельствует Священное Писание, есть преступление первозданного Адама, за которое он был изгнан из Рая, подпал смерти и тлению и был осужден в поте лица своего снедать хлеб свой. Таким образом, в естестве человеческом первый грех есть, и признается таковым, преступление Адама, через которое и смерть вошла в мiр завистью диавольскою» [92, Ч.2, с. 331].

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за преслушание Богу» [45, Т. 3, с. 70].

Таким образом, утверждение эволюционизма о том, что первый человек Адам был создал смертным и пребывал смертным до совершения первородного греха является серьезным догматическим искажением богооткровенной истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: