Структура ТНК

Оптимальная структура управления ТНК должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.

Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формировании долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

- дочерняя компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;

- ассоциированная компания – входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет 10-50 % акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;

- отделение – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или который является частью совместного предприятия ТНК. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолеты, газо- и нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее года.

Корпорации, специализирующиеся на односторонней продукции, обычно строят структуру управления по географическому принципу (швейцарская корпорация «Нестле»). Многопрофильные компании строят структуру управления по товарному принципу («Дженерал электрик»).

Более 50 % ПИИ крупнейших ТНК направляются в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования.

Ряд ТНК предоставляет своим зарубежным филиалам максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно.

Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках (модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги). Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола», «Мак Дональдс», «Тойота мотор», используют в маркетинговой стратегии единые для всех зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки.

Одновременно многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать стратегии, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, ТНК вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» – трем экономическим центрам: США, странам ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия).

Отличительными чертами современных ТНК являются:

Ø раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК;

Ø координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий,

Ø гибкая организация каждого отдельного производственного узла,

Ø адаптивность структуры корпорации,

Ø единообразная организация бухгалтерского учета и аудита;

Ø объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК;

Ø осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых действуют ТНК.

Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.
Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном и международном масштабе.

В качестве конкретного примера возникновения и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК "Электролюкс". Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, "Электролюкс" уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие "Электролюкс" приобрел компанию "Уайт Кон-солидейтед" - третьего в США производителя бытовой техники под маркой "Вестингауз", "Гибсон" и др., "Занусси" - крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также "АЭГ" - главного производителя электротоваров в ФРГ. После присоединения этих трех фирм "Электролюкс" превратился в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Все более распространенными становятся стратегические альянсы между компаниями разных стран. Как правило, целями таких межфирменных альянсов являются объединение научного потенциала корпораций, производственное кооперирование и раздел рисков без взаимного поглощения.

В рамках этих формирований транснациональные корпорации могут решать самые разнообразные задачи, встающие перед ними на всех трех основных рынках мира. Так, японская корпорация «Хитати Кэнки», производящая разнообразное строительное оборудование, заключила соглашение о взаимодействии по продаже гидравлических экскаваторов с американской фирмой «Дир» и «Фиат-Эллис» в Европе. «Бритиш петролеум» и «Мобил» подписали договор, в результате которого образовался альянс, контролирующий 10% продаж бензина в Европе, где он успешно соперничает с «Шелл» и «Экссон». Выигрыш от объединения потенциалов оценивается в 400—500 млн. долл. ежегодно. Начаты переговоры и между американскими нефтяными корпорациями «Тексако» и «Шелл ойл компани» (американское отделение концерна «Ройал датч — Шелл») по возможному слиянию в сфере нефтепереработки и маркетинга топливных продуктов на территории США. Этот союз корпораций будет контролировать 15% продаж автомобильного бензина в США, а объем его экономии составит 600—700 млн. долл. в год.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: