1. Применение различных видов льгот и стимулов:
♦ внешнеторговых — снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций;
♦ фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
♦ финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде — за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно — в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.;
♦ административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда
иностранных граждан.
Налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения СЭЗ более важными факторами в этом отношении могут оказаться:
ü Инвестиционные гарантии
ü Качество инфраструктуры
ü Квалификация рабочей силы
ü Возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов
ü Простота административных процедур
Главным фактором для привлечения иностранного капитала остается политическая стабильность в стране размещения СЭЗ.
Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
2. Наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.
3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.
4. Как особые территориальные единицы СЭЗ имеют тенденцию к расширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственной деятельности. При этом они постоянно улучшают свою инфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром.
5. Происходит большая торгово-промышленная диверсификация деятельности СЭЗ, комплексное развитие.
Создание СЭЗ — направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.
Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению.
К наиболее общим из них относятся:
♦ благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
♦ развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
♦ существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь — запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т. д.).
Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в России, в том числе, и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, воздушной), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Выделяют следующие типы СЭЗ:
1) по уровню и кругу решаемых задач:
ü складские, транзитные зоны, свободные порты
ü промышленные и экспортные
ü научно-технологические зоны, технополисы и технопарки, инновационные центры
ü комплексные, многопрофильные СЭЗ
2) по размерам территории:
ü точечные (фирма, склад, терминал)
ü территориально-масштабные (промышленно-экспортные зоны, технопарки)
ü особо крупные (регионы)
3) по направлениям и сферам хозяйственной специализации:
ü предприятия отраслевые, преимущественно отраслевого профиля
ü секторального (добыча, обработка, услуги)
ü функционального (банковская, коммерческая деятельность)
4) по участвующим сторонам и особенностям расположения:
ü международные
ü приграничные
Организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм. Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они, в свою очередь, подразделяются на зоны замещения импорта, экспортозамещающие и экспорто-импортозамещающие зоны.
{Введите название первого параграфа темы и текст параграфа.}