Предприятия редко выпускают один продукт, т.к. не хотят быть уязвимыми ко всем видам изменений окружающей среды. Обычно производится целый ассортимент взаимосвязанных товаров, близких между собой либо в производстве, либо в потреблении. Ассортиментный выпуск товаров позволяет захватить большую рыночную долю, а значит - снизить издержки за счет масштабного фактора, кроме того, не оставляет конкурентам ассортиментных дыр в освоенной продукции.
Кроме ассортиментного подхода к выпуску продукции и подхода единственного продукта существует промежуточный - выпуск продуктовой линии (товарной группы). Продуктовая линия - это группа товаров, тесно связанных между собой:например,они
· удовлетворяют одну нужду (моющие средства) или
· используются совместно (телевизоры и антенны) или
· продаются в однотипных торговых точках (аптечные товары) или
· производятся с использованием одного производственного процесса (изделия пластмассовой штамповки) или
· относятся к одному ценовому уровню.
Используя понятие продуктовой линии, ассортимент представляют как совокупность различных продуктовых линий и отдельных изделий. Более крупные совокупности товаров по восходящей - это
· продуктовая форма (джинсы, дизельные автомобили),
· класс продуктов (брюки, легковые автомобили),
· семейство продуктов (одежда, транспорт).
К характеристикам ассортимента относятся: ширина, глубина, высота, гармоничность, насыщенность (пример - в табл. 4).
Ширина ассортимента - это число продуктовых линий в ассортименте.
Глубина - количество изделий внутри продуктовой линии.
Насыщенность - общее число изделий в ассортименте.
Гармоничность - степень близости продуктовых линий (ассортиментных групп) по различным признакам: по использованию, по материалам, по технологии, точкам сбыта.
Высота ассортимента - средняя цена изделий в нем.
В таблице 4 показан ассортимент завода N: ширина ассортимента - 4 продуктовых линии, глубина первой линии - 4 изделия, второй - 3 изделия, третьей и четвёртой - одно изделие; насыщенность ассортимента - 9 изделий
Таблица 4.