«Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа, сер.15 в.
Основная статья: Эпоха Возрождения
Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.
Позднее Возрождение (маньеризм)[]
|
|
Основная статья: Маньеризм
Маньеризм является финальной стадией Возрождения, переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.
Новое время[
Барокко[
Основная статья: Барокко
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов,аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо [
Основная статья: Рококо
Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.
Тенденции: стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.
Архитектура: павильон Амалиенбург (Нимфенбург, Германия), отель Субиз (Париж).
|
|
Мастера: Антуан Ватто, Фрагонар, Франсуа Буше.
Произведения: севрский фарфор, английский стиль мебели чиппендейл.
Классицизм[
Основная статья: Классицизм
Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.
Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»).
Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.
Архитектура: архитектор Роберт Адам
Мастера: Жак Луи Давид, Энгр, Менгс, скульпторы Канова и Торвальдсен.
Произведения: шератон, мебель в стиле александровского ампира.
Периодизация неоклассицизма:
1. Неоклассицизм (стиль Людовика XVI)
1. ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
2. строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
2. Стиль Директории (1795—1799)
3. Стиль Консульства (1799—1804)
4. Ампир (1804—1821/30)
В России дополнительно:
· Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Великобритании:
1. Эпоха Регентства
2. «стиль Георга IV» (1820—1830)
3. Второй «Британский ампир» (1830—1890) — правление королевы Виктории
Романтизм[
Основная статья: Романтизм
Сентиментализм[
Основная статья: Сентиментализм
Прерафаэлитизм[
Основная статья: Прерафаэлитизм
Историзм (эклектика)[
Основная статья: Эклектика (архитектура)
1. Стиль Карла X (с 1824)
2. «Второй ампир» (1852—1870) — правление Наполеона III