1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности». В 1923 г. учреждено общество «Долой неграмотность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. Открылись тысячи изб-читален, где обучались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.
|
|
Наука. Власть стремилась использовать техническую интеллигенцию для укрепления экономического потенциала Советского государства. Под руководством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной аномалии, разведка нефти между Волгой и Уралом. Академик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Дальнем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ракетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáндер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основоположник самолётостроения Н.Е. Жуковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).
Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на общественное сознание. В 1921 г. упразднили автономию высших учебных заведений. Профессоров и преподавателей, не разделявших коммунистические убеждения, увольняли.
В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.
В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждебными выпадами» против политики правящей партии. Затем создан Главрепетком – комитет по контролю репертуаров театров.
|
|
В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л. Д. Троцкого на двух «философских пароходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Сорокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).
В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «антисоветских и антихудожественных книг». В их число попали даже произведения античного философа Платона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты частные книгоиздательства и журналы.
Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безоговорочно преданной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступительные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и университеты (к 1927 г. – 148, в дореволюционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехнический институт в Иваново-Вознесенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей среднего образования. К 1925 г. выпускники рабфаков составляли половину студентов. Выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских «социально чуждых» слоёв доступ к высшему образованию был затруднён.
Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.
Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 ступеней (1-я ступень – четыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры административного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориентированы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обществоведение.
Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать церковные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Возникла борьба между «староцерковниками» (патриарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, патриаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митрополит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митрополит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.
Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали выставки последователи «Мира искусства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художников (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Революция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую активность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, конструктивизма – в живописи, театре, архитектуре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).
|
|
Возникает множество новых литературных групп и организаций:
-группа «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин и др.) искала новые художественные формы отражения послереволюционной жизни страны;
-группа «Перевал» (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.
Возникли литературно-художественные объединения пролетарско-большевистской коммунистической ориентации:
- Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);
-литературная группа «Кузница» (1920–1931 гг.), вошла в РАПП;
- Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), (1925–1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту»;
-группа ЛЕФ «Левый фронт искусств» (1922–1929 гг.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».
Эти группы подвергли травле беспартийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигрантами» за уклонение от воспевания «героики революционных свершений». Критиковались также «попутчики» – литераторы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «колебания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).