Анализ потребительского выбора

Для дальнейшего анализа введем несколько упрощающих допущений:

  • Рациональное поведение потребителя: экономисты полагают, что рациональный потребитель старается так организовать свои покупки, чтобы максимизировать совокупное удовлетворение, которое может принести ему его денежный доход.
  • Полная информация: каждый потребитель обладает всей необходимой для принятия решений информацией, вполне определенными вкусами и предпочтениями, знает какие товары и услуги доступны для потребления, знает качественные характеристики этих товаров.
  • Убывание предельной полезности: стурктура потребительских предпочтений находится в соответствии с принципом убывания предельной полезности по каждому товару; для каждого товара функция полезности не зависи т от степени потребления других товаров.

С учетом представленных допущений проанализируем поведение отдельного потребителя, выбирающего комбинацию из двух товаров (q1 и q2) и располагающего недельным доходом (I), равным 40 руб.

Под денежным доходом мы в дальнейшем будет понимать все доступные для расходования средства потребителя, а именно:

  • текущие поступления из любых источников;
  • накопления на основе прошлых доходов, которые потребитель желает истратить сегодня;
  • любая сумма, которую потребитель желает и может взять в долг;
  • любые другие материальные ценности, которые покупатель желает направить на текущее потребление.
Таблица 21.1
Комбинация товаров q1,q2, соответствующая максимуму полезности при доходе в 40руб.
Товар 1 (Р=3 руб.) Товар 2 (Р=5 руб.) Сбережения
Кол-во TU MU MU/P Кол-во TU MU MU/P Кол-во сбереженных рублей TU MU
    - -     - -     -
                     
                     
                     
                     
                     
    -3 -1              

Потребительский выбор:

  1. Поскольку потребитель извлекает из денег большую полезность, приобретая первую единицу товара 1 (MU/P = 18), а не первую единицу товара 2 (MU/P = 15) и не откладывая деньги, то его первым действием будет покупка товара 1 по цене P=3 руб.
  2. Второе действие потребителя определяется по той же логике: вторая единица товара 1 и первая единица товара 2 принесут одинаковое удовлетворение (MU/P = 15), оба товара имеют превосходство над накоплением. Поскольку у потребителя еще достаточно средств для расходования (37 руб), то вторым действием потребителя будет приобретение второй единицы товара 1 и первой единицы товара 2. В остатке останется 29 руб.Критерием правильности решения покупать или не покупать товар является не совокупная и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченный рубль (MU/P). Прибавочное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилучший критерий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения и фактор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.
  3. Вторая единица товара 2 (остаток 24 руб)
  4. Третья единица товара 1 (остаток 21 руб)
  5. На каждой стадии потребитель должен решать, превышает ли предельная полезность расходуемого рубля предельную полезнсоть сберегаемого рубля. Если да, то потребителю следует покупать товар, дающий наивысшую предельную полезность на исрасходованный рубль. Если нет, то потребитель должен приберечь деньги. Так он и поступает на пятой шаге: сберегает 1 рубль. (на покупки осталось 20 руб)
  6. Третья единица товара 2 (остаток 15 руб)
  7. Потребитель решает сберечь вместо одного рубля сразу два рубля (на покупки остается 13 рублей)
  8. Четвертая единица товара 2 (остаток 11 руб)
  9. На девятом шаге покупатель приобретает четвертую единицу товара 1 и пятую единица товара 2 и оставляет в для дальнейших трат вместо двух рублей — три.

Вывод: в нашем примере потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход (40 руб) следующим образом: 4 единица товара 1, 5 единиц товара 2 и 3 рубля на накопления. Любая другая комбинация (возможные варианты вы можете самостоятельно рассмотреть), неизбежно сократит совокупную полезность потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: