Модель полезности

Абстрактность предшествующих рассуждений может вызвать вопрос: а в какой степени представленная модель полезноси позволяет объяснять и прогнозировать реальное поведение потребителей?

Когда реальный человек отправляется за покупками, он обычно сознательно или бессознательно задумывается, а стоит ли товар своей цены. Если ответ положительный, потеребитель купит товар, если только ему позволяют средства. Если ответ отрицательный, то потребитель не купит товар и отправиться в другой магазин. Если перевести этот процесс на язык теории полезности, то получится сопоставление предельной полезности (MU/руб.) товара с аналогичным показателем другого товара и с предельной полезностью дохода.

Предельная полезность дохода — это величина, которая показывает на сколько единиц полезности увелчиться совокупная полезность потребителя, если его доход возрастает на 1 руб.

Далее можно ожидать, что потребитель перераспределит свои расходы между конкурирующими товарами, если сочтет, что так лучше (т.е. если это увеличивает его совокупную полезность, TU) — и будет тратить деньги до тех пор, пока получаемое от покупок дополнительное удовлетворение (MU/руб) не превысит удовлетворение от сбережения денег.

Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предстказания вероятной реации на изменение цен.

Вместе с тем существую факторы препятствующие потребителям извлекать максимальную полезность из своих доходов:

  • недостаток точной информации о ценах, взимаемых разными продавцами, и качестве товара;
  • ошибочное использование цены в роли индикатора качества;
  • покупки импульсивныме, по привычке, из любопытства;
  • покупки под влиянием внешних эффектов (реклама, репутация торговой марки).

Допуская существование всех этих факторов, оказывающих реальное воздействие на процесс принятия решений потребителем, зададимся вопросом, следует ли из этого, что потребители часто "нерациональны" и мало заинтересованы, либо не способны к обдуманной максимизации полезности. Если в момент принятия решения о покупке, действия потребителя оказываются лучшими, с точки зрения получения наибольшего удовлетворения от дохода, то можно считать, что потребитель пытается максимизировать полезность. И, конечно же, если бы потребитель знал, как израсходовать свои деньги, чтобы получить еще большее удовлетворение, он несомненно сделал бы это. Всего этого достаточно, чтобы считать модель полезности достоверной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: