Переход к школьному обучению предполагает психологическую готовность к взаимодействию с учителем. Умение учиться у взрослого определяется внеситуативно-личностным, контекстным общением. Причём ребёнок понимает позицию взрослого как учителя и условность его требований. Только такое отношение ко взрослому помогает ребёнку принять и успешно решить учебную задачу.
Социально-психологическая готовность к школе включает формирование у детей таких социально-психологических личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками, учителями. Ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, подчинять при необходимости, отстаивать свою позицию, чувство товарищества – качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Переход в школу связан и с изменением взаимоотношений со сверстниками, т.к. обучение носит коллективный характер. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, т.е. основанные на общей ответственности.
|
|
Приобретение учебной деятельностью в младшем школьном возрасте ведущей роли существенно изменяет ценностные ориентации, нравственные и деловые критерии. На первый план выдвигаются новые факторы, связанные с учебной деятельностью и общественной работой. Появляются достаточно жёстко фиксированные оценочные эталоны, связанные с отметкой и успехом в учёбе («отличники», «троечники» и т.д.) и чётко обозначенные социальные роли.
Таким образом, изменение отношения к другим детям предполагает: возникновение делового общения с одноклассниками, умение взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия со сверстниками. Становится характерным кооперативно-соревновательное общение.