Безопасная транспортировка жидкостей осуществляется в герметичных трубопроводах с использованием вакуума или при помощи специальных насосов. Для легколетучих огнеопасных жидкостей применим способ передавливания инертным газом или перекачки насосами. Некоторые особо опасные жидкости, не смешивающиеся с водой (например, сероуглерод), хранят в цистернах под слоем воды и перелавливают водой; при этом снижаются заряды статического электричества, возникающие при движении жидкостей-диэлектриков по трубам. Недостатком этого способа хранения и транспортировки жидкости является опасность замерзания воды в трубопроводах в зимнее время.
При перекачках насосами во избежание подсоса воздуха всасывающие линии постоянно держат под заливом.
Для перевозки сжиженных газов (хлора, аммиака, углеводородов), олеума, азотной кислоты и других химических продуктов применяют специализированные железнодорожные цистерны емкостью до 50 т. Цистерны для сжиженных газов рассчитывают и изготовляют аналогично сосудам, работающим под давлением (см. гл. XV). Всю арматуру во время передвижения цистерны закрывают защитным колпаком, который пломбируют. Цистерны, предназначенные для перевозки сжатых и сжиженных газов, имеют термоизоляцию или металлический защитный теневой кожух. Цистерны для химических продуктов, как правило, разгружаются при помощи сифонных труб, расположенных в верхней части цистерны; таким образом исключается опасность пролива жидкости при неисправности приспособлений для нижнего слива. Азотную кислоту, имеющую концентрацию выше 60%, перевозят в алюминиевых цистернах. Олеум и другие легко застывающие и кристаллизующиеся вещества перевозят в цистернах, имеющих паровую рубашку или тепловую изоляцию. Безводный хлористый водород и некоторые другие сжиженные газы перевозят в цистернах, охлаждаемых специальной холодильной установкой, работающей на углекислом газе. Соляную кислоту (не ингибированную) перевозят в гуммированных цистернах. Специализированные цистерны окрашивают в определенный цвет и на них делают четкую надпись, для какого вещества они предназначены. Внутри цистерн укрепляют поперечные перегородки с отверстиями — волноломы, предназначенные для восприятия гидравлических ударов жидкости при толчках и резких изменениях скорости движения (рис. 116).
|
|
На станциях налива и слива цистерны устанавливают в оборудованных тупиках и под скаты подкладывают «башмаки». Трубопроводы, соединяющие цистерну со складскими емкостями, выполняют в виде спиральных или лирообразных компенсаторов. Для заземления цистерн применяют специальные устройства (см. гл. IX). Перед заполнением цистерны тщательно очищают и осматривают.