1. В рабочей тетради студента выполните практическую работу № 3 (см. приложение к разделу 2). В первом задании проведите опыты по изучению условий запоминания: роли ассоциаций в процессах логического и механического запоминания (опыт 1); зависимости запоминания от установки (опыт 2); влияния осмысления материала на характер запоминания (опыт 3). Во втором задании изучите индивидуальные особенности своей памяти: определите скорость запоминания при слуховом и зрительном предъявлениях метериала; определите свойства долговременной памяти.
2. Объясните следующие факты:
• Почему при концентрированной подготовке накануне экзамена быстрее забывается выученная для сдачи экзамена информация?
• Почему ученик, хорошо выучивший стихотворение, при выступлении перед аудиторией начинает сбиваться?
• Почему примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше?
3. Проведите наблюдение за учебным процессом и сделайте записи, отвечая на вопросы: Какие приемы используют учителя для лучшего запоминания материала? Учитываются ли индивидуальные особенности памяти учащихся? Каким мнемическим приемам запоминания обучаются ученики на занятиях?
|
|
Контрольные вопросы
1 Дайте характеристику памяти как психического явления
2 Какие вы знаете виды памяти? Опишите их
3 Охарактеризуйте основные свойства памяти
4 Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания
5 Что вы знаете о произвольном и непроизвольном воспроизведении?
6 Расскажите о законе забывания, открытом Г Эббингаузом Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?
7 Расскажите об индивидуальных особенностях памяти
8 Можно ли тренировать память? Какие существуют мнемические приемы и способы?
Рекомендуемая литература
1 Блонский п п Память и мышление Избр соч М,1979
2 Лазер ф Тренировка памяти М, 1979
3 Лурия а р Внимание и память М,1975
4 Лурия а р Маленькая книжка о большой памяти Ум мнемониста М,1968
5 Рогов е и Азбука психологии психология познания М,2000
6 Рубинштейне л Основы общей психологии СПб Питер, 1999
7 Смирнов а а Проблемы психологии памяти М, 1975
8 Хрестоматия по общей психологии психология памяти М Изд-во МГУ, 1979
Глава 5
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
1. Мышление и его формирование
Мышление является мощным средством расширения границ восприятия с помощью понятий, которые отличаются от представлений утратой модальной специфичности и большей обобщенностью. С помощью мышления человек преодолевает пространственную (может устремиться в беспредельные дали космоса и микромир) и временную ограниченность восприятия (возникает свободное мысленное перемещение от древности к будущему). Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего мира вплоть до невидимого, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
|
|
Мышление — познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в обобщенную схему. Например, Фалес определил высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов — он измерил ее тень в полдень. Процесс мышления характеризуется специфическими особенностями, оно имеет опосредованный характер, опирается на имеющиеся знания, исходит из живого созерцания, но не сводится к нему, отражает связи и отношения
между предметами в словесной форме, связано с практической деятельностью.
Онтогенетическое развитие мышления ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. В своем становлении мышление проходит две стадии — допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление — начальная стадия формирования мышления, суждения единичны, осуществляются по аналогии. Главную роль играет память, для понимания смысла при его объяснении необходимо подкреплять речь наглядным примером. Дошкольник мыслит в направлении от частного к частному (трансдукция). Это происходит из-за отсутствия у него осознания причинно-следственных связей. Он может определить связь, но не знает, что первично, а что вторично (например, ветер — от качания деревьев). Его мышление анемично: все у него одушевлено («не трогай ведро, ему больно», — говорит ребенок). Он считает, что наблюдаемые явления имеют своей причиной вмешательство человека. Трансдуктивность мышления подтверждают детские вопросы: «Зачем в каждую вишню кладут косточку? Зачем на крыше снег, там же на санках не катаются?» Ребенок ставит себя в центр ситуации и не представляет, что с другой точки зрения все выглядит иначе. Если у пятилетнего ребенка спросить: «У тебя есть брат? — Да, Петя. А у Пети? — Нет». Переход к понятийному мышлению соответствует периоду готовности к школе. Истинное понятие — обобщение по существенному признаку. Например, транспорт, обувь, одежда, человек, животное, растения и т. д.
Образование понятий — результат длительной, сложной и активной умственной деятельности. Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров экспериментально установили ряд стадий, через которые проходит образование понятий у детей. Они использовали методику «двойной стимуляции». Испытуемому предлагалось два ряда стимулов, которые выполняют различную роль по отношению к поведению: один — функцию объекта, на который направлено поведение, другой — роль знака, с помощью которого поведение организуется. Например, имеется 20 объемных геометрических фигур, различных по цвету, форме, высоте и размеру. На основании каждой фигуры, скрытом от испытуемого, написаны слова, указывающие признаки — размер, цвет, форму. Эксперимен-
татор переворачивает одну из фигур и дает прочесть ребенку слово. Затем просит испытуемого найти все остальные фигуры с тем же самым словом, не переворачивая фигуры. Если ребенок делает ошибку, то экспериментатор сам открывает нужную фи- гуру. Описанный эксперимент продолжается до тех пор, пока испытуемый не научится безошибочно находить фигуры с одинаковыми названиями.
|
|
С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий у детей проходит три основные ступени:
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их синкретического сцепления, обозначенного одним словом.
2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков.
3. Образование собственно понятий.
Синкретическое мышление и мышление в понятиях-ком- плексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов. К мышлению, оперирующему настоящими понятиями, ребенок переходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам разных наук. Факты, полученные Л. С. Выготским и С. Л. Сахаровым, согласуются с данными, которые в своих работах по развитию интеллекта приводит Ж. Пиаже.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж. Пиаже, получила название «операциональной». Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная ситуация)».
В развитии операционального интеллекта у детей Ж. Пиаже выделил следующие четыре стадии:
1. Сенсомоторный интеллект, охватывающий период жизни ребенка от рождения до двух лет. Эта стадия характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.
2. Операциональное мышление, включающее его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.
3. Конкретные операции с предметами. Данная стадия характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11 — 12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.
4. Формальные операции. Эта стадия свойственна детям в возрасте 11 — 15 лет. Она характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме с логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое.
|
|
Таким образом, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.
2. Типология мышления