Тема 4.3.5. Средства, влияющие на функции почек

Мочегонные средства (диуретики) предназначены главным образом для выведения из организма избыточного количества воды. Также их применяют для снижения артериального давления и лечения отравлений. Повышение диуреза связано с воздействие данных препаратов на мочеобразование: фильтрацию, реабсорбцию, секрецию в почечных канальцах.

Препараты, способствующие выведению мочевой кислоты и мочевых конкрементов, используются при лечении подагры и мочекаменной болезни

Студент должен представлять:

· принципы действия диуретиков на основные процессы мочеобразования;

· механизмы действия препаратов, способствующих выведению мочевой кислоты.

Студент должен знать:

· классификацию мочегонных средств;

· фармакологическую характеристику групп диуретиков;

· фармакологическую характеристику препаратов, способствующих выведению мочевой кислоты.

Студент должен уметь:

· выписывать и корректировать рецепты на мочегонные препараты.

Список препаратов к теме:

Гидрохлоротиазид, фуросемид, буметанид, клопамид, индапамид, триамтерен, спиронолактон, оксодолин, кислота этакриновая, диакарб, маннитол, мочевина, трава хвоща полевого, лист толокнянки, лист брусники, сборы: «Бруснивер» и «Фитонефрол», лист ортосифона, леспенефрил, канефрон, фитолизин, аллопуринол, дезурик, антуран, блемарен, уролесан, фитолизин, марелин.

Основные теоретические вопросы:

1. Определение и классификация мочегонных средств. Механизмы действия на мочеобразование.

2. Характеристика «петлевых» диуретиков. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

3. Характеристика «тиазидных» диуретиков. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

4. «Калий-магнийсберегающие» диуретики. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

5. Осмотические диуретики. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.

6. Растительные диуретики, особенности действия и применения.

7. Средства, способствующие выведению мочевой кислоты и мочевых конкрементов. Особенности действия и применения.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Заполните терминологически словарь: диурез, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция, канальцевая фильтрация, конкременты мочевые, нефрон.

2. Выпишите рецепты: а) верошпирон; б) фуросемид, раствор; в) индапамид; г) трава хвоща полевого.

3. Пользуясь справочной литературой, укажите, какие действующие вещества входят в состав данных комбинированных средств, содержащих диуретики:

· Норматенс;

· Трирезид К;

· Триампур-композитум;

· Бруснивер;

· Модуретик.

4. Решите ситуационные задачи:

А) Препарат обладает невысокой диуретической активностью; уменьшает выведение ионов калия и магния из организма. Его мочегонный эффект не зависит от уровня альдостерона.

Задания:

· Определите препарат по описанию;

· Назовите основные показания к применению;

· Уточните, целесообразно ли применение данного препарата при острой почечной недостаточности.

Б) Препарат, практически не реабсорбирующийся при попадании в просвет почечных канальцев, создаёт там высокое осмотическое давление. Существенно снижает реабсорбцию воды и в некоторой степени – ионов натрия. Вводят внутривенно.

Задания:

· Определите препарат по описанию;

· Выпишите рецепт;

· Уточните, как влияет данное средство на осмотическое давление крови;

· Укажите, можно ли использовать препарат при острых отравлениях химическими веществами. Обоснуйте ответ.

В) Пациентке А., 60 лет, назначен мочегонный препарат, угнетающий активную реабсорбцию ионов натрия и хлора в толстом сегменте восходящей части петли Генле. В результате трёх недель непрерывного применения развились следующие побочные эффекты: гипокалиемия, гипокальциемия, резкое снижение слуха.

Задания:

· Определите препарат и его групповую принадлежность;

· Укажите, как можно скорректировать побочные действия, и можно ли было не допустить их сразу;

· Перечислите основные противопоказания к применению данного препарата.

Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: