Мочегонные средства (диуретики) предназначены главным образом для выведения из организма избыточного количества воды. Также их применяют для снижения артериального давления и лечения отравлений. Повышение диуреза связано с воздействие данных препаратов на мочеобразование: фильтрацию, реабсорбцию, секрецию в почечных канальцах.
Препараты, способствующие выведению мочевой кислоты и мочевых конкрементов, используются при лечении подагры и мочекаменной болезни
Студент должен представлять:
· принципы действия диуретиков на основные процессы мочеобразования;
· механизмы действия препаратов, способствующих выведению мочевой кислоты.
Студент должен знать:
· классификацию мочегонных средств;
· фармакологическую характеристику групп диуретиков;
· фармакологическую характеристику препаратов, способствующих выведению мочевой кислоты.
Студент должен уметь:
· выписывать и корректировать рецепты на мочегонные препараты.
Список препаратов к теме:
Гидрохлоротиазид, фуросемид, буметанид, клопамид, индапамид, триамтерен, спиронолактон, оксодолин, кислота этакриновая, диакарб, маннитол, мочевина, трава хвоща полевого, лист толокнянки, лист брусники, сборы: «Бруснивер» и «Фитонефрол», лист ортосифона, леспенефрил, канефрон, фитолизин, аллопуринол, дезурик, антуран, блемарен, уролесан, фитолизин, марелин.
Основные теоретические вопросы:
1. Определение и классификация мочегонных средств. Механизмы действия на мочеобразование.
2. Характеристика «петлевых» диуретиков. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
3. Характеристика «тиазидных» диуретиков. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
4. «Калий-магнийсберегающие» диуретики. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
5. Осмотические диуретики. Фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания.
6. Растительные диуретики, особенности действия и применения.
7. Средства, способствующие выведению мочевой кислоты и мочевых конкрементов. Особенности действия и применения.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заполните терминологически словарь: диурез, канальцевая реабсорбция, канальцевая секреция, канальцевая фильтрация, конкременты мочевые, нефрон.
2. Выпишите рецепты: а) верошпирон; б) фуросемид, раствор; в) индапамид; г) трава хвоща полевого.
3. Пользуясь справочной литературой, укажите, какие действующие вещества входят в состав данных комбинированных средств, содержащих диуретики:
· Норматенс;
· Трирезид К;
· Триампур-композитум;
· Бруснивер;
· Модуретик.
4. Решите ситуационные задачи:
А) Препарат обладает невысокой диуретической активностью; уменьшает выведение ионов калия и магния из организма. Его мочегонный эффект не зависит от уровня альдостерона.
Задания:
· Определите препарат по описанию;
· Назовите основные показания к применению;
· Уточните, целесообразно ли применение данного препарата при острой почечной недостаточности.
Б) Препарат, практически не реабсорбирующийся при попадании в просвет почечных канальцев, создаёт там высокое осмотическое давление. Существенно снижает реабсорбцию воды и в некоторой степени – ионов натрия. Вводят внутривенно.
Задания:
· Определите препарат по описанию;
· Выпишите рецепт;
· Уточните, как влияет данное средство на осмотическое давление крови;
· Укажите, можно ли использовать препарат при острых отравлениях химическими веществами. Обоснуйте ответ.
В) Пациентке А., 60 лет, назначен мочегонный препарат, угнетающий активную реабсорбцию ионов натрия и хлора в толстом сегменте восходящей части петли Генле. В результате трёх недель непрерывного применения развились следующие побочные эффекты: гипокалиемия, гипокальциемия, резкое снижение слуха.
Задания:
· Определите препарат и его групповую принадлежность;
· Укажите, как можно скорректировать побочные действия, и можно ли было не допустить их сразу;
· Перечислите основные противопоказания к применению данного препарата.
Учебные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
Выполните задания и выпишите рецепты: Приложение 4, задание 23.