К товару и его свойствам каждая научная школа подходила со своей методологией. В историческом плане можно выделить два подхода к анализу товара: на основе трудовой теории стоимости и с позиции теории предельной полезности
Трудовая теория стоимости:
ü представители: классическая буржуазная политическая экономия (Петти, Смит, Рикардо)
ü Маркс систематизировал труды своих предшественников, изложил эту теорию последовательно и всесторонне, раскрыл ее узловые элементы в их единстве и взаимосвязи
ü Разделение на 2 товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие этих товаров обращали внимание Аристотель, Сми, Рикардо, Маркс
Потребительная стоимость – совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общ-ва или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Значение потребительной стоимости в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общ-ва. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность
|
|
Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары
Общее объективное свойство товаров то, что на их пр- во затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны
ü Стоимость товара – общественный труд, воплощенный в товаре
ü Меновая стоимость – внешнее проявление стоимости, лежит в основе обмена товаров
ü Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не каждая полезная вещь обладает стоимостью
ü Труд всякого производителя носит двойственный характер, выступает как конкретный труд и как абстрактный
ü Конкретный труд – полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (труд столяра, портного)
ü Абстрактный труд – труд, выступающий как затраты труда вообще (человеческой энергии, мускульной силы, нервов, работы мозга), независимо от его конкретной формы. Он проявляет свою общественную природу на рынке, в процессе обмена
ü Величина стоимости определяется рабочим временем
ü Мера стоимости – общественно необходимый труд!
ü Величина стоимости определяется общественно необходимым рабочим временем (то рабочее время, которое затрачивается на изготовление товаров
ü На величину стоимости воздействуют:
a) Производительность труда (его эффективность, плодотворность). Она измеряется кол-вом потребительных стоимостей, производимых в единицу времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции
|
|
b) Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени
c) Сложность труда
ü Товарная организация общественного пр-ва порождает соответствующие законы, основным из которых явл. закон стоимости
Суть закона: пр-во и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с их общественной стоимостью, на основе общественно необходимых затрат труда
закон вынуждает товаропроизводителей следить за тем, чтобы индивидуальные затраты труда на пр-во товаров не превышали общественно необходимые
Черты закона:
a) В основе стоимости лежит общественно необходимый труд
b) Величина стоимости товара прямо пропорциональна кол-ву воплощенного в нем общественно необходимого труда и обратно пропорциональна его производительной силе
c) Обмен товаров совершается в соответствии с кол-вом воплощенного в них общественно необходимого труда
d) С возникновением денег и цены закон выступает в качестве регулятора цен, определяя их уровень
e) Через механизм рыночных цен закон распространяет свою регулирующую роль на процесс пр-ва, способствуя его сокращению или расширению
Функции закона:
1. Регулирующая: Является стихийным регулятором пропорций пр-ва (пропорциональности)
2. Выступает как стимул в развитии производительных сил, росте и совершенствовании производства, повышении производительности труда и снижении стоимости товаров
3. Выступает фактором имущественной, экономической и социальной дифференциации товаропроизводителей
Прежде всего рассмотрим основные положения трудовой теории стоимости. Ее разработка осуществлялась представителями классической буржуазной политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Большой вклад в развитие трудовой теории стоимости внес К. Маркс, который систематизировал труды своих предшественников, изложил эту теорию последовательно и всесторонне, раскрыл ее узловые элементы в их единстве и взаимосвязи[2].
В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость. На различие потребительной и меновой стоимости обращали внимание Аристотель, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и другие экономисты.
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.
То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.
|
|
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). В то же время сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).