Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в 60-70 гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущем управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Основополагающей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Стратегический менеджмент- это:
ü анализ окружающей среды; цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения
ü деятельностый подход, ставящаяся во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Стратегическое управление – 1) это деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. 2) сфера деятельности по управлению, состоящая в реализации выбранных перспективных целей через изменения в организации, 3) процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, 4) область научных знаний.
|
|
Сущность стратегического управления:
1) Функциональная (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов).
2) Процессная – (управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений).
3) Элементная (управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов).
Характеристика | Оперативное управление | Стратегическое управление |
Миссия, предназначение | Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации | Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц |
Объект концентрации внимания менеджмента | Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия |
Учет фактора времени | Ориентация на краткосрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основы построения системы управления | Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством | Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством |
Подходы к управлению персоналом | Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций | Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия |
6. Критерий эффективности управления | Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения |
Процесс страт. управления состоит из: 1) формулирование миссии компании; 2) целеполагание; 3) разработка стратегий; 4) реализация стратегий; 5) Контроль и оценка
|
|
эфф-ти реализуемой стратегии.