Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в 60-70 гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущем управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Основополагающей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Стратегический менеджмент- это:

ü анализ окружающей среды; цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения

ü деятельностый подход, ставящаяся во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Стратегическое управление – 1) это деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. 2) сфера деятельности по управлению, состоящая в реализации выбранных перспективных целей через изменения в организации, 3) процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие с окружающей средой, 4) область научных знаний.

Сущность стратегического управления:

1) Функциональная (управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов).

2) Процессная – (управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки и принятия решений).

3) Элементная (управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов).

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия, предназначение Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации Выживание предприятия в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса со средой функционирования, позволяющего решать проблемы, заинтересованных в деятельности предприятия, лиц
Объект концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основы построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством
Подходы к управлению персоналом Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия
6. Критерий эффективности управления Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения

Процесс страт. управления состоит из: 1) формулирование миссии компании; 2) целеполагание; 3) разработка стратегий; 4) реализация стратегий; 5) Контроль и оценка

эфф-ти реализуемой стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: