Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.
Транспортировка – это изменение место нахождения товара с помощью транспортного средства.В зависимости от стратегии и выдвигаемых задач, осуществляется выбор транспорта для доставки продукции
Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;
контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий;
|
|
предоставление соответствующей информации грузовладельцам.
К задачам транспортной логистики относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса, а так же:
•Создание транспортных систем
•Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса
•Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным
•Выбор вида транспортного средства
•Определение рациональных маршрутов доставки.
В транспортные системы входят: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный транспорт. В зависимости от стратегии и выдвигаемых задач, осуществляется выбор транспорта для доставки продукции с учетом производства и технико-экономических особенностей различного вида транспорта:
1.Железнодорожный:
Достоинства: высокая провозная и пропускная способность, регулируемость перевозок не зависимо от климатических условий, невысокая себестоимость, более высокая скорость по сравнению с речным.
Недостатки: высокие капитальные вложения в устройство пути.
2.Морской – обеспечивает межконтинентальные перевозки грузов.
Достоинства: низкая себестоимость. Практически неограниченная пропускная способность, скорость доставки груза выше чем у речного, небольшие капитальные вложения.
Недостатки: зависимость от географических и навигационных условий. Необходимость создания на побережьях большого портового хозяйства.
3.Речной:
Достоинства: самая низкая себестоимость груза, небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.
|
|
Недостатки: неравномерность глубины рек. Сезонность работы.
4.Автомобильный:
Достоинства: высокая маневренность, высокая скорость доставки грузов, доставка груза без промежуточных перегрузок, непосредственно от склада отправителя на склад заказчика.
Недостатки: низкий уровень эксплуатационных показателей транспорта и дорожной сети.
5.Трубопроводный:
Достоинства: прокладка трубопроводов и перекачка нефтепродуктов возможна повсеместно, низкая себестоимость, полная герметизация транспортировки, автоматическая перекачка, налив, слив. Потери продукции, передвигающейся по трубопроводу минимальны.
Недостатки: низкая специализация (нефть, газ), возможность глобальных экологических катастроф.
6.Воздушный – в основном используется для перевозки пассажиров.
Достоинства: высокая скорость доставки груза, большая дальность беспосадочного полета, более короткие маршруты следования по-сравнению с другими видами транспорта.
Недостатки: высокая себестоимость перевози грузов.
Основные показатели транспортных средств:
Коэфф. тары – это отношение массы тары к грузоподъемности
Грузоподъемность –максимально возможное количество груза, кот м перевести трансп средство с учетом точности и жесткости его ходовых частей
Грузовместимость – максимально возможный объем груза, кот м транспортировть транспортное средство (м3)
Взаимосвязь и взаимозависимость всех логистических элементов, включая транспорт, обусловили необходимость комплексного подхода к их дальнейшему развитию, на базе которого и происходило формирование инновационных транспортных систем сбора и распределения материальной продукции.