Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны др предприятий, фирм, компаний, а также граждан, явл-ся их должниками, дебиторами.
Управление дебиторской задолженностью - отдельная функция финансового менеджмента, оснй целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.
В основе управления дебиторской задол-стью фирмы лежит принятие фин-вых решений по следующим фундаментальным вопросам:
*учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
*диагностический анализ сост-ния и причин, в силу к-ых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задол-сти;
*разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью;
*контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
|
|
Задачами управ-я дебиторской задолженностью явл:
*ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
*выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
*определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
*ускорение востребования долга;
*уменьшение бюджетных долгов;
*оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
В зависимости от размера дебиторской задолженности, количество расчётных документов и дебиторов, анализ её уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа включает в себя несколько этапов.
1. Задаётся критический уровень дебиторской зад-ти: все расчётные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязат порядке.
2. Из оставшихся расчётных документов делается контрольная выборка.
3. Проверяется реальность сумм дебито задолж-ти в отобранных расчётных документах. Могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учёте суммы.
4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии.
|
|
Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, на финансовое состояние предприятия.
При анализе, кроме показателей баланса и приложений к нему, используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов.
Для изучения и оценки состава и давности образования дебиторской задолженности эти показатели м.б. систематизированы.
Важное значение для орг-ции имеет не только величина, но и качество дебиторской задол-сти. Его характеризует ряд показателей:
*доля долговых обязательств, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией;
*удельный вес вексельной формы расчетов;
*доля резервов по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности;
*удельный вес просроченных долгов в их совокупной величине.
Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств свидетельствуют о снижении качества этой задолженности, увеличении риска потерь и убытков при ее невозврате.
Если изначально отпускать товар в долг только самым надежным в платежеспособном отношении покупателям, у предприятия не будет убытков и потерь от просроченной или неоплаченной задолженности дебиторов.
Однако объем продаж, а, следовательно, производства, будет сравнительно невелик, поскольку число исправных плательщиков всегда ограничено.
Невысокой будет и прибыль от таких продаж, поскольку их себестоимость из-за отнесения накладных расходов на небольшое количество товаров будет выше, чем при больших объемах реализации.
Отпуск продукции и товаров без немедленной или предварительной оплаты менее надежным покупателям и клиентам существенно увеличивает объем продаж и потенциальной прибыли, но усиливает риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов.
Определение уровня приемлемого риска продажи в долг основано на сопоставлении предельных переменных расходов на предоставление товарного кредита с величиной предельной прибыли от увеличения продаж.