Земля и ее улучшения — все то, что объединяется понятием «недвижимость», составляет главный природно-хозяйственный ресурс города, включающий огромный капитал, созданный трудом многих поколений, и не только вещественный, но исторический и духовный.
Предметом управления земельными ресурсами в городах являются процессы использования земли для различных сфер жизнедеятельности (социальная, жилая, промышленная и т. д.), учитывающие следующие особенности:
пространственную ограниченность территории; территориальное совмещение производственных объектов со средой постоянного обитания населения, что повышает требования к состоянию земель, обеспечению безопасности проживания людей, поддержанию в технически безопасном состоянии инженерных сооружений и коммуникаций;
высокую плотность размещения искусственных объектов недвижимости;
исключительное разнообразие строений — от крупных уникальных зданий и больших промышленных комплексов до гаражей и трансформаторных подстанций;
|
|
наличие культурно-исторических и архитектурных объектов недвижимости, накладывающее ограничения на их использование.
Исходя из этих особенностей, важнейшими направлениями государственной земельной политики в городах являются:
разработка критериев эффективности землепользования и землевладения;
упрощение и удешевление системы учета и регистрации прав на землю и недвижимое имущество;
обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земель;
регулирование арендных отношений и других форм землепользования;
рациональное определение ставок земельного налога;
мониторинг рынка недвижимости и его информационное обеспечение;
информационное обеспечение запросов органов власти и управления.
Наличие большого числа объектов управления (земельных участков), явлений и процессов в их использовании повышает значимость управления земельными ресурсами.
Объектом управления может быть земельный участок, на котором осуществляют обособленный процесс использования земли одним хозяйствующим субъектом. Использование земель в пределах городов обеспечивает многообразие потребностей его жителей, поэтому оно отличается большим числом направлений управления.
К основным направлениям использования земель в городах, подлежащих управлению, относятся:
4. Территориальная организация процесса использования земли.
5. Информационное обеспечение процесса использования земель.
6. Установление правового статуса земельных участков (собственность, пользование, аренда, ограничения, обременения).
|
|
7. Определение видов использования земли на основе ее природного и экономического состояния.
При формировании цели управления важное значение имеют взаимоотношения между его объектами и субъектами. При наличии одного объекта (территории города) существует несколько субъектов управления. Это связано с правовым и хозяйственным статусом объекта. К числу субъектов управления относятся: Российская Федерация и ее уполномоченные органы; субъект Федерации и его уполномоченные органы; местное самоуправление и его уполномоченные органы.