Фредерик Герцберг и группа его последователей во второй половине 50-х гг XX в разработали еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. Она получила название \"двухфакторной теории\" Модель построена на результатах социологического опроса широкого круга инженерно-технического персонала Предлагалось ответить на вопрос: \"Когда (в каких ситуациях) после выполнения служебных обязанностей вы чувствовали себя: особенно хорошо и наоборот?"
По результатам ответов Герцберг построил двухфакторную теорию, в которой выделил две категории: гигиенические факторы и мотиваторы (табл. 51)
Таблица 51
Герцбергова теория мотивации
Гигиенические фактори | Мотиватори |
Политика организации и ее воплощение Администрациию | успех |
условия трудаі | Карьера (продвижение по службе). |
Заработная плата | Признание и одобрение результатов работи |
Контроль и отношение со стороны руководства | Непосредственная робота |
Микроклимат в коллективе (межличностные отношения с руководством, сотрудниками и подчиненными) | Степень делегирования полномочий и ответственности (можно выше) |
Общественное положение, опасностейа | Возможности творческого и профессионального ростая |
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа (выполняется работа), мотиваторы с характером и содержанием работы При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиене ичних факторов у работника возникает и формируется чувство недовольства работой Но их достаточное количество не может мотивировать человека к чему-то Отсутствие или неадекватность мотиваций не связан а напрямую с неудовольствием работой, однако их наличие вызывает удовлетворение и подталкивает исполнителей на повышение эффективности деятельности А вот как лица, участвовавшие в опросе, оценили те харак теристики работы, которые могут привести к максимальной отдаче или повысить реноме (привлекательность) рабораці.
|
|
1 Факторы повышения производительности:
· большие шансы на продвижение по службе;
· хороший заработок;
· оплата труда, которая непосредственно связана с достигнутыми результатами, признание и одобрение хорошо выполненной работы;
· сложная, трудная и интересная работа, что позволяет развить свои способности, работа, позволяющая самостоятельно принимать решения и требует творческого подхода;
· высокая степень ответственности
2 Факторы, которые делают работу более привлекательной:
· работа без значительных напряжений и стрессов;
· удобный распорядок;
· отсутствие на рабочем месте шума и любых проявлений загрязнения окружающей среды;
|
|
· работа с людьми, которым симпатизируешь;
· неформальные, неофициальные отношения с непосредственным руководством;
· достаточная осведомленность о действительном положении дел в фирме (о том, что происходит);
· гибкий темп работы и рабочее время;
· значительные дополнительные льготы;
· справедливое распределение объема работ
Для эффективного практического использования теории Герцберга администрации организации необходимо составить перечень гигиенических факторов и мотиваторов, а также предоставить возможность работникам самим определять и и указывать на то, что им нравится, а в дальнейшем постоянно учитывать ц.
Недостаток теории заключается в том, что исполнители инстинктивно, на уровне подсознания связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объекта, который они контролируют, а неблагоприятные с факторами объективно не зависят от опрашиваемых есть люди стремятся списать проблемы на \"объективные причины\", а положительные результате считают собственные достижениям.