Структура общественного производства. Место медицинских услуг в структуре общественного производства

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Общественное производство можно структурировать следующим образом:

       
   


Производство услуг здраво-охранения
Производство нематериаль-ных услуг
Производство материаль-ных услуг
Производство предметов потребления
Производство средств производства

 
 


Рис. 2.2. Структура общественного производства.[3]

Средства производства – это производственные здания, производственное оборудование, а также производственная инфраструктура. Предметы потребления – это материальные продукты, потребляемые человеком. Они являются результатом материального производства.

В экономической литературе существует несколько трактовок материального производства. Наибольшее распространение получила вещная концепция материального производства. Согласно данной концепции в эту сферу включаются отрасли, в которых труд осуществляется в вещах, материальных благах. К сфере материального производства относятся виды деятельности, направленные на преобразование вещества и силы природы с целью их приспособления к потребностям человека. Они имеют своим результатом материальные блага в вещественной форме, в форме энергии.

Производство услуг – это деятельность человека, направленная на обслуживание потребностей человека. Услуга проявляется в форме полезного эффекта, направленного на удовлетворение потребностей человека. Существуют материальные и нематериальные услуги.

Материальные услуги – это деятельность, направленная на улучшение потребительских свойств материального предмета, доведение его до потребителя. Например, установка сервисной службой купленной стиральной машины, ремонт в случае необходимости медицинского оборудования. Нематериальные услуги – это деятельность человека, в процессе которой производство услуг совпадает с их потреблением. Примером нематериальной услуги является услуга врача – медицинская услуга. Это деятельность, направленная на охрану, поддержание, восстановление здоровья человека, осуществляемая в особой отрасли народного хозяйства – здравоохранении, которое является составной частью сферы услуг. Здравоохранение – это отрасль народного хозяйства, специализирующаяся на предотвращении болезней и восстановлении здоровья человека на основе достижений медицинской науки и практики.

В труде врача можно выделить два аспекта:

1. Гуманность труда. Она проявляется в стремлении оказать помощь человеку, спасти ему жизнь.

2. Чисто экономическая сторона деятельности, направленная на восстановление здоровья человека, предотвращение заболеваемости.

Очевидно, что эти аспекты трудовой деятельности врача должны реализовываться в единстве. Тогда здравоохранение и предстанет как отрасль производства, но производства специфического. Оно направлено непосредственно на человека, и на своеобразие экономических процессов в нем значительное влияние оказывает гуманность врача. Отличительная особенность труда врача проявляется в характере его продукта. Создаваемая трудом, здесь потребительная стоимость выступает не как материальное благо, а как результат деятельности, отличный от материальных благ. Выражается этот результат в виде услуги, в получении специфического полезного эффекта в восстановлении организма, способности к труду. Производство и воспроизводство рабочей силы и является продуктом труда врача, работников здравоохранения.

Таким образом, труд врача создает нематериальные блага. Они потребляются человеком для сохранения здоровья, подготовки к труду, участия в политической жизни общества, обеспечении безопасности государства и др. Причем процесс производства блага и его потребление совпадают в реальном времени, что является особенностью нематериальных услуг.

С этой точки зрения в сфере услуг также осуществляется производство, которое органически дополняется распределением услуг, их обменом и потреблением. Сам процесс создания нематериальных благ неизбежно представляет также процесс потребления материальных благ (зданий, оборудования, электроэнергии и др.). Поэтому экономические отношения в сфере оказания медицинских услуг – это одновременно отношения по поводу потребления продукции материального производства.

Таким образом, экономические отношения, возникающие в сфере материального и нематериального производства, составляют единую систему экономических отношений, определяющая роль в которой принадлежит материальному производству. Доказательством этого утверждения служат следующие аргументы:

1. Поскольку именно материальное производство составляет основу жизни общества,логично полагать, что экономические отношения вначале возникают в материальном производстве и только потом распространяются на сферу услуг. В этом смысле экономические отношения в сфере услуг производны от отношений материального производства.

2. Развитие экономических отношений в сфере материального производства в конечном счете обусловливают и те изменения, которые происходят в сфере услуг. По мере роста эффективности общественного производства в обществе проявляется тенденция к возрастанию удельного веса лиц, занятых в сфере услуг. Объясняется данный факт тем, что, например, рост производительности труда позволяет увеличивать производство материальных благ при неизменной или даже сокращающейся численности работников материального производства. А высвобождающаяся рабочая сила находит себе применение в сфере услуг. В настоящее время в развитых странах в сфере материального производства занята всего лишь одна третья часть трудоспособного населения, а две трети трудятся в сфере услуг. Повышение эффективности производства сокращает объем ресурсов, используемых в материальном производстве и за счет этого позволяет больше ресурсов использовать в сфере услуг, в частности на развитие ее материальной базы, то есть строительство зданий функционального назначения, оснащение их необходимым оборудованием, развитие инфраструктуры.

Однако необходимо подчеркнуть, что здравоохранение, как составная часть сферы услуг, не является простым потребителем благ, создаваемых в материальном производстве. Оно оказывает обратное влияние на материальное производство, восстанавливая и поддерживая способности к труду важнейшего экономического ресурса – рабочей силы, оказывая таким образом косвенное влияние на производство валового внутреннего продукта, о чем будет сказано ниже.

Итак, в сфере услуг, как и в материальном производстве, осуществляется постоянный кругооборот благ.

Возникает вопрос: что же лежит в основе постоянного возобновления кругового движения благ? Такой движущей силой является взаимосвязь производства и потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: