Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.............................................................................................. 13

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМАТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ..................................................... 13

История возникновения организационной психологии.............................. 14

Оформление организационной психологии в самостоятельную научную дисциплину 24

Область и предмет исследования организационной психологии.............. 25

На стыке фундаментального знания и практики..................................... 25

Организационная психология как система поведенческих технологий..... 28

Влияние успехов американских, европейских и японских компаний на развитие организационной психологии....................................................................... 29

Уровни анализа в организационной психологии......................................... 30

Ситуационный подход в организационной психологии............................. 31

Ограничения современной научной парадигмы организационной психологии 32

В поисках новой парадигмы........................................................................ 35

Организационная власть как базовый организационно-психологический процесс 36

Организационная власть как психическая реальность............................. 38

Власть как базовая категория организационной психологии................... 40

Проблема субъекта организационной власти........................................... 43

Перспективы развития организационной психологии............................... 44

ГЛАВА II. В ПОИСКАХ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПРЕДСКАЗАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ 46

Homo examinator.......................................................................................... 47

Способы познания мира.............................................................................. 48

Индукция и дедукция................................................................................... 51

Организационная психология и научный метод......................................... 53

Исследование в организационной психологии............................................. 55

Этапы научного исследования.................................................................... 56

Методы организационной психологии....................................................... 59

Планирование и организация эксперимента.............................................. 72

Схемы планирования исследования............................................................. 73

Мультивалентные экспериментальные планы........................................... 78

Факторные эксперименты.......................................................................... 79

Возможности и ограничения организационно-психологических исследований 83

Анализ и обобщение результатов научного исследования......................... 85

Практическое упражнение......................................................................... 87

Отчет комиссии по оценке нового режима работы................................ 88

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВЛАСТЬ................................. 90

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 90

Феномен власти........................................................................................... 91

Власть как межличностное взаимодействие............................................ 93

Общая классификация оснований власти.................................................. 95

Основания власти и контроль.................................................................. 100

Дифференцированная классификация оснований власти........................ 100

Взаимосвязь оснований власти................................................................. 103

Косвенные методы влияния....................................................................... 103

Тактические приемы в использовании власти......................................... 104

Ограничения классификации оснований власти...................................... 105

Потребность во власти............................................................................ 106

Модель власти в межличностном взаимодействии................................ 113

Власть и свобода....................................................................................... 118

Власть и повиновение................................................................................ 119

Анализ деструктивного повиновения в организационно-психологическом контексте.................................................................................................................... 125

Административное повиновение.............................................................. 131

ГЛАВА IV. ВЛАСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ................................................... 135

Власть как явление историческое............................................................ 135

Генезис групповых форм поведения человека........................................... 136

Психологический анализ целесообразного поведения земледельческой общины. 138

Власть в земледельческой общине............................................................. 140

Психологическая устойчивость общинного поведения............................ 141

Загадка формирования произвольного поведения.................................... 144

Психологические предпосылки появления первых организационных форм 146

Генезис новой формы группового поведения............................................ 150

Насильственно-реквизиционная организация как первая организационная форма, созданная человеком.................................................................................. 153

Власть и произвольное поведение............................................................. 155

Насилие и власть....................................................................................... 159

Норма труда и норма потребления......................................................... 162

Концепция медицентрической организационной нормы......................... 163

Предпосылки формирования современной организации.......................... 165

Норма труда и тейлоризм........................................................................ 166

Концепция экселоцентрической организационной нормы....................... 169

Организационная власть и индивидуальность........................................ 173

Современная организация как система взаимозависимостей................ 174

Эволюция организационной власти.......................................................... 180

ГЛАВА V. ЛИДЕРСТВО............................................................................. 184

Феномен лидерства.................................................................................... 185

Лидерство и руководство......................................................................... 185

Лидерство и организационная власть..................................................... 188

Теории лидерства...................................................................................... 191

Нормативная модель лидерства Врума-Йеттона-Яго........................... 215

Когда лидерство излишне.......................................................................... 221

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ВЛАСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ....................................... 222

ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ....................................................................... 222

Природа организаций................................................................................ 223

Основные характеристики организации.................................................. 226

Организация как открытая система...................................................... 228

Цикл трансформационного изменения..................................................... 229

Организационные цели............................................................................... 230

Жизненный цикл организации.................................................................... 232

Влияние среды............................................................................................ 232

Централизация власти.............................................................................. 235

Формализация организационного поведения............................................ 236

Организационная структура.................................................................... 237

Охват контролем...................................................................................... 245

Классические теории организации........................................................... 249

Организационная концепция «человеческих отношений»........................ 266

Ситуационные теории организации........................................................ 274

Роль технологии в организации................................................................ 279

Организация как социотехническая система.......................................... 286

Управление организацией как искусство.................................................. 288

ГЛАВА VII. МОТИВАЦИЯ......................................................................... 291

Что такое мотивация?............................................................................ 291

Мотивы и потребности людей в организациях....................................... 294

Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект.............. 299

Содержательные теории мотивации..................................................... 299

Процессуальные теории мотивации........................................................ 307

Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников.................................................................................................................... 326

Управление по целям (management by objectives)...................................... 333

Перепроектирование заданий и функций работников............................ 335

Партисипативность................................................................................ 338

ГЛАВА VIII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ............ 339

Понятие организационной культуры....................................................... 339

Структура организационной культуры................................................... 343

Содержание организационной культуры................................................. 345

Формирование организационной культуры.............................................. 347

Влияние культуры на организационную эффективность........................ 352

Взаимодействие между культурами........................................................ 357

Изменение организационной культуры..................................................... 360

Организационное развитие....................................................................... 364

Типы организационного развития............................................................ 368

Планирование организационного развития.............................................. 369

Методы организационного развития....................................................... 374

Основные этапы разработки и внедрения программы организационного развития.................................................................................................................... 378

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ И ГРУППА............................................. 388

ГЛАВА IX. ОСНОВЫ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ............................... 388

Индивид в группе: возросшая мощь или потеря эффективности?........ 388

Феномен Рингельманна.............................................................................. 391

Группа и научный менеджмент................................................................ 394

Хоуторнские эксперименты...................................................................... 400

Природа групп в организации................................................................... 404

Почему люди образуют группы или вступают в них?............................. 405

Классификация групп в организации........................................................ 407

Стадии развития группы......................................................................... 409

Групповое давление и конформность....................................................... 413

Групповая сплоченность и совместимость............................................. 414

Структура группы.................................................................................... 416

Статус....................................................................................................... 416

Роли............................................................................................................ 421

Ролевая идентификация........................................................................... 422

Групповые (ролевые) ожидания................................................................ 422

Ролевой конфликт..................................................................................... 423

Эксперимент Зимбардо............................................................................. 424

Групповые нормы....................................................................................... 426

Групповые санкции.................................................................................... 427

Нормы в организации................................................................................ 428

Формирование групповых норм................................................................. 429

Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение.............. 430

ГЛАВА X. ОБЩЕНИЕ (КОММУНИКАЦИЯ) В ОРГАНИЗАЦИИ........... 434

Общение в организации............................................................................. 434

Коммуникативная функция общения........................................................ 436

Регулятивная функция общения................................................................ 445

Перцептивная функция общения.............................................................. 448

Особенности межличностного восприятия............................................ 451

Общение и понимание................................................................................ 455

Система организационного общения....................................................... 458

Типы коммуникационных сетей................................................................ 461

Неформальное общение в организации..................................................... 465

Общение и стиль управления..................................................................... 467

Пути повышения эффективности общения в организации.................... 468

ЧАСТЬ ПЯТАЯ ВЛАСТЬ И ИНДИВИД................................................... 470

ГЛАВА XI. ИНДИВИД И ОРГАНИЗАЦИЯ............................................... 470

Менеджмент и индивид............................................................................ 470

Индивидуальные различия......................................................................... 471

Индивидуальный стиль деятельности..................................................... 477

Способности и их соответствие требованиям организации................ 479

Индивидуальные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида.................................................................................................................... 482

Личность и организация........................................................................... 490

Теории личности........................................................................................ 491

Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида.................................................................................................................... 497

Проблема нормы и патологии в организационном поведении................ 502

Потребность в дальнейших исследованиях.............................................. 504

ГЛАВА ХII. ЦЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ.................... 506

Ценности.................................................................................................... 506

Ценности и организационное поведение................................................... 509

Источники ценностных представлений................................................... 511

Виды ценностей......................................................................................... 512

Ценностные и технические аспекты организационной деятельности.. 515

Динамика ценностных ориентации.......................................................... 515

Формирование ценностных ориентации.................................................. 517

Ценности менеджера и организации....................................................... 520

Ценности общества и стратегия организации....................................... 521

Аттитюды................................................................................................ 523

Консистентность и неоднородность аттитюдов................................. 525

Взаимосвязь между аттитюдами и поведением.................................... 526

Удовлетворенность трудом..................................................................... 528

ГЛАВА XIII. ОТБОР ПЕРСОНАЛА............................................................ 532

Цели и задачи профессионального отбора.............................................. 532

Оценка деятельности................................................................................ 533

Анализ биографических данных................................................................ 537

Файл биографической информации (ФБИ).............................................. 538

Оценочное интервью................................................................................. 539

Рекомендательные письма и телефонный запрос сведений об аппликанте 543

Оценки сослуживцев и руководителей...................................................... 544

Тестирование............................................................................................. 546

Типы тестов, используемых в профотборе............................................. 550

Достоинства и недостатки тестирования в организациях.................. 555

Центр оценки кадров (assessment center).................................................. 556

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 561

THE ENGLISH SUMMARY OF THE BOOK............................................... 563


[1] Мильнер Б. 3. Теория организаций. Курс лекций М.: Инфра-М, 1998. С. 12.

[2] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. С. 234.

[3] Etzioni A. Modern Organization. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1964.

[4] Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М: Политиздат, 1975.

[5] Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. N.Y.: Macmillan, 1933; Roethlisberger F.. J. & Dickson W. J. Management and the Worker. Cambridge, Mass.; Harvard University Press, 1939.

[6] В настоящее время в различных национальных традициях существуют разночтения в обозначении прикладной области психологии, занимающейся проблемами оптимизации организационной деятельности. Так, в североамериканской традиции, чаще всего используется термин «индустриальная и организационная психология» (industrial and organizational (I/O) psychology); в Германии -ABO-Psychologic (A/ Arbeit -- труд, B/Bеtrieb — предприятие, O/Organisation - организация); в Японии — сосикитэки синригаку (организационная психология). Эти сложносоставные названия отражают историю становления дисциплины и/или ее составные части. Это выглядит вполне оправданным, однако термин «организационная психология» представляется нам достаточно емким для обозначения как содержания и истории становления этого направления, гак и тех смежных дисциплин, которые органично вошли в его состав.

[7] Stapp J., Fulcher R., Nelson S. D.. Pallack M.-S. & Wicherski M. The employment of recent doctorate recipients in psychology: 1975 through 1978 //American Psychologist, Vol. 36. 1981. P. 1211 -1254.

[8] Что хорошо для GM (корпорации «Дженерал Моторс») хорошо для США (англ).

[9] Например, в межгосударственных отношениях задолженность перед кредиторами в несколько десятков млрд. долларов рассматривается как чрезвычайно серьезная, однако в сравнении с годовым оборотом некоторых компаний она выглядит довольно скромно. Так, объем продаж нефтяной компании Exxon/Mobil превышает 180 млрд. долларов в год.

[10] Еще в 1918 году генерал А.Хедлам (Hеdlam), ответственный за обеспечение Британской армии военным снаряжением и боеприпасами, соглашался с тем, что его страна избежала поражения в войне только благодаря американскому военно-промышленному концерну Дюпон (Du Pont dc Nemour & Company) (цит. по: Dale E. The Great Organizers. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1971. P. 62).

[11] Германия. Факты Frankfurt-am-Main: Sozietats-Vеrlag, 1993. C.214.

[12] Психология. Словарь //Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М: Политиздат, 1990. С.253; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 463.

[13] Под понятием предмета (Gеgеnstand) исследования понимается некоторая целостность, выделенная в процессе познания. В отличии от объекта (Object) исследования, в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данного исследования свойства и признаки предмета При этом один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования и даже различных научных дисциплин.

[14] Dale Е. The Great Organizers. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1971. P. 37, 62.

[15] Taylor F. Shop Management. N.Y.: Harper & Row, 1903; Taylor R Principles of Scientific Management. N.Y: Harper & Row, 1911; Тейлор Ф. Научная организация труда. М.,1924.

[16] В России термин «индустриальная психология» не получил столь широкого распространения как в Европе и США. Это направление психологической науки в отечественной традиции, как правило, именуется «психологией труда».

[17] Roethlisberger F J. & Dickson W. J. Management and the Worker. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. 1939.

[18] Maslow A. H. Motivation and personality, N.Y.: Harper & Row, 1954.

[19] Rogers C. Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

[20] Chaplin J. Р. & Krawiec Т. S. Systems and Theories of Psychology. 3-rd edition. N.Y.: Reinhart, & Winston, 1974.

[21] Номотетический подход ориентирован на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и формирования личности.

[22] Идеографический подход предполагает реконструкцию и анализ личности человека как особой неповторимой целостности.

[23] Gordon R.A. & Howell J.E. Higher education for business N.Y.: Columbia University Press, 1959.

[24] Wicker Л. №. Attitude Versus Action: The Relationship of Verbal and Overt Behavioral Responses to Attitude Objects //Journal of Social Issues, Aut. 1969. P. 41—78; Heberlein T. A. & Black J. S. Attitudinal Specificity and the Prediction of Behavior in a Field Setting //Journal of Personality and Social Psychology, Apr. 1976. P. 474--479; Schuman H. & Johnson M. P. Attitudes and Behavior //Annual Review of Sociology /Ed. By A.Inkcles. Palo Alto. Calif.: Annual Reviews, 1976. P. 161.....207; Regan D. & Fazio R. On the Consistency Between Attitudes and Behavior: Look to the Method of Attitude Formation /'Journal of Experimental Social Psychology, Jan. 1977. P. 28—45; Kahle L. R- & Herman H J Attitudes Cause Behaviors: A Cross-Lagged Panel Analysis // Journal of Personality and Social Psychology, Mar. 1979, P. 315-321.

[25] Stoner J. A. F. A comparison of individual and group decisions including risk /Unpublished master's thesis. Cambridge, Ma: School of Industrial Management, Massachusetts Institute of Technology, 1961.

[26] Stogdill R. Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of Literature //Journal of Psychology, Vol.25, 1948. P.35—71; Mann R. A. Review of the Relationships Between Personality and Performance in Small Groups //Psychological Bulletin, No 56, 1959. P. 241—270; Reddin W. J. Managerial Effectiveness N.Y.: McGraw-Hill, 1970; Fiedler E. E. A Theory of Leadership Effectiveness. N.Y.: McGraw-Hill, 1967; Мисуми Д. Ридасиппу кодо-но кагаку (Поведенческая наука лидерства). Токио: Юхикаку, 1984.

[27] Peters Т. J. & Waterman R H In search of excellence: Lessons from America's best-run companies. N.Y.: Harper & Row, 1982.

[28] Ouchi W. С. Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge.

[29] Reading, Mass.: Addison-Wesley Publishing, 1981. : Blanchard K. & Johnson S. The one minute manager. N.Y.: Morrow, 1982.

[30] Kuhn T.S. The structure of scientific revolutions. 2-nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1970.

[31] Понятия «капитализм» и «социализм», на мой взгляд, не отражают объективных принципов построения организации и в значительной степени являются идеологическими конструктами. Уместно отмстить, что государственное устройство современной капиталистической Германии сами немцы называют Sozialstaat (т. с. социальное или социально ориентированное государство), а японский капитализм, начиная с конца прошлого века и до сих пор, активно использует на внутреннем рынке элементы планового хозяйствования.

[32] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. 1984. С.205.....218.

[33] Партисипативное управления (от англ. participate участвовать)— вовлечение рядовых работников в управление организацией путем предоставления им возможности стать се собственниками (акционерами)

[34] Убеждение силой (лат) Дословно - «палочный» довод

[35] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 190.

[36] Journal of Social Issues Vol.52. No 1. 1996. P. 26.

[37] Последний довод (лат.)

[38] Weber M. The Theory of Social and Economic Organizations //Ed. by T.Parsons. N.Y.: Free Press, 1947.

[39] Лидерство— отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.:Политиздат, 1990. С. 190).

[40] Любопытно, что в 30-е годы, когда административно-командная организационная система, разработанная и воплощенная в жизнь Г.Фордом на его автомобильных заводах, стала внедряться в СССР как базовая организационная модель индустриализации, непривычное для того времени английское слово «leader» переводилось на русский язык как «вожак» (см.: Михайлов Л. Система Форда. М— Л.: Госиздат,1930.

[41] Харизма (от греч. charisma — божественный дар, благодать) — наделение человека исключительными свойствами, вызывающими преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности.

[42] Mintzbеrg H. The Structuring of Organizations: A Synthesis of the Research. Englcwood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall. 1979. — P. 20

[43] Homo examinator (от лат homo- человек; examino -- исследовать) человек-исследователь.

[44] Kelly G A The Psychology of Personal Construcls. Vol.l 2 N.Y.: Norton, 1955

[45] Подвергать вес сомнению (лат,)

[46] Skinner В. F. Contingencies of reinforcement. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1969

[47]

Зиновьев А. А. Два уровня в научном исследовании //Проблемы научного метода. М., 1964. - С. 238—239.

[48] Экспериментальная психология. /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс. 1973.

[49] Абсентеизм (от англ. absent - отсутствующий)— термин, обозначающий отсутствие члена организации на рабочем месте по уважительной или любой иной причине.

[50] Кому выгодно? (лат).

[51] 1 Campbell D. & Stanley J. Experimental Designs and Quasi-Experimental Designs for Research. — Chicago: Rand McNally, 1963,

[52] Предваряющая/последующая проверка (англ).

[53] R (от англ, randomization — рандомизация) — процедура отбора членов экспериментальной и контрольной группы, при которой каждый работник обладает одинаковой вероятностью попасть в одну из указанных групп.

[54] Фресс П. Эмоции. // Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М.,1975.

[55] House R. & Wigdor L. Herzbеrg's Dual-Factor Theory of Job Satisfaction and Motivations: A Review of the Evidence and Criticism //Personnel Psychology, Winter 1967. P. 369--389.

[56] Cook Т. D. & Campbell D. Т. The Design and Control of Quasi-Experiments and Time Experiments in Field Settings //Handbook of Industrial and Organizational Psychology /Ed. by Marvin D. Dunnеtte. Chicago: Rand McNally, 1976. P. 223—326; even* M. G. Opportunistic Organizational Research: The Role of Patch-up Designs //Academy of Management Journal No 3, 1974. P. 98 108.

[57] «Словарь русского языка» выделяет три основных значения слова власть: 1) право и возможность распоряжаться кем и чем-либо, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными, административными полномочиями. (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. С. 80.)

[58] Белов Г. А. Политология. Курс лекций. М.: Чебо, 1998; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Социология. Политика. М., 1974.

[59] Напр.: Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983; Психология: Словарь /Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990 и др.

[60] «Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия и т. п.» //Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 85—86.

[61] Bacharach S. В. & Lawler E. J. Power and Politics in Organization. San Francisco, CA: Josscy Bass, 1980. P. 16—17.

[62] Raven B. A. Power/interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later //Journal of Social Behavior and Personality Vol 7 No 2 1992 P 217—244.

[63] French J. R. P. Jr., Raven B. The Bases of Social Power //Studies in Social Power /Ed. by D. Cartwright. Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research, 1959. P. 150—167; Raven В. Н. Social influence and power //Current studies in social psychology /Ed. by I. D. Steiner & M. Fishbcin. N.Y.: Holt, Rinchait, Winston, 1965.

[64] Kipnis D., Schmidt S., Swaffin-Smith C. & Wilkinson I. Patterns of Managerial Influence:

Shortgun managers, Tacticians, and Bystanders //Organizational Dynamics Winter 1984. P. 58—67.

[65] McClelland D. C. Power: The Inner Experience. N.Y.: Irwington, 1975; Atkinson J. №. & Ray nor J. O. Motivation and Achievement. Washington D.C.: Winston, 1974.

[66] Пушкин А- С- Собр. соч. В 10 т. М.: Художественная литература, 1974. С. 322.

[67] French J. R. P., Jr., Raven В. The Bases of Social Power //Studies in Social Power /Ed. by D- Cartwright. Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research, 1959. P. 150—167; Raven B. H. Social influence and power //Current studies in social psychology /Ed. by I. D. Stciner & M. Fishbein. N.Y.: Holt, Rinchait, Winston, 1965; Haven B. H. Interpersonal influence and social power //Social psychology /Ed. by B. H. Raven & J. Z. Rubin. N.Y.: Wiley, 1983. P. 399—144.

[68] Харизма (от греч. charisma — благодать, божественный дар) исключительная одаренность; наделенность какого-либо лица особыми качествами исключительности в глазах приверженцев или последователен.

[69] Raven В. II. Social influence and power //Current studies in social psychology /Ed. by 1. D. Sterner & M Fishbcin. N.Y.: Holt, Rinchait, Winston, 1965.

[70] Kipnis D. The Powеrholdcrs. Chicago: University of Chicago Press, 1976. P. 77—78. Убеждение силой (лат.). Дословно— «палочный» довод.

[71] Убеждение силой (лат.). Дословно— «палочный» довод.

[72] Weiss H. Subordinate imitation of supervisor behavior: The role of modeling in organizational socialization //Organizational Behavior and Human Performance, Vol. 19, P. 89—105.

[73] Rollins B. C. & Thomas D. W. A theory of parental power and compliance //Power in families /Ed. by R. E. Cromwell & D. H. Olson. N.Y.: Sage, 1975.

[74] Raven B. H.. Centers R. & Rodrigues A. The bases of conjugal power //Power in families /Ed. by R. S. Cromwell & D. H. Olson. N.Y.: Sage, 1975.

[75] Hunt S. D. & Nevin J. R. Power in a channel of distribution: Sources and consequences //Journal of Marketing Research, Vol. 11, 1974. P. 186-193.

[76] Schmidt A., & Raven B. H. Children's cognitions ofpеrsuasion strategies and compliance //Paper presented at the Biennial Meeting of the Society for Research in Child Development. Toronto, 1985; Schmidt A. & Raven B. H. Developmental changes in perception of persuasive strategies in children //Paper presented at the 93rd Annual Convention of the American Psychological Association, 1985.

[77] Jamieso D. W. & Thoma K. W. Power and conflict in the student-teacher relationship //Journal of Applied Behavioral Science. Vol. 10, 1974. P. 321--336.

[78] Raven B. H. & Litman-Adizes T. Interpersonal influence and social power in health promotion //Advances in Health Education and Promotion /Ed. by Z. Salisbury, S. Kar & J. Zapka. Greenwich, CT: JAI Press, 1986; Rodin J. & Janis I. L. The social influence of physicians and other health care practitioners as agents of change /7 Interpersonal issues in health care /Ed. by H. S. Friedman & R. M. DiMattеo N y-Academic Press, 1982. P. 33—50.

[79] Busch P. & Wilson D. T. An experimental analysis of salesman's expert and referent bases of power in the buyer-seller dyad. Journal of Marketing Research. Vol. 13, 1976. P. 3—11; Gaski J. F. Interrelations among a channel entity's power sources: Impact of the exercises of reward and coercion on expert, referent, and legitimate power sources //Journal of Marketing Research, Vol. 23, 1986. P. 62—77.

[80] McCormick N. B. Comе-ons and put-offs: Unmarried students strategies for having and avoiding sexual intercourse //Psychology of Women Quarterly No 4 1979 P 194—211.

[81] Gold G. J. & Raven B. H. Interpersonal influence strategies in the Churchill-Roosevelt bases fordеstroyers exchange //Journal of Social Behavior and Personality. No 7. 1992. P. 245—272; Raven B. H. Political applications of the psychology of interpersonal influence and social power '/Political Psychology, No 11. 1990. P. 493—520; Rasinski K., Tvier T. R. & Fridkin K. Exploring the function of legitimacy: Mediating effects of personal and institutional legitimacy on leadership endorsement and system support //Journal of Personality and Social Psychology Vol 49 1985 P 395—407.

[82] Abdalla I. A. H. Predictors of effectiveness of supervisory social power //Human Relations. Vol. 40, 1987. P. 721—740. Cobb A. T. Informal influence in the formal organization: Perceived sources of power among work unit peers //Academy of Management Journal. Vol. 23(1), 1980. P. 155—161;" Frost D. E. Behavioral frequency-reports of social power in a field setting: Correlations of agent, target, and third party-ratings //Paper presented at Annual Convention of the Western Psychological Association, Portland, OR. May, 1992; Frost D. E. & Stahelski A. J. The systematic measurement of French & Raven's bases of social power in workgroups //Journal of Applied Social Psychology. Vol. 18, 1988. P. 375—389.

[83] Raven В. A. Power/interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later //Journal of Social Behavior and Personality. Vol.7, No2, 1992. P. 217—244.

[84] Raven В. A. Power/interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later //Journal of Social Behavior and Personality. Vol.7, No2, 1992. P 217—244.

[85] Gouldner A. W. The norm of reciprocity: A preliminary statement //American Sociological Review, Vol. 35, I960. P. 161 —178.

[86] Walster (Hatfield) E., Walster G. W. & Berscheid E. Equity theory and research. Boston: Allyn & Bacon, 1978.

[87] Berkowitz L. & Daniels L. R. Responsibility and dependence //Journal of Abnormal Psychology. Vol. 66, 1963. P. 429—436.

[88] Hovland C. I., Janis I. L. & Kelley H. H. Communication and Persuasion. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1963.

[89] Walster (Hatfield) E. & Festinger L. The effectiveness of «overheard» persuasive communications //Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 65, 1962. P. 395—402.

[90] Cartwright D. Influence, leadership, and control //Handbook of organizations /Ed. by J. G. March. Chicago: Rand McNally, 1965. P. 1—47.

[91] Jones Е. Е. & Pittman Т. S. Toward a general theory of strategic self-presentation //Psychological perspectives of self/Ed. by J. Suls. Hillsdalе, N.1: Erlbaum. Vol. 1, 1982. P.231—263.

[92] Goffman E. The prеscntationof self inеvеryday life. N.Y.: Doubleday Anchor. 1959.

[93] Schlenker B.R. Impression management: The self-concept, social identity, and

interpersonal relations. Monterey. Calif.: Brooks/Cole, 1980.

[94] Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, Т. 2., 1999. С. 99—100.

[95] Ницше Ф. Воля к власти. Поли. собр. соч.: В 9 т. Т. 9. М., 1910.

[96] McClelland D. С., Atkinson J. W., Clark R. A. & Lowell E. L The achievement motive. N.Y.: Applеton-Cеntury-Crofts, 1953; McClelland D. C. The achieving society. N.Y.: Free Press, 1961; McClelland D. C. Power: The inner experience. N.Y.: Irvington, 1975.

[97] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 190.

[98] Winter D. The power motive in women and men //Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 54, 1988. P. 510—519.

[99] Adorno T. et al. The Authoritarian Personality. N.Y.: Harper & Brothers, 1950.

[100] Cough H. Personality and Personality Assessment //Handbook of Industrial and Organizational Psychology /Ed. by M. Dunnеtte. Chicago: Rand McNally, 1976. P. 579.

[101] Макиавелли Н. Государь. Жизнь Никколо Макиавелли. СПб.: Лениздат, 1993.

[102] Vieeming R. С. Machiavellianism: A Preliminary Review /./Psychological Reports, February, 1979. P. 295—310.

[103] Christie R. & Ceis F. L. Studies in Machiavellianism. N.Y.: Academic Press, 1970. P. 312.

[104] Там же.

[105] McClelland D. С.. Atkinson J. W., Clark, R. A. & Lowell Е. L. The achievement motive. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953.

[106] McClelland D. C. The achieving society. N.Y.: Free Press, 1961; McClelland D.C. Power: The inner experience. New York Irvington, 1975.

[107] Winter D. G. The power motive in women and men //Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 54, 1988. P. 510—519.

[108] Litman-Aclizes, Т., Fontaine G. & Raven В. Н. Consequences of social power and causal attribution for compliance as seen by powеrholdcr and target //Personality and Social Psychology Bulletin. No 4, 1978. P. 260—264.

[109] Kipnis D. The powеrholdcrs. Chicago, 111: University of Chicago Press, 1976; Raven В., Freeman H. E. & Haley R. W. Social science perspectives in hospital infection control //Contemporary health services: Social science perspectives /Ed. by A. W. Johnson. O. Grusky & B. H. Raven. Boston: Auburn House, 1982. P. 139—176

[110] Kipnis D., Schmidt S. M., Swaffin-Smith C. & Wilkinson I. Patterns of managerial influence: Shortgun managers, tacticians, and bystanders //Organizational Dynamics, Winter 1984. P. 58—67.

[111] Raven В. A. Power/interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later //Journal of Social Behavior and Personality. Vol.7, №2, 1992. P. 2 17—244.

[112] Goodstadt В. & Kipnis D. Situational influences on the use of power //Journal of Applied Psychology. Vol. 54, 1970. P. 201—207.

[113] Raven В. Н. & Kruglanski A. W. Conflict and power. //The structure of conflict /Ed. by P. G. Swingle. N.Y.: Academic Press, 1970. P. 69—109; Kipnis D. The powerholders. Chicago, 111.: University of Chicago Press, 1976.

[114] Brehm J. W. A theory of psychological reactance. N.Y.: Academic Press, 1966.

[115] Kipnis D. & Misner P. The police officer's decision to arrest //Paper presented to the Eastern Psychological Association. Philadelphia, PA, 1974. (Цит. по кн.: Kipnis D. The powerholders. Chicago, 111.: University of Chicago Press, 1976).

[116] Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 595—596.

[117] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1— З.М., 1974—1977; Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. В 3-х т., М.: Мысль, 1978.

[118] Автократия (от греч. autokrateia— самодержавие, самовластие, тоталитаризм), форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица.

[119] Олигархия (от греч. oligarchia) — режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц.

[120] Аристократия (от греч. aristos — лучший и kratos — власть)— форма государственного правления, при котором власть принадлежит представителям родовой знати.

[121] Плутократия (от греч. plutos — богатство и kratos— власть)— форма государственного правления, при котором власть принадлежит кланам самых богатых людей.

[122] Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. N.Y.: Harper & Row, 1974

[123]. Milgram S. Behavioral study of obedience //Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 67, 1963. P. 371.

[124] Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. N.Y.: Harper & Row, 1974. C. 56—57.

[125] Milgram S. Behavioral study of obedience //Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 67, 1963. P. 377.

[126] Ross L. D. & Nisbett R. E. The person and the situation. Perspectives of social psychology. N.Y.: McGraw-Hill, 1991.

[127] Darley,1. М. Constructive and Destructive Obedience: А Тахопоту of Principal-Agent Relationships //Journal of Social Issues. Vol. 51, No 3, P. 125-154.

[128] Dember W., Jenkins J. & Teyler T. General psychology. 2-nd ed. Hillsdalе, NJ: LEA, 1984. P. 780.

[129] Milgram S, Obedience to authority: An experimental view. N.Y.: Harper & Row, 1974. P. 58.

[130] Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. N.Y.: Harper & Row, 1974. P. 58.

[131] В интервью, проведенных после эксперимента, многие участники действительно отмечали, что они во многом находились под «гипнозом» имени и репутации Йельского университета. Для проверки этого утверждения Милграм переместил эксперимент в маленький, провинциальный городок, где экспериментаторы обосновались в скромном офисе под вывеской никому не известной исследовательской ассоциации. Результаты эксперимента, проведенного тем же самым персоналом, показали, что процент испытуемых, которые довели процедуру до конца, уменьшился до 48%.

[132] Arendt H. Eichmann in Jerusalem: A report on the banality of evil. N.Y.: Viking, 1963.

[133] Kalz D. & Kahn, R. L. The social psychology of organization. N.Y.: Wiley, 1978.

[134] Hornstein H.A. Managerial courage. N.Y.: Wiley, 1986.

[135] Milgram S. Obedience to authority: An experimental view. N.Y.: Harper & Row, 1974. P. 187.

[136] Simon Н.Л. A formal theory of employment relationship //Economеtrica, Vol. 19,1951. P. 293—305

[137]. Meeus IV. & Raaijmakers Q. Obedience in Modern Society: The Utrecht Studies //Journal of Social Issues, Vol. 51, No. 3, 1995. P. 155.....175.

[138] Meeus W. & Raaymakers Q. Administrative obedience as a social phenomenon // Current issues in European social psychology /Ed. by W. Doise & S. Moscovici. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. P. 183—230.

[139] Meeus W., & Raaijmakers Q. Obedience in Modern Society: The Utrecht Studies // Journal of Social Issues. Vol. 51, No. 3, 1995. P. 155—175.

[140] Диахроническое (от греч. did- — через, сквозь и chrynos —- время) изучение — исследование какого-либо явления с точки зрения его исторического развития.

[141] Филогенез (от греч. phylon-— род, племя и...генез), процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп — видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств. Филогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием организмов-- онтогенезом; онтогенез (от греч. on, род. падеж от ontos — сущее и...генез) -- индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

[142] Семенов Ю. И. Как возникло человечество, М., 1966; Першин А. И., Монгаит А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1974; Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. М.: Политиздат, Т. 21.

[143] Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston: Houghton Mifflin Company, 1946; Forbis W. H. Japan Today. New York: Harper & Row, 1975; Reischauer E. O, The Japanese. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977; Yoshino M. Y. Japan's Managerial System. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1968; Yoshino M. Y. & Lison Т. В. The Invisible Link: Japan's Sogo Shosha and the Organisation of Trade — Cambridge, Mass.: MIT Press.— 1983.

[144] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975; Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии//Психологический журнал, Т. 2, № 5, 1981. С.3-22; Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.

[145] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 190- 241.

[146] Bacharach S. В. & Lawler E. J. Power and Politics in Organization. San Francisco, C.A: Josscy Bass, 1980. P. 16--17.

[147] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 234.

[148] Японский экономический вызов //Материалы конгресса США. М.: ИНИОН РАН, 1992 (Japan's economic challange: Study papers submitted to the Joint еcon. comm., Congr.of the US.— Wash.: Gov.print.off., 1990. XXXIV.— 498 P., (Joint comm.print /101st Congr., 2d sess.: S.Ptt. 101 — 121); Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987, Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии М.: Экономика, 1986; Курицын А. Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.:Издательство стандартов, 1994.

[149] Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 217.

[150] Rosenbluth А.

, Winner N. & Bigelow J. Behavior, purpose and teleology. //Purpose in nature. Englewood Cliffs. 1966; Taylor R. Action and Purpose. N.Y., 1973.

[151] Даже сегодня человечество не в состоянии решить проблему обеспечения продовольственными ресурсами, и сотни миллионов людей на Земле постоянно голодают.

[152] Маркс К. Наемный труд и капитал //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т.6; Маркс К. Капитал //К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., Т. 23.

[153] Weber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism //Translated with a preface by T.Parsons. N.Y.: Scribner, 1942.

[154] Интересно отмстить, что в немецком языке понятие «призвание» (die Berufung) является однокоренным с понятием «профессия» (der Bcruf)

[155] Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966; Першин А. И.. Монгаит А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1974; Борисковский П. И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979

[156] Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. М., 1977; Тер-Акопян Н. Б. Маркс и Энгельс об азиатском способе производства и земледельческой общине //Из истории марксизма и международного рабочего движения. М., 1973. С.167— 220; Семенов Ю. И. Теория общественно--экономических формаций и всемирная история //Общественно-экономические формации: Проблемы теории. М., 1978. С. 55---89.

[157] Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса, М., 1979; Krader L. The Asiatic mode of production: sources, development and critique in the writings of Karl Marx. Essen., 1975; Tokei F. Essays on the Asiatic mode of production. Bdpst., 1979

[158] Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1985 С.413.

[159] Золотая середина (лат.). Понятие, введенное древнеримским поэтом Горацием.

[160] Taylor К W. The Principles of Scientific Management. N.Y: Harper & Row, 1947. P. 59.

[161] Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1920. С. 102.

[162] Там же. С. 102.

[163] Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1920. С. 44.

[164] Там же. С. 46.

[165] Тэйлор Ф. Тэйлор о тейлоризме //Техника управления. М.—Л., 1931. С. 70.

[166] Тэйлор Ф Научная организация труда. М., 1920. С. 35.

[167] Там же. С. 36.

[168] Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1920. С. 36--37.

[169] Там же. С. 48.

[170] Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1920. С. 50.

[171] Тэйлор Ф. Тэйлор о тейлоризме //Техника управления. М.—Л., 1931. С. 70.

[172] 1 Имеется ввиду известное выражение: «Будь нос Клеопатры чуточку короче, история сложилась бы иначе».

[173] Wexley К. N. & Yukl G. A Organizational behavior and personnel psychology. Homewood, 111: Richard D. Irwin, 1984

[174]. Mintzberg II. The structuring of organizations, Englcwood Cliffs, N.J,: Prentice-Hall, 1979.

[175]

[176] Мильнер Б. З. Теория организации. Курс лекций. М.:Инфра-М., С. 267—268.

[177] United States of America versus E.I.du Pont de Nemours and Company, General Motors Corporation, еt al., U.S. District Court for the Northern District of Illinois, Eastern Division, Chicago, F.Supp.586...... 1957.

[178] Психологический словарь. М.:Педагогика. 1983, С. 176.

[179] Психология Свинарь. М.. Политиздат, 1990. С. 190.

[180] Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.

[181] Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 310— 311.

[182] Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 263.

[183] Волков И П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия //Социальная психология и социальное планирование. Л., 1973. С. 84.

[184] Абашкина Е. Б., Косолапова Ю. И. О теориях лидерства в современной политической психологии //США: экономика, политика, идеология, № 4, 1993. С. 13 21.

[185] Fiedler F. Е. A Theory of Leadership Effectiveness. N.Y.: McGraw-Hill., 1967. P. 8

[186] Органикратический (от франц. organisation — организация и греч. krаtos — сила, власть, господство) тип власти — власть, обладание которой обеспечивается определенной ролью индивида в организационной структуре.

[187] Персонократический (от лат. persona — личность и греч. krаtos сила, власть, господство) тип власти власть, основанная на выдающихся личностных характеристиках и знаниях индивида.

[188] McGregor D. The professional manager. New York: McGraw-Hill. 1967. P. 145.

[189] Тэйлор Ф. Научная организация труда. М., 1920. С. 190.

[190] Михайлов А. Система Форда. М.—Л.: Госиздат, 1930.

[191] Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство //Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Издательство ПМПУ им. М. В. Ломоносова, 1996.

[192] Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб., 1908.

[193] Gallon F Hereditary genius. London, 1869.

[194] Ницше Ф. Поли. собр. соч. В 9 т., М, 1909— 1912

[195] Woods F. A. The influence of monarchs. N.Y., 1913.

[196] Любопытно, что вполне обоснованный вывод Вудса полностью противоречит расхожему псевдодемократическому тезису о том, что народ заслуживает своих лидеров

[197] Wiggain А. Е. The Biology of Leadership //Business Leadership. N.Y., 1931.

[198] Dowd. J. Control in Human Societies. N.Y., 1986.

[199] Klubeck C. Bass B. Differential Effects of Training on Persons of Different Leadership Status//Human Relations, No 7, 1954. P. 59—72.

[200] Borgatta E. Some Findings Relevant to a Great Man Theory of Leadership //American Sociological Review. Vol. 19, 1954. P. 755—759.

[201] Cattel R., Slice G Four Formulae for Selecting Leaders on the Basis of Personality // Human Relations, No 7, 1954. P. 493--507.

[202] Stogdill R. Personal Factors Associated with Leadership: A Survey of Literature // Journal of Psychology, Vol. 25, 1948. P. 35-71.

[203] Mann R. A. Review of the Relationships Between Personality and Performance in Small Groups //Psychological Bulletin, Vol. 56, 1959. P. 241—270.

[204] Geier J.G. A Trait Approach to the Study of Leadership in Small Groups //Journal of Communication, No 12, 1967. P. 316--323.

[205] Kossen S. The Human Side of Organizations. N.Y., 1983. P. 202-203.

[206] Chapman K. Leadership in British Civil Service L.. 1984.

[207] Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М./1993. С. 94.

[208] Gunther M. Charisma //Journal of Communication, Vol. 29, No 2, 1979. P.2—54.

[209] Kotter J. Power, Dependence and Effective Management //Harvard Business Review, July—August, 1977.

[210] Психологический словарь //Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика., 1983. С.176.

[211] Lеwin К.and Lippitt R. An Experimental Approach to the Study of Autocracy and Democracy: A Preliminary Note — Sociometry, No. 1, 1938. - P.292-380.

[212] Журавлев А. Л. Стиль руководства и организация соревнования //Социально-психологические аспекты социалистического соревнования. М., 1977. С. 116.

[213] Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ., 1988. С. 270—271.

[214] Stogdill R. М. & Coons A. £.(cds.) Leader Behavior: Its Description and Measurement //Research Monograph No. 88. Columbus: Ohio State University, Bureau of Business Research, 1951

[215] KerrS., Schriesheim С. A., Murphy, С. J. & Stogdill, R. M. Toward a Contingency Theory of Leadership Based upon the Consideration and Initiating Structure Literature //Organizational Behavior and Human Performance, No 8, 1974. P. 6282.

[216] Kahn R. & Katz D. Leadership Practices in Relation to Productivity and Morale // Group Dynamics: Research and Theory /Ed. by D. Cartwright and A. Zander. 2nd ed. Eirnsford, N.Y.: Row, Paterson, 1960.

[217] Blake R. R. & Mouton J. S. The Managerial Grid. Houston: Gulf, 1964.

[218] Blake R. R. & Mouton J. S. A Comparative Analysis of SituationaHsm and 9,9 Management by Principle //Organizational Dynamics, Spring, 1982.P. 20--43.

[219] Larson L. L., Hunt J. G. & Osborn R. N. The Great Hi-Hi Leader Behavior Myih: A Lesson from Occam's Razor //Academy of Management Journal, December, 1976. P. 628—641; Nystrom P. C. Managers and the Hi-Hi Leader Myth //Academy of Management Journal, June, 1978. P. 325 331.

[220] Reddin W. J, Managerial Effectiveness N.Y.: McGraw-Hill. 1970.

[221] Carter L. & Nixon M. Ability, Perсeptual, Personality and Interest Factors Associate With Different Criteria of Leadership //Journal of Psychology, No 27, 1949. P 377— 388.

[222] Sherif M. & Sherif C. An Outline of Social Psychology. N.Y., 1966.

[223] Secord P. Bachman C. S


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: