План:
- Понятие инновации.
- Принципы инновационной деятельности.
Глоссарий:
¢ Новшество – результат умственной деятельности, не нашедший отражения в продукте, процессе и не имеющий коммерческого воплощения.
¢ Нововведение, инновация – результат умственной деятельности, нашедший отражение в продукте, процессе и имеющий коммерческое воплощение.
¢ Инновационный процесс – процесс превращения новшества в инновацию.
¢ Инновационный лаг – период осуществления инновационного процесса.
¢ Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.
¢ Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.
Классификации инноваций:
¢ Технологические – инновации, направленные на создание и освоение новой продукции, технологии, модернизацию оборудования, реконструкцию зданий, реализацию мероприятий по охране природы;
¢ Производственные – инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
¢ Экономические – инновации, связанные с изменением методов планирования производственной деятельности;
¢ Торговые – инновации, направленные на изменения сбытовой деятельности;
¢ Социальные – инновации, связанные с изменениями условий труда, социального обеспечения коллектива;
Управленческие – инновации, направленные на улучшение организационной структуры, методов принятия управленческих решений.
Жизненный цикл инновации:
¢ Научная стадия инновации – связана с получением новшества. Проявляется в виде нового знания, идеи, замысла.
¢ Экспериментальная (исследовательская) – проявляется в виде поиска путей наиболее эффективной реализации нового знания, идеи, замысла. Заключительным этапом этой стадии является создание промышленного образца инновационного продукта, готового к тиражированию или практическому использованию.
¢ Производственная – тиражирование, практическое использование, утилизация использованного инновационного продукта.
Типичные изменения в производственных и рыночных отношениях
(по Й. Шумпетеру):
¢ Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Шумпетер Й. выделил пять типичных изменений:
1. изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
2. изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
3. изменения вследствие использования нового сырья;
4. изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
5. изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
Теория промышленных циклов Н. Д. Кондратьева:
¢ Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.
¢ Н. Д. Кондратьев исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В его основе лежат рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.
¢ Н. Д. Кондратьев выделил короткие, средние и длинные промышленные циклы.
В основе коротких (3-5 лет) лежат изменения в потребительского отношения к производимой продукции.
В основе средних (7-10 лет) лежит смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и др.
В основе длинных (40-60 лет) лежит смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.)
Источники инноваций (по Драккеру):
¢ Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача.
¢ Несоответствие между реальностью такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей.
¢ Изменение потребностей производственного процесса.
¢ Изменения в структуре отрасли или рынка.
¢ Демографические изменения.
¢ Изменения в восприятии и в ценностных установках.
¢ Новые знания, научные и не научные.
Принципы новаторской деятельности:
¢ анализ источников инновационных возможностей;
¢ концептуальность и восприимчивость;
¢ простота, направленность, активность;
¢ избегать универсальности, направленность на конкретную задачу.
Нововведения нужно начинать с малого, то есть таким образом, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших финансовых вложений и людских ресурсов, а ориентироваться при этом следовало бы на небольшой или ограниченный рынок.
Контрольные вопросы:
- Назовите основные источники инноваций.
- Какие признаки характерны для инноваций, основанных на неожиданном событии.
- Какова роль неудачи в инновационной деятельности.
- Перечислите несоответствия между реальностью и её отображением.
- Назовите основные критерии определения потребностей производственного процесса.
- Назовите основные факторы, ограничивающие потребности производственного процесса.
- Какие показатели характерны для отраслевой структуры инновационной деятельности.
- Перечислите демографические факторы, влияющие на инновационную деятельность.
- Какова роль ценностных восприятий как источника инновационных идей.
- Назовите основные отличия инноваций основанных на новых знаниях.
- Назовите основные принципы инновационной деятельности.
- Определите стратегию реализации нововведения.
Литература:
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 327с.
2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.
3. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
4. Крючкова С.Е. Введение в инноватику: Учебное пособие. – М.: МГТУ «Станкин», 2001. – 187с.
5. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в Российской экономике. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 120с.