Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Современные теория и практика менеджмента приобретают особое значение по двум причинам. Во-первых, переход российс­кой экономики к рыночным отношениям требует изучения форм и методов управления на уровне основных хозяйственных звень­ев — организации, производственных подразделений; практичес­кое использование такого опыта в отечественных организациях и объединениях — одна из первоочередных задач. Во-вторых, выход отечественных организаций и объединений на мировой рынок обусловливает необходимость изучения практики менеджмента в других странах.

Менеджмент сегодня призван решать новые задачи:

переориентация управленческих механизмов на конечные ре­зультаты трудового процесса, групповые задания, реализацию но­вовведений;

разработка альтернативных вариантов организации, гибких ре­жимов трудовой деятельности;

активизация новаторской деятельности;

долговременное стимулирование (планирование карьеры) клю­чевых групп работников;

формирование нового хозяйственного мышления персонала организации, выработка предпринимательского стиля работы.

В управлении организацией главным становится стратегия, яв­ляющаяся не только инструментом разработки, обоснования и ре­ализации долгосрочных целей и задач производственного, науч­но-технического, экономического, организационного и социаль­ного характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи организации с внешней рыночной средой.

На нынешнем этапе для менеджмента характерны следующие особенности.

• Отказ от приоритета классических принципов школ менедж­мента, согласно которым успех определяется прежде всего рацио­нальной организацией производства продукции, снижением из­держек, развитием специализации, то есть воздействием управле­ния на внутренние факторы производства. Вместо этого первосте­пенной становится проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, эконо­мических).

• Использование в управлении теории систем, что облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. Главные предпосылки успеха организации находятся во внешней среде, причем границы с ней открыты, то есть деятельность организации зависит от энер­гии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к измене­ниям внешней среды.

• Применение в управлении ситуационного подхода, согласно которому функционирование организации обусловливается реак­циями на различные по своей природе воздействия извне. Цент­ральный момент — ситуация, то есть конкретные обстоятельства, оказывающие существенное влияние на работу организации в данный период. Отсюда вытекает требование выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели.

• В новом управленческом подходе уделяется огромное внима­ние таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квали­фикация и культура работающих, мотивация поведения, взаимо­отношения в коллективе, реакция людей на изменения.

• Происходящие в экономических системах сдвиги ведут к ро­сту разнообразия экономических формирований и усложнению управления. Оно должно становиться более гибким и динамич­ным, быстрее приспосабливаться к происходящим изменениям, обеспечивать тесные связи между всеми звеньями общественного производства (по вертикали и горизонтали), учитывать поправки на неопределенность как весьма существенную сторону объекта управления. Этого можно достичь за счет ускоренного внедрения новых более совершенных методов и форм управления, основан­ных на самых передовых достижениях науки.

• Признание определяющего значения инновационного ме­неджмента для будущего организации, обеспечивающего ее вос­приимчивость ко всему новому, к достижениям научно-техничес­кой мысли. Основа инновационного менеджмента в организа­ции — создание соответствующего климата, инициатива сотруд­ников, адекватные формы инновационной деятельности и ее стимулирование.

• Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом, так и перед отдельными людьми, рабо­тающими в организации. Организация — это прежде всего соци­альная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса — человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы орга­низовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек сможет в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

• Динамизм научно-технического развития и рыночных усло­вий требует активной работы менеджмента. Эта работа все меньше связана с традиционными исполнительными функциями, все больше — с реализацией лидерства на основе предвидения, комп­лексным подходом к реорганизациям, ориентацией на эффектив­ность в широком смысле слова.

Современные тенденции развития рыночной экономики тре­буют нетрадиционных подходов к управлению. Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-техни­ческой, инновационной политики, стремление к нововведениям, оправданному риску стали основополагающими идеями новой философии управления. Происходит интеграция традиционных методов жесткого и мягкого управления в новой концепции, со­стоящей в ведущей роли человека в деятельности организации, гибкости во всех сферах деятельности, направленности на страте­гическое управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: