Сравнение форм древней и современной организации деятельности

В древности Сегодня
Малое число крупных организаций Большое число крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерчес­ких
Относительно небольшое число руково­дителей, практически отсутствие руко­водителей среднего звена Большое число руководителей, в том числе среднего звена
Управленческая работа зачастую не вы­делялась и не отделялась от неуправлен­ческой Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа явно от­деляется от неуправленческой
Руководящие посты в организации чаще всего занимались по праву рождения или путем захвата силой Руководящие посты чаще всего занима­ются по праву компетентности с со­блюдением законности и порядка
Малое число людей, способных прини­мать важные решения Большое число людей, способных при­нимать важные решения
Упор на приказ и интуицию Упор на коллективную работу и рацио­нальность

Хотя организации существуют почти столько же, сколько су­ществует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Люди хотели заработать больше де­нег, приобрести политическую власть. Неосознанные поиски тео­ретических подходов к управлению начались в эпоху становления капитализма, причем тон в них задавали философы.

Прежде всего они попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. до­казывали, что основной мотив человеческого поведения заключа­ется в стремлении к власти. Еще один английский философ Иере­мия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законода­тельства» отстаивал точку зрения, что мотивы человеческого пове­дения — польза и удовлетворение.

Великий экономист Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных по­требностей. Дальнейшие исследования опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, так как исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % лю­дей, в то время как к славе — почти 40 %.

Исследования проблемы мотивации действий продолжил в на­чале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.

Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII — начала XIX в., привела к тому, что наряду с эмпирически­ми методами в управление стали внедряться прикладные разра­ботки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальную скорость рабо­ты оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расче­та оплаты труда создал, например, Адам Смит.

Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изоб­ретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический прин­цип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персо­нала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерыв­ности в осуществлении технологических процессов. Это позволя­ло существенно сократить издержки производства и достичь нема­лых успехов в борьбе с конкурентами. Такое управление можно было назвать индустриальным. Одновременно Аркрайт сформули­ровал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде сово­купности штрафных санкций за различные нарушения, фиксируе­мых в специальной книге и сводящихся к вычетам из заработной платы.

Широкомасштабный социальный эксперимент в области уп­равления провел в 1800—1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда прядильных фабрик. Суть эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоуст­роенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, созда­нии сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправ­давшийся экономический расчет, имевший целью повысить про­изводительность труда. Своими экспериментами Оуэн на практи­ке апробировал идею, которая спустя полтора столетия на Западе стала повсеместно распространенным явлением, получившим на­звание социального партнерства. Но идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным Оуэну обществом и вскоре предана забвению.

Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительно­го анализа работы однопрофильных предприятий, выявления пу­тей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования», ко­торая стала первой в мире публикацией в области научного управ­ления. Но научное управление как целостная система сложилось только в XX в.

Наука об управлении находится в постоянном движении. Фор­мируются новые направления, школы, течения, изменяется и со­вершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами иссле­дователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры с потребностей своей конкретной организации на изу­чение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые решали управленческие проблемы теми способами, которые, ка­залось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуаль­ные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: