В древности | Сегодня |
Малое число крупных организаций | Большое число крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих |
Относительно небольшое число руководителей, практически отсутствие руководителей среднего звена | Большое число руководителей, в том числе среднего звена |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой | Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа явно отделяется от неуправленческой |
Руководящие посты в организации чаще всего занимались по праву рождения или путем захвата силой | Руководящие посты чаще всего занимаются по праву компетентности с соблюдением законности и порядка |
Малое число людей, способных принимать важные решения | Большое число людей, способных принимать важные решения |
Упор на приказ и интуицию | Упор на коллективную работу и рациональность |
Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Люди хотели заработать больше денег, приобрести политическую власть. Неосознанные поиски теоретических подходов к управлению начались в эпоху становления капитализма, причем тон в них задавали философы.
|
|
Прежде всего они попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Еще один английский философ Иеремия Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал точку зрения, что мотивы человеческого поведения — польза и удовлетворение.
Великий экономист Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал принцип «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, так как исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, в то время как к славе — почти 40 %.
Исследования проблемы мотивации действий продолжил в начале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Милл.
Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII — начала XIX в., привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальную скорость работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчета оплаты труда создал, например, Адам Смит.
|
|
Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности в осуществлении технологических процессов. Это позволяло существенно сократить издержки производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. Такое управление можно было назвать индустриальным. Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный «кодекс» фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций за различные нарушения, фиксируемых в специальной книге и сводящихся к вычетам из заработной платы.
Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800—1828 гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда прядильных фабрик. Суть эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший целью повысить производительность труда. Своими экспериментами Оуэн на практике апробировал идею, которая спустя полтора столетия на Западе стала повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным Оуэну обществом и вскоре предана забвению.
Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая стала первой в мире публикацией в области научного управления. Но научное управление как целостная система сложилось только в XX в.
Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры с потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые решали управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.