Совершенствование коммуникаций

Рассмотрим некоторые способы совершенствования информа­ционного обмена в организации.

Регулирование информационных потоков. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребите­лей информации в организации. Он должен стараться определить оптимальные минимум и максимум в информационных обменах. Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера пока­зателей оценки работы его самого, отдела и подчиненных.

Управленческие действия. Планирование, реализация и конт­роль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стра­тегий, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль за ходом работ по плану-гра­фику, отчеты по результатам такого контроля — вот дополнитель­ные действия, подвластные руководителю.

Системы обратной связи. Обратная связь составляет часть кон­трольно-управленческой информационной системы в организа­ции. Один из вариантов системы обратной связи — перемещение людей из одной части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Любой руководитель преодолевает раз­рыв между собой и своими подчиненными путем создания проду­манной системы коммуникаций, которая гарантирует прохожде­ние сообщений вниз и восприятие их там.

Опросы работников — еще один вариант системы обратной связи. Их можно проводить для получения информации от руко­водителей и рабочих по различным вопросам: четкого доведения до них цели деятельности; с какими потенциальными и реальны­ми проблемами они сталкиваются или могут сталкиваться; полу­чают ли они точную и своевременную информацию, необходимую для работы; открыт ли их руководитель для предложений; инфор­мированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе, и т. д.

Системы сбора предложений разработаны для облегчения по­ступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных сис­тем — снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирова­ния идей на пути снизу вверх.

Чаще всего такая система реализуется в виде анонимных пред­ложений, которые работники опускают в специальные ящики. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предло­жений, как и стимулирование работников, чьи предложения по­шли организации на пользу.

Систему сбора информации можно создать путем развертыва­ния частичной телефонной сети, через которую работники полу­чают возможность анонимно звонить и задавать вопросы. Ответы направляют либо непосредственно работникам (если вопрос не­анонимный), либо печатают в информационном бюллетене. В не­которых организациях создают группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, пред­ставляющие взаимный интерес.

Информационные бюллетени, публикации. Относительно круп­ные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по пово­ду управления, на темы охраны здоровья работников, нового кон­тракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено пред­ложить потребителям в скором времени, подборка «Работник ме­сяца», ответы руководства на вопросы рядовых работников. Пе­чатные материалы могут дополняться видеолентами о работе организации.

Современные информационные технологии. Последние достиже­ния в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Ком­пьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, кото­рую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассыла­ют и получают. Электронная почта дает возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это дол­жно уменьшить поток телефонных разговоров. Кроме того, элект­ронная почта — эффективное средство связи между людьми, нахо­дящимися в разных конторах, городах, областях и даже странах.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие вы знаете элементы коммуникационного процесса?

2.Что представляет собой модель обмена информацией?

3.Назовите этапы коммуникационного процесса.

4.Какие существуют виды коммуникаций?

5.Что может послужить преградой в организационных и межличностных ком­муникациях?

6.Каковы пути совершенствования коммуникаций в организациях?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: