Решения по основным вопросам функционирования и развития АПК принимают на федеральном уровне. Он представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осуществлении экономической и социальной политики в отрасли (рис. 9).
Основные структуры на федеральном уровне — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК. Наряду с перечисленными в решении отдельных вопросов, связанных с управлением АПК, участвуют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов РФ, Агропромышленный союз РФ, другие союзы и ассоциации, ряд контрольных и иных органов.
Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу для отношений государство—субъект хозяйствования, орган местного самоуправления— субъект хозяйствования, государство—собственник имущества, субъект хозяйствования—наемный работник. В совокупности эти отношения формируют условия хозяйствования, в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.
С точки зрения проявления законодательной инициативы на федеральном уровне нет четкого разграничения функций и полномочий между перечисленными органами. По остальным же направлениям деятельности функции и полномочия этих органов определены достаточно четко и имеют существенные различия.
О распределении функций управления АПК на федеральном уровне можно судить по данным табл. 5. В ней представлен перечень укрупненных функций (основных задач) федеральных органов управления АПК. Состав детализированных функций каждого из этих органов определяется исходя из перечисленных задач и излагается в соответствующих положениях, регулирующих их деятельность.
Функций, выполняемых федеральными органами управления АПК, намного больше, чем приведено в таблице. По содержанию
Рис. 9. Структура государственного управления АПК
5. Функции федеральных органов управления АПК
Орган управления | Укрупненная функция (задача) | ||
Президент РФ | Определение стратегии развития АПК | ||
Правительство РФ | Формирование политики (стратегии и тактики) развития АПК Подготовка проектов законодательных актов по вопросам развития и регулирования деятельности АПК Разработка нормативных актов по реализации законов, направленных на развитие АПК Обеспечение соблюдения органами управления и хозяйственными формированиями АПК положений соответствующих законодательных и нормативных актов | ||
Комитет Совета Федерации по аграрной политике | Подготовка проектов законодательных актов, регулирующих деятельность и обеспечивающих развитие АПК Рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов, регулирующих деятельность и обеспечивающих развитие АПК (формирование законодательной базы отрасли) Консультирование Президента РФ по вопросам развития АПК | ||
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам | Подготовка проектов законов по развитию АПК Рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов, касающихся развития АПК (формирование законодательной базы отрасли) | ||
Министерство финансов РФ | Выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих программ и иные цели Осуществление контроля целевого использования средств, выделенных из федеральных источников | ||
Министерство экономического развития и торговли РФ | Распределение лимитов бюджетных ассигнований и других централизованных ресурсов (финансовых, кредитных, материальных), предназначенных для АПК, контроль их целевого использования Организация конкурсов (аукционов) на право использования средств федерального бюджета в целях производства работ и услуг для федеральных нужд (строительство объектов, закупка товаров для АПК) | ||
Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК | Разработка для МСХ РФ рекомендаций по развитию АПК, учитывающих интересы различных ведомств Рассмотрение поданных в МСХ РФ и Комиссию предложений по развитию АПК, вынесение по ним соответствующих решений | ||
Министерство сельского хозяйства РФ | Формирование и обеспечение реализации в регионах РФ государственной политики в области АПК Подготовка проектов законодательных актов по развитию АПК Разработка и реализация мер по формированию инфраструктуры рынка и рыночных отношений в АПК Обеспечение эффективной деятельности федеральных организаций АПК и организаций с долевым участием государства (племенных, семеноводческих и др.) Развитие научного и кадрового потенциала, содействие укреплению материальной базы АПК | ||
Содействие привлечению в АПК инвестиций, в том числе зарубежных Содействие выходу отечественных производителей сельхозпродукции, продовольствия и сельхозсырья на мировой рынок | |||
они подразделяются на нормативно-правовые, контрольно-надзорные, учетно-статистические, аналитические, планово-прогнозные, информационно-консультационные, материально-финансовые, кадровые, научно-технические, технологические и др.
Основную массу функций по управлению АПК на федеральном уровне выполняет МСХ РФ. Структурно министерство разделено на департаменты и управления. Штатная численность министерства около 1000 человек (рис. 10).
Рис. 10. Структура Министерства сельского хозяйства РФ |
Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Департаменты и управления МСХ РФ сгруппированы в 9 блоков, 8 из которых курируют заместители министра сельского хозяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Департамента управления делами и государственной службы, Департамента административной работы и взаимодействия с регионами, Департамента правового обеспечения), непосредственно подчинен Министру сельского хозяйства РФ. В последние годы полномочия МСХ РФ существенно сужены за счет их перераспределения между Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством природных ресурсов РФ. В распределении, в том числе на конкурсной основе, и контроле целевого использования централизованных ресурсов для АПК (финансовых, кредитных, материальных) ключевую роль играет Министерство экономического развития и торговли РФ. Полномочия МСХ РФ в этих вопросах сведены к праву участия.
Сужены полномочия МСХ РФ и в решении кадровых вопросов. Так, руководители региональных управлений (министерств, департаментов) сельского хозяйства и продовольствия назначаются главами соответствующих администраций (губернаторами) по согласованию с МСХ РФ.
Для осуществления своих функций МСХ РФ имеет право:
запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и организаций информацию, необходимую министерству;
принимать в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации находящихся в ведении министерства государственных учреждений;
утверждать положения (уставы) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном порядке в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные органы министерства;
предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органы управления хозяйствующих субъектов АПК, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности;
разрабатывать и выносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов; издавать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере ведения министерства, с последующей их государственной регистрацией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также методические и инструктивно-технические документы.
Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномочий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.