Социология управления — специализированная область социологического знания, составляющая комплексной науки об управлении.
Объект изучения социологии управления — социальные общности, главным образом социальные системы управления различной масштабности и сложности: общество, регионы, поселения, конкретные трудовые организации. Предмет социологии управления — формальные и неформальные взаимодействия между элементами системы. Особый интерес для нее представляют условия жизнедеятельности человека в системе управления и факторы управления их оптимизацией, мера свободы и зависимости, дисциплины и инициативности в отношениях между субъектом и объектом управления, между личностью (индивидом) и системой управления в целом, механизмы и характер межличностных и межгрупповых отношений в системе. Социология управления имеет и более адресный, функциональный предмет изучения — отношения управления по поводу власти, информации, дисциплины, инициативы и распределения благ.
|
|
Современная отечественная и зарубежная литература по управлению создает возможность обучить действующих и будущих руководителей социологическому мышлению. Практика многих поколений показала, что без социологических знаний невозможно стать профессионалом, обеспечивать стабильную эффективность социальных систем управления. В то же время остается много теоретически не разработанных проблем.
Поскольку ключевая проблема в социологии — по-прежнему человек в системе управления, актуальными остаются теоретические и прикладные исследования механизмов и методов оптимизации взаимодействия личности и малых групп с системой управления. Социологическая и психологическая культура руководителей способствует созданию благоприятных условий для самореализации исполнителей и руководителей, приращению интеллектуального и организационного потенциала системы управления, ее успешному функционированию и развитию. Социальная значимость управленческой профессии раскрывается именно в создании благоприятных условий для реализации каждым сотрудником базисных социальных ролей личности — труженика, потребителя, собственника, гражданина и семьянина в системах управления различной масштабности: от общества в целом до конкретной, даже малочисленной трудовой организации.
Социально-управленческой проблемой является деятельность особой социальной группы — аппарата управления. В социологии управления как научном направлении не оказалось серьезных исследований о функциях этой социальной группы в системах управления, повышении ее эффективности, характере взаимодействия с другими социальными и профессионально-квалификационными группами, социальном самосознании и многих других проблемах.
|
|
Заслуживает внимания социологов проблема разработки и реализации стратегии управления как в обществе, так и в конкретных трудовых организациях, в том числе социологической и психологической сопряженности людей всех уровней иерархии.
Социологического анализа требует проблема власти, особенно в связи с углубляющейся социальной дифференциацией в обществе, регионах и конкретных организациях и необходимостью в связи с этим обеспечивать партнерство и предупреждать конфликты в этих системах.
Практически не разрабатывалась проблема качества управления и многих ее составляющих: что есть продукт управленческого труда, какие социально значимые ценности создаются трудом управленцев, возможно ли измерить качество управления и какими могут быть критерии оценки качества труда людей этой социальной группы, как совершенствовать механизм повышения социальной ответственности руководителей всех уровней за качество управления и жизнь людей в конкретной системе управления, ряд других проблем.
Актуальными остаются проблемы использования предшествующего опыта эффективного управления (сегодня преобладает практика «изобретения» каждым руководителем своей науки управления) и подготовленности руководителей к восприятию организации как социокультурного поля.