Профессионализация — повышение квалификации под влиянием психологических установок личности, которые проявляются в виде намерений, планов, программ достижения цели. У каждого специалиста или руководителя есть комплекс профессиональных установок. Профессионализация — это изменение этих установок, то есть каких-либо сторон, аспектов профессиональной деятельности. Она имеет свой предмет — то, что непосредственно подвергается изменениям, преобразованиям, и объект — носитель тех свойств, сторон, качеств, которые подвергаются изменениям. Цель профессионализации — замена установок, которые, будучи негативными, стали тормозом в профессиональной деятельности, на идеальные.
Профессионализация управления персоналом — это система подготовки и развития компетентности управленческих кадров для эффективной деятельности в этой области. Она представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий решение проблем образовательного, социального, психологического, организационно-экономического характера. Исходным здесь выступает понятие «профессия» как система специальных знаний, умений, навыков, получаемых человеком через образование и профессиональную деятельность.
|
|
Профессионализм управления персоналом как управленческая категория может быть исследован в трех основных аспектах:
как результат профессионального образования;
как вид профессиональной деятельности;
как система профессионально-нравственных качеств специалиста, соответствующая его ролевой функции.
Другими словами, в структуре профессионализации менеджера по персоналу можно выделить следующие блоки:
• получение профессиональных знаний и навыков;
• приобретение и развитие компетентности и мотиваций профессиональной деятельности;
• создание условий для практической реализации профессионализма.
Профессиональное образование включает:
профессиональную базовую подготовку, формирующую основы квалификации специалиста;
специализированную профессиональную подготовку, нацеленную на повышение квалификации, переподготовку, дополнительное профессиональное образование для расширения и углубления знаний, овладение современными методами и подходами к управлению человеческими ресурсами;
самообразование.
Обучение персонала — это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т. д.
Следует различать три вида обучения. Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения для всех областей человеческой деятельности. Повышение квалификации кадров — обучение с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
|
|
Условия эффективного обучения персонала такие: осознание работниками необходимости обучения, восприятие цели обучения как своей собственной; нацеленность учебного процесса на достижение заранее определенных результатов труда; ориентированность не столько на возможности и накопленный опыт в организации процесса обучения персонала, сколько на существующую потребность работников в обновлении своих знаний, то есть обеспечение первичности потребности в обучении персонала по отношению к возможностям учебных центров в удовлетворении этих потребностей.
В зависимости от способа удовлетворения потребности в обучении персонала следует различать обучение на рабочем месте, вне рабочего места и их сочетание.
Обучение на рабочем месте — в ходе выполнения обычной работы, в рабочей ситуации. Достоинства этой группы методов такие:
гибкость — содержание и время обучения могут быть адаптированы к возможностям организации, отдельных групп персонала;
адаптивность — в процессе обучения используется реальное оборудование, имеющееся в данной организации;
«рецептурность» — содействие успешной деятельности работника на типичных рабочих местах путем выработки конкретных умений и навыков, чтобы он смог без дополнительного обучения успешно справляться со своими обязанностями в течение ряда лет.
Обучение на рабочем месте эффективно при необходимости однопрофильного обучения большого числа работников и наличии необходимых средств, экспертов и преподавателей.
Основные недостатки обучения на рабочем месте:
• возрастание нагрузки на руководителей и специалистов, участвующих в обучении;
• недостаточная методическая подготовка обучающих;.
• ограничение программ обучения узкопрофессиональными, узковедомственными вопросами, что не способствует развитию широкого профессионального кругозора;
• приоритет «производственных» задач над дисциплиной и организацией учебного процесса;
• необходимость создания собственной учебно-материальной базы и ее постоянного обновления.
Основные и наиболее распространенные методы обучения на рабочем месте:
метод близнецов — работника прикрепляют к опытному коллеге, и он, наблюдая за тем, как коллега выполняет работу, копирует действия;
учебное руководство — работник осваивает трудовые действия, изучая инструкции, руководства, пособия и т.д.;
метод наставничества — опытный работник или менеджер ежедневно проводит занятия с подчиненным или закрепленным за ним сотрудником;
делегирование полномочий — менеджер передает часть собственной работы и ответственности за ее выполнение подчиненным, обучая их в процессе выполнения;
ротация — обучаемого временно перемещают на новую работу или должность для расширения профессиональных знаний, получения дополнительных навыков;
опытное обучение — персонал приобретает опыт работы по специально разработанной на основе должностной инструкции программе самообучения.
Обучение вне рабочего места — это обучение, которое проводится за пределами места работы и организуется внешними структурами.
|
|
К достоинствам данной группы методов относятся:
возможность обмена информацией о проблемах и способах их решения между сотрудниками различных организаций; при этом готовность к открытому и честному обсуждению проблем в нейтральной учебной обстановке достаточна высока;
нежелательность отзыва с учебных занятий, так как деньги, уплаченные организацией за обучение сотрудников, не возвращают;
возможность использования дорогостоящего прогрессивного учебного оборудования, ориентация на перспективные методы выполнения работ;
более высокая квалификация обучающего персонала (преподавательского состава).
Обучение вне рабочего места эффективно, когда необходимо обучить небольшой контингент работников. При этом предъявляются высокие требования к качеству обучения.
Недостатки обучения вне рабочего места — возможно полное или частичное несовпадение потребности в обучении персонала и фактического содержания учебного процесса, следствием чего могут стать трудности при переходе от учебы к непосредственному выполнению работы; временной разрыв между возникновением потребности в обучении и ее удовлетворением, так как сроки, частота, продолжительность обучения определяются внешними структурами.
Основные методы обучения вне рабочего места следующие:
моделирование — воспроизведение условий работы в учебной аудитории; позволяет развить мастерство в решении производственных задач, изменить подходы к работе за счет приобретения и усвоения определенных знаний;
лекции — непосредственная устная передача знаний по определенной тематике; дают возможность получить новые профессиональные знания, однако эффективность метода с точки зрения сохранения этих знаний невысока;
учебные ситуации — анализ, направленный на последующее принятие решения по реальной или условной управленческой ситуации; метод ориентирован на формирование мастерства в решении управленческих проблем путем приобретения новых знаний и активного их усвоения;
|
|
деловая игра — анализ учебного примера, когда обучающиеся играют предложенные им роли в деловой ситуации и затем разбирают принятые управленческие решения; групповая игра предполагает формирование мастерства в решении производственных задач, развитие способности к совместной работе;
просмотр фильмов — метод слабо воздействует на изменение подходов к исполнению работы и формирование навыков эффективного решения профессиональных задач;
программное обучение — предусматривает получение знаний с помощью новых информационных технологий; сильная сторона метода — активизация процессов приобретения и усвоения новых знаний.
В Российской Федерации профессиональное образование дает система учебных заведений, включающая профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения, институты и факультеты повышения квалификации и переподготовки кадров, учебные центры, специальные курсы, семинары. Профессиональное образование осуществляется как на основе государственных стандартов по подготовке специалистов, так и с использованием гибких учебных программ и сроков обучения.
Современная образовательная концепции подготовки специалистов основывается на интеграции двух важных составляющих: методологии и организации обучения. Как известно, методология определяет цели профессиональной подготовки и средства их достижения. Организация же — это процесс упорядоченной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов в соответствии с определенной методологией. Взаимосвязь методологии и организации образования определяет эффективность реализации концепции профессионального обучения.
Повышению профессионализма менеджеров будет способствовать включение менеджмента как учебной дисциплины в учебные программы государственных и негосударственных образовательных учреждений, введение обязательной аттестации профессиональных менеджеров (по примеру аттестации профессиональных бухгалтеров), лицензирование их деятельности (это относится к менеджерам, работающим по договорам гражданско-правового подряда), а также обеспечение условий для самообразования, что предполагает разработку учебных пособий по менеджменту, публикации о новейших достижениях в науке управления в периодической печати, обеспечение доступа к необходимой (в том числе статистической) информации.
Получение высоких результатов при минимальных затратах возможно, только если управленческие решения принимаются на профессиональной основе. Следовательно, роль профессиональных менеджеров в управленческих процессах и в перспективе будет повышаться, а спрос на них на рынках труда возрастать.
Контрольные вопросы и задания
1.Что понимают под социологией управления?
2.Что представляет собой человеческий капитал и каковы его особенности?
3.Назовите причины инвестиций в человеческий капитал.
4.Что означает профессионализация менеджмента?
5.Назовите основные виды обучения менеджеров.
6.Каковы преимущества и недостатки обучения на рабочем месте и вне его?