Проблема лидерства вызывала интерес с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное изучение лидерства началось с Ф. Тейлора (XIX в.). Несмотря на множество исследований, полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться, не существует.
Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считали, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
По мнению Ж. Блондель, лидерство есть разновидность власти, направленной сверху вниз, носителем которой выступает не большинство, а один человек или небольшая группа лиц — «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами».
В. Кац, Л. Эдингер предложили следующую трактовку: лидерство — это влияние на других людей, но не любое, а отвечающее следующим условиям:
|
|
а) постоянство — не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером);
б) широта — воздействие осуществляется на всех членов группы;
в) явный приоритет, отношения лидера и ведомых асимметричны, существует односторонняя направленность от лидера к членам группы.
Лидерство — это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти.
Основа лидерства — специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер—последователи». Исторически этот тип возник намного раньше отношений «начальник—подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
С детских лет следование за лидером воспринимается достаточно естественно. Это родители в семье, учителя в школе, герои, с которыми молодые люди хотят себя ассоциировать.
Большинство признает, что лидерство отождествляется со связанными с психикой человека отношениями между лидером и его последователями.
По масштабности задач выделяют типы лидерства:
бытовой (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
социальный (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
|
|
политический (государственные, общественные деятели).
Сформировалось несколько теорий по поводу природы и сущности лидерства. Старейшая из них теория черт. Она и сегодня не утратила актуальности. Суть теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися личностными качествами человека. Один из ее основателей Э. Богардус считал, что «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение рано или поздно». Острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие обусловливают способность человека стать лидером. Набор лидерских качеств в каждой конкретной ситуации варьирует и зависит от эпохи, национальности, культурных традиций и многих других условий.
Согласно харизматической концепции лидерство ниспослано выдающимся лицам как некая благодать. Отношение к харизматическому лидеру основано на вере в него, почитании, деятельность человека-исполнителя под влиянием харизмы лидера вдохновенна. Такими способностями обладают немногие. Харизматический лидер представляет собой концентрированное и яркое воплощение ценностей группы. Он ставит эти ценности превыше собственных интересов и способен трансформировать личные ценности и интересы каждого члена группы в обще групповые.
По ситуационной теории лидер — это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации (Ф. Фидлер). В ситуациях, очень благоприятных, или, напротив, крайне неблагоприятных, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации более успешным оказывается лидер, ориентированный на людей.
Синтетическая (или комплексная) теория делает акцент на взаимосвязи основных составляющих межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство.