Указание чувств на существование Аллаха

Этот пункт делится на два вида:

Первый: в том, что мы слышим и видим из ответов молящих и помощи находящихся в трудной ситуации, явное доказательство на существование Всевышнего. Аллах говорит:

«И вспомни Нýха, который воззвал и Мы ответили ему» (аль-Анбия́ъ, 76)

Также Аллах сказал: «Вот вы попросили своего Господа о помощи, и Он ответил вам «Я помогу вам тысячью ангелами следующими друг за другом» (аль-Анфаль, 9)

Также передается в Сахих Аль-Бухари от Анаса ибн Малик (Да будет Аллах доволен им), который сказал: «Один из жителей пустыни[95] зашел во время пятничной молитвы, когда пророк (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) говорил проповедь и сказал: «О посланник Аллаха! Погибло имущество, голодают дети! Попроси Аллаха для нас». И он поднял свои руки и начал просить. И сгустились тучи подобные горам. И не успел он слезть с минбара[96], как я увидел дождь, стекающий с его бороды. Во время следующей пятничной молитвы встал тот человек или другой и сказал: «О посланник Аллаха! Разрушены постройки, потоплено имущество! Попроси Аллаха для нас». И он поднял свои руки и сказал: «О Аллах рядом с нами, а не на нас». И куда бы он ни указывал, в том месте они (тучи) расступались» (аль-Бухари 941).

И до сих пор ответ просящих наблюдается у того, кто был правдив в своем призыве и выполнил условия мольбы.

Второй: знамения пророков, которые называются чудесами и которые видят и слышат люди, являются явным доказательством на существование Того, Кто их послал, а это Всевышний Аллах. Потому что эти чудеса выходят за рамки разумного. Аллах подкрепляет своих посланников этими чудесами, помогая им.

Пример этому знамение Мýсы (Мир ему!), когда приказал ему Всевышний Аллах, чтобы он ударил своим посохом по морю, и он сделал это. И оно расступилось. И появилось в нем двенадцать сухих путей, и возвышалась между ними вода подобная горам. Всевышний Аллах сказал:

«И Мы внушили Мýсе: «Ударь своим посохом по морю. И оно разверзлось, и каждая часть его стала подобна огромной горе» (аш-Шуара, 63)

Второй пример этому знамение 'Исы (Мир ему!), когда он оживлял мертвых и выводил их из могил с дозволения Аллаха. Аллах сказал о нем:

«И я оживляю мертвых с дозволения Аллаха» (аль-'Имрáн, 49)

Также Он сказал:

«По Моему соизволению ты выводил покойников (из могил)» (аль-Мáъида, 110)

Третий пример этому знамение Мухаммада (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!), когда потребовали от него неверные курайшиты знамение. Он указал на луну, и она раскололась на две части, и это увидели люди. Аллах рассказал об этом:

«Приблизился Час и раскололся месяц. И если они видят знамение, они говорят: «Это сильное колдовство» (аль-Қомар, 1-2)

И эти наблюдаемые знамения, которые показывает Аллах, подкрепляя своих посланников и помогая им, окончательно доказывают существование Всевышнего.

- Второе: вера в Его господство.

То есть вера в то, что Он – один Господь, у которого нет соучастника и помощника.

Господь – это тот, кто создает, владеет и управляет. И нет создателя, кроме Аллаха. И нет властелина, кроме Него. И все принадлежит Ему. Всевышний сказал:

«Он творит и повелевает» (аль-А'рáф, 54).

Также Он сказал:

«Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те к кому вы взываете, не владеют даже плевой на финиковой косточке» (аль-Фáтыр, 13).

Неизвестно, чтобы кто-то отрицал господство Аллаха, кроме как из-за высокомерия без убеждения в это. Так же как это произошло с Фараоном, когда он сказал своему народу:

«И он сказал: «Я – ваш великий Господь» (ан-Назиат, 24).

Также он сказал:

«И сказал фараон: О знать! Я не знаю для вас иного объекта поклонения, кроме меня» (аль-Касас 38).

Однако сказал он это не из убеждения. Аллах сказал:

«Они отвергли их несправедливо и надменно» (ан-Намль, 13)

Мýсá (Мир ему!) сказал Фараону, как рассказал нам об этом Всевышний Аллах:

«Он сказал: «Ты уже знаешь, что никто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что у тебя недостаток разума» (аль-Исрáъ, 102) [97]

И поэтому многобожники подтверждали Господство Аллаха вместе с придаванием Ему сотоварищей в Его божественности. [98]

Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и тот, кто на ней, если вы знаете?» Они скажут: «Аллаху» Скажи: «Неужели вы не опомнитесь?!» Скажи: «Кто Господь небес и земли и Господь великого трона? Они скажут: «Аллах» Скажи: «Неужели вы не побоитесь?! Скажи: «В чьих руках власть над всякой вещью? Кто защищает, и от Кого нет защиты, если вы только знаете? Они скажут: «Аллах» Скажи: «До чего же вы околдованы?!» (аль-Муъминýн, 84-89).

Аллах также сказал:

«И если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю» Они скажут: «Их создал Великий, Знающий» (аз-Зухруф, 9).

И Он сказал:

«И если ты спросишь их о том, Кто создал их, они скажут: «Аллах» До чего же они отвращены от истины!» (аз-Зухруф, 87).

Дела Всевышнего Господа включают в себя все, что происходит в этом бытие и все, что есть в шариате. Он управляет этим бытием, в котором Он делает все, что хочет. Также Он управляет в установлении поклонений и взаимоотношений так, как это требует Его мудрость. И кто взял себе наряду с Аллахом законодателя в поклонениях или взаимоотношениях, тот придал Аллаху сотоварища и не осуществил свою веру.

- Третье: вера в Его божественность.

Т. е. вера в то, что Он – Единственное Божество, достойное поклонения и у Него нет сотоварищей. Слово «божество» значит то, чему поклоняются с любовью и возвеличиванием. Аллах сказал:

«Ваш объект поклонения единственен. Нет никого достойного поклонения кроме Него и Он – Милостивый, Милосердный» (аль-Бакара, 163)

Также Он сказал:

«Засвидетельствовал Аллах, что нет никого достойного поклонения кроме Него, и (засвидетельствовали) ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет никого достойного поклонения кроме Него и Он Великий, Мудрый» (аль-'Имрáн, 18).

И все, что обожествляют кроме Аллаха, не заслуживает поклонения. И это обожествление – ложь. Всевышний Аллах сказал:

«Это потому, что Аллах является Истиной, а все, к чему взывают помимо Него, является ложью, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой» (аль-Лукман, 30).

А то, что они называются божествами, не дает им прав божественности. Аллах сказал по поводу Аль- Лат, Аль-'Узза и Манат [99]:

«Они – всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства» (ан-Наджм, 23)

И он рассказал о Йýсуфе (Мир ему!), который сказал своим сокамерникам:

«О мои товарищи по темнице! Множество различных божеств лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный. Вы поклоняетесь помимо Него всего лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспосылал о них никакого доказательства» (аль-Йýсуф, 39-40)

И поэтому все посланники говорили своим племенам:

«Поклоняйтесь (только одному) Аллаху, (ведь) нет для вас другого божества, достойного поклонения, кроме Него!» (аль-А'рáф, 59)

Однако отказались от этого многобожники и взяли себе других божеств помимо Аллаха. Помимо Всевышнего Аллаха они также поклоняются им, просят у них победы и помощи.

Аллах опроверг многобожников в том, что они взяли себе других божеств, двумя доказательствами со стороны разума:

- Первое: В этих божествах нет ничего божественного. Они являются созданиями, которые ничего не создают, не приносят пользу тем, кто им поклоняется и не могут их защитить. Они не владеют их жизнью и смертью, и не владеют ни чем на небесах и не являются соучастниками в этом владении.

Всевышний сказал:

«Они стали поклонятся помимо Него другим божествам, которые не создают, а являются созданными. Они не владеют даже для самих себя ни пользой, ни вредом и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением» (аль-Фуркан, 3)

Также Он сказал:

«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (ас-Саба, 22-23)

Он сказал:

«Неужели они придают в сотоварищи тех, которые ничего не творят, тогда, как сами сотворены. Которые не способны оказать им поддержку и не могут помочь даже самим себе» (аль-А'рáф, 191-192).

Также Ибрáхúм (Мир ему!) приводил в доказательство то, что Аллах – Тот, Кто создает, кормит, ведет по прямому пути, оживляет и умертвляет. Он прощает грехи в следующей жизни. Поэтому Он один достоин поклонения. Он один достоин, чтобы перед Ним унижались и Его просили. Всевышний сказал:

«Он сказал: «Видели ли вы, чему поклоняетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда я заболеваю, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который, я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» (аш-Шуара, 75-82)

И если положение этих божеств является таким, то брать их в объекты поклонения самая наибольшая глупость и абсурд.

- Второе: Те многобожники, которые подтверждают, что Аллах единственный Господь и Создатель, в руках которого вся власть. Он защищает, но от Него нельзя защититься. Это обязывает их брать Его единственным объектом поклонения, также как они осознают, что Он – Единственный Господь.

Как сказал Аллах:

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который вас создал и (создал) тех, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны. Он сделал для вас землю ложем, а небо кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не ровняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакара, 21-22)

И Он сказал:

«И если ты спросишь их о том, кто создал их, они скажут: «Аллах» До чего же они отвращены от истины» (аз-Зухруф, 9)

Также Он сказал:

«Скажи: «Кто дает вам пропитание с небес и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто превращает мертвое в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах» Скажи, неужели вы не побоитесь? Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может быть после истины, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины!» (аль-Юнус, 31-32)

- Четвертое: вера в Его имена и атрибуты.

Т.е. утверждение того, что утвердил для себя Аллах в своей книге или в сунне Своего посланника (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) из имен и атрибутов, так как это подобает Ему. Без изменения, без лишения Его этих имен и атрибутов, без задавания вопроса «как?» и без уподобления. Всевышний Аллах сказал:

«У Аллаха самые прекрасные имена. Поэтому взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (аль-А'рáф, 180).

Также Он сказал:

«Ему принадлежат наивысшие качества [100] на небесах и на земле. И Он – Величественный (в Своём господстве) (и) Мудрый (в Своей речи, деяниях и управлении делами Своих творений)! » (ар-Рýм, 27).

Также Он сказал:

«Нет ничего Ему подобного, и Он Слышащий, Видящий» (аш-Шура, 11)

Заблудилось в этом вопросе два течения:

Первое: Аль-Му'атыля (лишающие)

Они отрицают все имена и атрибуты или некоторые из них, обосновывая это тем, что утверждение их влечет за собой уподобление Аллаха созданиям.

Однако это заявление несостоятельное с нескольких сторон:

1 – Это заявление влечет за собой ложные последствия, такие как: противоречие в словах Аллаха. Аллах описал себя именами и атрибутами, и отверг возможность какого либо сходства с Ним. И если утверждение этих имен и атрибутов влечет за собой уподобление, то это влечет за собой противоречие в словах Аллаха и опровержение их.

2 – Сходство имени или атрибута не обязывает подобию. Так допустим, ты видишь двух мужчин сходных в том, что оба они люди, слышащие, видящие, говорящие. Однако это не обязывает их в том, чтобы оба они были одинаковы в своей человечности, слухе, зрении, разговоре. Также ты видишь животных, у которых есть задние и передние лапы, глаза. Однако это не делает их одинаковыми в своих лапах и глазах.

И если это разнообразие проявляется в созданиях, у которых есть сходство в названиях имен и атрибутах, то разнообразие между созданием и Создателем более очевидно и больше.

Второе: Аль-Мушаббиха (уподобляющие)

Они утвердили имена и атрибуты Аллаха и сравнили их с созданиями, обосновывая это тем, что на это указывают контексты. Потому, что Аллах обращается к своим рабам с тем, что они понимают.

Но это заявление тоже несостоятельное с нескольких сторон:

1 – Уподобление Всевышнего Аллаха созданиям дело ложное, его делает недействительным разум и шариат. И невозможно, чтобы контексты Корана и сунны были ложными.

2 – Аллах обратился к своим рабам тем, что они понимают из смыслов, однако вид и образ, относящиеся к этому смыслу в том, что касается сущности Аллаха и Его атрибутов, не знает ни кто, кроме Аллаха.

Аллах описал Себя тем, что Он – Слышащий. Смысл слова «слух» известен, это восприятие звуков. Однако образ этого по отношению к Аллаху неизвестен, т.к. манера слуха разнообразна даже среди созданий, а разнообразие между созданием и Создателем более очевидно и больше.

Аллах сообщил о Себе, что Он возвысился над троном. Смысл слова «возвышение» известен, однако образ этого возвышения по отношению к Аллаху неизвестен. Потому, что возвышение разнообразно среди созданий. Например, возвышение на устойчивом стуле не такое как тяжелое возвышение на строптивом верблюде. И если это разнообразие есть среди созданий, то разнообразие между созданием и Создателем более очевидно и больше.

Вера в Аллаха, такая как мы ее, описали, дает верующим великие плоды:

1 – Осуществление единобожия по отношению к Аллаху. То есть раб не надеется и не боится никого, кроме Него и не поклоняется никому кроме Него.

2 – Полнота любви Всевышнего Аллаха и Его возвеличивание в соответствии с Его именами и атрибутами.

3 – Осуществление поклонения Ему выполнением того, что Он приказал и сторонением того, что Он запретил.

✵✵✵✵✵✵✵✵✵



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: