Экзистенциализм
Философия XX – начала XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем. Она представлена панорамой проектов и программ, десятками школ и направлений. Об этом свидетельствуют наиболее влиятельные течения и направления современной философской мысли: антропологическое направление, экзистенциализм, неофрейдизм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, постмодернизм и др.
Родоначальники антропологического направления – М. Шелер и Х. Плеснер. Они считали, что прежняя философия не сняла, а только приумножила неопределенность по вопросу о природе и сущности человека. «Человек больше не знает, что он собой представляет» – такой их вывод.
Их традицию продолжил экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование). Основные темы экзистенциализма – человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е –70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из самых популярных философских направлений в Западной Европе.
|
|
Основные представители экзистенциализма: К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар и др.
Выделим основные положения философии экзистенциализма:
– центральное понятие рассматриваемой философской традиции «экзистенция», которая характеризует подлинную сущность человека и акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Свою подлинную сущность человек проявляет преимущественно в пограничной ситуации;
– уникальность человеческой личности, глубина ее чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом. Каждый человек несет свою миссию в этот мир;
– проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его). Над человеком вырастает власть «Ман», то есть власть общепринятых традиций, обычаев, норм, правил поведения.
– проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным), и поэтому человек чувствует абсурдность и бессмысленность своей жизни. «Жизнь есть ее величество абсурд» – А. Камю;
– проблема внутреннего выбора, в котором реализуется свобода человека. Именно в выборе человек находит свою свободу, но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Человек обречен на свободу, так как каждый день своей жизни он должен делать такой выбор.
|
|
– проблема смерти. Экзистенциалисты заявляют, что смертны все и именно соприкосновение со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, – увлечения, карьера, богатство – теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия.
Аналитическое направление. Аналитическое направление в современной философии отличается сциентизмом (от лат. scientia - наука). Это мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей культурной ценностью. В 20 веке это направление выразило себя в таких течениях как неопозитивизм и постпозитивизм.
Неопозитивизм
Неопозитивизм или новый позитивизм зарождается в 20-е годы 20 века. Его основные представители: Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М. Шлик и др. Первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм.
Философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: научный смысл имеют те предложения (или высказывания), которые прямо или косвенно могут быть проверены опытом.
Основные положения неопозитивизма:
– положения «метафизики» (традиционной философии) лишены научного смысла, следовательно они есть псевдопроблемы. Философия вообще не имеет своего предмета;
– научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положения логики и математики;
– законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, то есть представляют собой результат условного соглашения ученых;
– философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков.
Философия должна выполнять две задачи:
1) изгонять из науки псевдопроблемы;
2) обеспечить построение идеальных логических моделей языка.
Постпозитивизм
Постпозитивизм (после позитивизма) оформляется в 60-70-годы 20 века. Его основные представители: И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие динамики научного знания, социокультурные факторы этой динамики.
Основные положения постпозитивизма:
– отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. В постпозитивизме обосновывается вывод о том, что в истории науки неизбежны революции, в результате чего происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания;
– отказ от проведения жестких границ между эмпирией и теорией, наукой и философией. Постпозитивизм признает осмысленность философских положений, то есть происходит реабилитация философии (метафизики).
Структурализм и постмодернизм
Среди многих феноменов человеческого бытия философия ХХ-ХХI вв. особым образом выделяет язык, который становится центральной проблемой в философских течениях структурализма и постмодернизма.
Структурализм возник в литературоведении и искусствоведении в 30-е годы XX в. Формирование этого направления связано с именами К. Леви-Стросса, Ж. Лакана, М. Фуко и др.
Главное положение структурализма – сознание запрограммировано «языком» культуры, т.е. множеством различных словесных систем, которые ее образуют. Например, воспринятыми нами оценками («это хорошо, а это плохо, так можно, а так нельзя»), социальными стереотипами, значениями предметов для человека и т.д. Нет смысла изучать происхождение слов или связь языка с внешним миром и сознанием. Вывод: мы живем в мире языков, а не в реальном мире.
Постмодернизм оформляется в 70-годы ХХ века. Его основные представители Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез, Р. Барт, Ж. Бодрияр и др.
|
|
Выделим два определения понятия «постмодернизм»:
– постмодернизм – это особый духовный настрой тех обществ, которые завершили стадию модернизацию на собственной основе и оказывают влияние на весь остальной мир;
– постмодернизм – это особый философский дискурс по поводу проблем, которые порождены культурой модерна. К этим проблемам постмодернизм относит следующие: изменение форм жизни (большие города современности, мультикультурность, господство масс-медиа и др.), растерянность человека перед этими изменениями, невозможность их понять, нарастает фальшь и пустота в отношениях людей.
Основные положения постмодернизма:
– смерть субъекта (автора), так как, по мнению Ж.Бодрияра, субъект эпохи постмодерна проиграл свою битву с объектом, утратил свой шанс доминирования над объектом. Он постепенно превращается в симулякра. Симулякр – «точная копия» оригинала, которого никогда не существовало. Симулякр господствует в современной культуре, а его аналог великолепно осуществляется при помощи кино, телевидения, развлечений;
– критика классического рационализма и логоцентризма. Лозунг их философии – «Долой авторитет логоцентризма». Постмодернисты отказываются от поиска абсолютной истины, поэтому знания релятивируются, то есть приобретают относительный характер. Вместо научной картины мира они вводят понятие «лабиринт мира» и человеку предлагается путешествовать в этом мире, но нить Ариадны не дается;
– понимание роли слов, знаний как идеологизированной тотальности текстов. Эти тексты манипулируют человеком, а кто за ними стоит («звезды кино», спортсмены, политики и т.д.) создает из людей удобное для себя «серое большинство». Вслед за структуралистами постмодернисты заявляют: «Наш мир – это наш язык, а современная культура не постигает сущности вещей, сущности мира, она эксплуатирует язык»;
– смерть «метафизики» (т.е. традиционной философии). Постмодернисты пытаются разрушить классическое представление о философии как о некой единой системе. Философия растворяется в литературе, в искусстве, в фильмах и т.д.
|
|