Деятельность по управлению персоналом – это целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на проведение в соответствие возможностей персонала и целей развития организации.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности – управление персоналом (УП) – как правило, основывается на концепции управления, т. е. обобщённом представлении, не обязательно декларируемом о месте человека в организации. В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделит четыре концепции, которые развивались в рамках трёх основных подходов к управлению: экономического, органического, гуманистического.
Экономический подход к управлению дал начало концепции использования трудовых ресурсов. В рамках этого подхода ведущее место занимает техническая, а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющих определенный порядок. В сущности, организация здесь понимается как набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму, т. е. по определённому алгоритму: эффективно, надёжно и предсказуемо. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:
|
|
1. Обеспечение единства руководства: подчинённые получают приказы от одного начальника
2. Соблюдение строгой управленческой вертикали: цель управления от начальника к подчинённому спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решений
3. Фиксирование необходимого и достаточного объёма контроля: число людей, подчинённых одному начальнику должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации
4. Соблюдение чёткого разделения штабной и линейной структур управления: штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких обстоятельствах не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители
5. Достижение баланса между властью и ответственностью (бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую-либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия)
6. Обеспечение дисциплины: подчинение, исполнительность, энергия и проявление знаков уважения должны осуществляться в соответствии с принятыми правилами и обычаями
7. Достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твёрдости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля
8. Обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей: заслуженное вознаграждение, повышенное моральное состояние, но не ведущее к переоплате или перемотивированию
|
|
Краткое описание экономического подхода можно представить в виде таблицы:
Табл. – Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках экономического подхода
Условия эффективности | Особые затруднения |
1. Чёткая задача для исполнения. | Сложность адаптации к меняющимся условиям. |
2. Среда достаточно стабильна. | Неповоротливая бюрократическая надстройка (строгая заданность и иерархические управленческие структуры, затрудняющие принятие креативных и самостоятельных решений исполнителями при изменении ситуации). |
3. Производство одного и того же продукта. | Если интересы работников возьмут верх над целями организации, возможны нежелательные последствия, поскольку мотивация персонала сводится исключительно к внешнему стимулированию, что может повлечь определённые изменения в системе стимулирования для непредсказуемых последствий. |
4. Человек согласен быть деталью машины и ведёт себя как запланировано. | Дегуманизирующее воздействие на работников (использование возможности персонала может быть эффективно при низко квалифицированном труде). |