Белорусский государственный университет
Государственный институт управления и социальных технологий
Кафедра правовых дисциплин
Электронный курс лекций по учебной дисциплине
«Прокурорский надзор»
для студентов заочной формы обучения
по специальности 1-24 01 02 «Правоведение»
Г.
План:
Введение
1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь. Задачи и направления деятельности прокуратуры
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры
3. Кадры органов прокуратуры
4. Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора
5. Надзор за исполнением законодательства
6. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
7. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
8. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по уголовным делам
|
|
9. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по гражданским делам
10. Участие прокурора в рассмотрении дел в хозяйственном суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по хозяйственным делам
11. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
Введение
Электронный курс лекций «Прокурорский надзор» предназначен для изучения и освоения студентами вопросов, входящих в предмет учебного курса «Прокурорский надзор».
Овладев предложенным курсом, который дается в строгой последовательности и в доступном виде, читатели смогут достаточно свободно ориентироваться в предмете учебного курса «Прокурорский надзор».
На этой основе, в дальнейшем используя нормативные правовые акты, специальную учебную и юридическую литературу, можно усовершенствовать свои знания в области учебной дисциплины «Прокурорский надзор».
Курс лекций по учебной дисциплине «Прокурорский надзор» составлен в соответствии с учебной программой для студентов заочной формы обучения ГИУСТ БГУ по специальности «Правоведение».
При составлении курса использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, зарубежных государств, международные договоры и труды ученых-юристов Беларуси.
Курс будет полезен как студентам, так и преподавателям юридических ВУЗов.
1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь, задачи и направления деятельности прокуратуры
|
|
Прокуратура Республики Беларусь - это совокупность специализированных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих на основании Конституции Республики Беларусь особую форму (вид) государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а также иные функции.
Правовой основой организации и деятельности прокуратуры является Конституция Республики Беларусь (ст.ст. 125-128), Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г., УПК, ГПК, ХПК и другие нормативные правовые акты, в том числе приказы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь.
Как государственный орган, прокуратура в республике была учреждена 26 июня 1922 г. Положением о прокурорском надзоре, утвержденным третьей сессией ЦИК ССР Белоруссии. Однако фактически институт прокуратуры действовал уже с января 1922 г. (в лице органов охраны революционной законности; прокуроров кассационного трибунала, революционного трибунала и товарищей прокуроров). На прокуратуру возлагалось осуществление ряда функций, которые в целом сохранились за ней до настоящего времени.
Органы прокуратуры первоначально не имели организационной самостоятельности и долгое время (до 1936 г.) находились в составе Народного комиссариата юстиции БССР. Народный комиссар юстиции одновременно являлся Прокурором Республики.
В дальнейшем, в связи с образованием СССР, происходит процесс централизации органов прокуратуры. В 1923 г. учреждается и по 1933 г. действует Прокуратура Верховного Суда СССР, затем - в июне 1933 г. образовывается Прокуратура ССР, осуществлявшая общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик. В 1936 г. органы прокуратуры союзных и автономных республик выделяют из структуры соответствующих наркоматов юстиции и передают в подчинение Прокуратуре СССР.
Вплоть до распада СССР прокуратура БССР оставалась составной частью единой и централизованной системы органов Прокуратуры СССР. Ее организация и деятельность регулировалась Положением о Прокурорском надзоре в СССР, утвержденным 24 мая 1955 г., а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г.
С распадом СССР была образована Прокуратура Республики Беларусь. 29 января 1993 г. был принят Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь», который действовал до 1 июня 2007г., вплоть до вступления в действие с 1 июня 2007 г. Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г.
Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
Для выполнения указанных задач органы прокуратуры в соответствии с Конституцией осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятельности прокуратуры:
1)прокурорский надзор;
2) предварительное следствие по уголовным делам;
3) участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах;
4) координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Прокурорский надзор — это деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением на территории государства законов и иных нормативных правовых актов. Рассматриваемая функция является основным (доминирующим) направлением деятельности прокуратуры.
В свою очередь прокурорский надзор как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зависимости от специфики объектов прокурорского надзора (вида органов, за которыми осуществляется надзор) выделяют пять отраслей прокурорского надзора:
|
|
надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
надзор за исполнением законодательства. В рамках данной отрасли осуществляется надзор за всеми остальными поднадзорными прокуратуре объектами (республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями).
При характеристике надзорной деятельности прокуратуры следует учитывать, что в государстве имеются институты, за которыми прокуратура не вправе осуществлять надзор (Президент, Парламент, Правительство, неподведомственные Правительству государственные органы и др.).
Для осуществления прокурорско-надзорной деятельности законодательство предоставляет прокурорам широкий круг полномочий. Их совокупность принято подразделять на две группы:
полномочия по выявлению нарушений законов, причин нарушений и лиц, причастных к нарушениям законности (право требовать объяснения от должностных лиц и граждан; проводить проверки исполнения законодательства; запрашивать необходимую информацию и др.);
полномочия по устранению нарушений законности и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (право принесения протестов, представлений, вынесения постановлений, предписаний, объявления официальных предупреждений, дачи указаний и др.).
|
|
Конкретный состав и характер полномочий прокурора в той или иной отрасли прокурорского надзора неоднороден. В частности, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства полномочия прокурора носят распорядительно-рекомендательный характер, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — обязывающий характер.
Вторым направлением деятельности прокуратуры является проведение предварительного следствия по уголовным делам. На данный момент прокуроры могут только осуществлять прокурорский надзор за следствием и дознанием, в связи с тем, что образован Следственный комитет Республики Беларусь и функции расследования уголовных дел прокуратурой перешли к нему.
Третье направление деятельности прокуратуры — поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотрении дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в предусмотренных законом случаях — и по делам частного обвинения.
В рассмотрении судами первой инстанции гражданских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, прокурор по своей инициативе вправе вступить в дело, принятое судом к рассмотрению от других лиц. В хозяйственных судах первой инстанции прокурор участвует в делах, возбужденных по инициативе прокуратуры.
Помимо суда первой инстанции, прокурор принимает участие в рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций.
В рамках четвертого, из указанных направлений деятельности прокуратуры, Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
В юридической литературе зачастую указывается и на другие направления деятельности прокуратуры (нормотворческая деятельность, правозащитная деятельность, международное сотрудничество в области противодействия преступности и др.).
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры, система и структура органов прокуратуры
Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимают закрепленные в Конституции Республики Беларусь и Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров.
Помимо общих принципов (присущих не только прокуратуре, но и всему государственному аппарату — принцип законности, профессионализма, демократизма, гуманизма и т.д.), выделяют специальные принципы организации и деятельности прокуратуры (ст.ст. 126—127 Конституции, ст.ст. 5—10 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). К ним относятся:
1) принцип равенства всех граждан перед законом. В соответствии с данным принципом, органы прокуратуры призваны осуществлять надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств;
2) принцип независимости прокурора. Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Прокурорские работники, как и судьи, не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели;
3) принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Деятельность всей прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь;
4) принцип гласности. В соответствии с названным принципом, прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Вместе с тем, не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами;
5) принцип обязательности исполнения требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением всех нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Система органов прокуратуры является трехзвенной и строится на принципах территориальности и специализации.
К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры; прокуратуры областей и г. Минска, представляющие второе звено системы органов прокуратуры; относящиеся к третьему звену прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры.
К специализированным прокуратурам относятся военная прокуратура (Белорусская военная прокуратура, межгарнизонные военные прокуратуры), транспортная прокуратура (Белорусская транспортная прокуратура и межрайонные транспортные прокуратуры).
По своему правовому положению специализированные прокуратуры приравнены к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам и в своей деятельности подчиняются Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Каждая из прокуратур, представляющая одно и то же звено, имеет типичную структуру. Прокуратуру низшего звена возглавляет прокурор. В прокуратуре имеются заместители прокурора, старшие помощники и помощники прокурора, следователи и старшие следователи.
Прокуратуру второго звена возглавляет прокурор, у которого есть первый заместитель, заместители, старшие помощники прокурора. Существуют различные отделы и управления, а также коллегия прокуратуры.
Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, имеющий первого заместителя, заместителей, старших помощников прокурора. В структурном плане прокуратура состоит из коллегии, главных управлений и отделов.
Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
В систему органов прокуратуры, помимо названных прокуратур, входят иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь (в настоящее время учрежден и действует Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь).
3. Кадры органов прокуратуры
На должность прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, владеющие государственными языками, имеющие высшее юридическое образование (за некоторым исключением) и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение шести месяцев. На должности прокурорских работников не могут быть назначены лица, ранее совершившие преступления.
С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт сроком от 1 до 5 лет. На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет. На должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуроры нижестоящих прокуратур (руководители соответствующей прокуратуры) назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором.
Генеральный прокурор также назначает и освобождает от должности всех работников Генеральной прокуратуры, а также первого заместителя и заместителей прокуроров областей, г. Минска, Белорусского военного прокурора и Белорусского транспортного прокурора, начальников структурных подразделений этих прокуратур, руководителей и заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров. Остальных прокурорских работников назначают и освобождают от должности соответствующие прокуроры областей, г. Минска, Белорусский военный прокурор и Белорусский транспортный прокурор.
В соответствии со ст. 51 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181, прокурорским работникам присваиваются классные чины, работникам военной прокуратуры — воинские звания.
Установлены следующие классные чины:
государственный советник юстиции 1 -го класса;
государственный советник юстиции 2-го класса;
государственный советник юстиции 3-го класса;
старший советник юстиции;
советник юстиции;
младший советник юстиции;
юрист 1-го класса;
юрист 2-го класса;
юрист 3-го класса.
Классные чины Государственного советника юстиции первого, второго и третьего класса присваиваются Президентом. Президентом присваивается и воинское звание полковник юстиции (применительно к работникам военной прокуратуры), иные классные чины — Генеральным прокурором. Воинские звания прокурорским работникам военных прокуратур (от подполковника юстиции и ниже) присваивает Министр обороны по согласованию с Генеральным прокурором.
Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них, как правило, пожизненно.
К прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности (ст.ст. 54—55 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь).
За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры поощрения:
объявление благодарности;
единовременное денежное вознаграждение;
награждение ценным подарком;
награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;
занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;
досрочное присвоение классного чина;
присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;
присвоение классного чина на ступень выше очередного;
награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;
присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими государственными наградами Республики Беларусь;
досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.
Применять меры поощрения вправе в рамках своей компетенции все прокуроры (руководители соответствующих прокуратур).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
понижение в должности на срок до шести месяцев;
лишение нагрудного знака органов прокуратуры;
освобождение от занимаемой должности (увольнение);
освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.
Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом. Дисциплинарное взыскание снимается с прокурорского работника по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора
Средства прокурорского надзора – действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, с помощью которых он решает поставленные перед ним задачи по выявлению, устранению, предупреждению нарушения законов, привлечению виновных лиц к ответственности.
Полномочия прокурора – это определенная законом и иными нормативными правовыми актами совокупность прав и обязанностей прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру задач и функций. Наделение прокурора каким-либо правом одновременно обязывает его действовать таким образом, то есть право прокурора одновременно является его обязанностью.
Большинство полномочий прокурора являются общими для всех отраслей прокурорского надзора. Например, такие правовые средства, как протест, представление, истребование приказов, распоряжений, получение соответствующих объяснений от должностных лиц.
Наряду с общими полномочиями прокуроры наделяются и особыми (присущи при осуществлении надзора в той или иной отрасли). Всей полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор. Он наделяется и исключительными полномочиями (совокупность установленных законами прав и обязанностей Генерального прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру функций, а также по руководству системой прокуратуры, которые могут быть осуществлены только данным должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности). К исключительным полномочиям Генерального прокурора можно отнести: право участвовать в заседании Пленума и Президиума Верховного Суда, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда; право внесения представление в Пленум Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда о необходимости дачи разъяснения; право издавать нормативные правовые акты в форме приказа; право возбуждать уголовное дело в отношении депутата, судьи и др.
Правовые средства реализуются с помощью методов прокурорского надзора. Многие ученые вместо понятия правовых средств используют понятие методов надзора.
Акт прокурорского надзора – это предусмотренное законом правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции, законов, декретов и указов Президента, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности.
К актам прокурорского надзора в соответствии с Законом «О прокуратуре» относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Однако к таким актам можно также отнести заявление прокурора в суд о признании акта недействительным, указание прокурора о производстве какого-либо следственного или иного процессуального действия, протокол об административном правонарушении, заключение.
Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Практика исходит из того, что прокурор вправе опротестовывать и устные распоряжения, и бездействия (однако случаи такие очень редки).
Протест регулируется ст. 39 Закона «О прокуратуре», а также процессуальным законодательством. Протест не используется при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
Важная особенность опротестования актов управления в порядке прокурорского надзора состоит, в том, что прокуроры не связаны какими-либо сроками по отношению ко времени принятия актов управления (подобно срокам принесения кассационных, надзорных протестов на приговоры и решения судов, апелляционных протестов на решения хозяйственных судов, установленным процессуальным законодательством). На практике протест в порядке надзора за исполнением законодательства приносится, когда это важно для практического применения и не истекло слишком много времени. Существуют протесты, принесение которых всегда остается актуальным, то есть они не теряют своего предупредительного воздействия (незаконное изъятие имущества, незаконное назначение пенсии, стипендии и других периодических платежей).
По общему правилу протесты могут вносить прокуроры или их заместители. Однако процессуальным законодательством предусматриваются исключения: 1) когда помощники прокурора могут приносить протесты (в случае, если помощники поддерживали государственное обвинение в суде или принимали участие в суде первой инстанции по гражданским делам, эти лица вправе принести кассационный протест); 2) надзорные протесты вправе приносить только прокуроры вышестоящих прокуратур.
Опротестование незаконного акта, за исключением судебного, влечет обязанность рассмотреть поднятые в протесте вопросы не позднее 10 дней и сообщить прокурору о принятом решении.
Принесение протеста приостанавливает действие этого акта до вынесения соответствующего решения по протесту (особенностью обладают протесты в порядке надзора на судебные акты).
Форма протеста – письменная. В нем содержатся требования об отмене незаконного акта или о приведении его в соответствие или прекращении противоправного действия. Обязательными реквизитами протеста являются: точное название органа, в который приносится протест, наименование акта, который по мнению прокурора, находится в противоречии с законом (если отдельные части – то указываются части), конкретное перечисление, со ссылкой на соответствующие положения закона, оснований, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого акта закону, четкое изложение требований прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста.
В отличие от порядка опротестования приговоров, решений и определений судов, предусмотренного нормами процессуального права, прокуроры при опротестовании актов управления в порядке надзора за исполнением законодательства вправе обратиться либо в орган, издавший акт (совершивший противоправное действие), либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.
Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление главным образом направлено на устранение причин и условий, способствовавших нарушению закона, то есть, направлено на предупреждение нарушения закона. На практике, однако, представление вносится и по факту единичного нарушения (например, когда пропущены сроки).
Представление вносится в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит устранение нарушений (то есть либо в тот же, либо в вышестоящий). Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и принятию решения в месячный срок, о чем сообщается прокурору.
Форма представления – письменная. В нем указывается: точное наименование органа или должностного лица, которому вносится представление, вид нарушения, по поводу которого применяется данная форма прокурорского реагирования, краткое изложение установленных прокурором фактов нарушений и способствующих им обстоятельств, конкретные предложения к устранению выявленных нарушений.
Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.
Санкция прокурора – письменное решение прокурора или его заместителя о проведении процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод личности, в случаях, предусмотренных законом. Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий (мероприятий).
Как правило, санкция на проведение какого-либо действия дается прокурором, который осуществляет надзор за расследованием данного дела. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители дают санкцию на проведение процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий по месту их проведения. Прокурор, давший такую санкцию, уведомляет об этом прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при расследовании преступлений и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Санкция применяется в 4 отраслях прокурорского надзора, больший объем при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Не используется при надзоре за законностью судебных решений. В надзоре за исполнением законодательства: граждане, проживающие в домах, грозящих обвалов, выселяются в административном порядке по постановлению прокурора. Кроме того, санкция прокурора требуется и в ряде случаев при производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с процессуальным законодательством.
При осуществлении надзора за законностью в исправительных учреждениях прокурор санкционирует реализацию ценных вещей и предметов, изъятых у осужденных к лишению свободы; зачисление на счет исправительного учреждения обнаруженных у осужденных денег, иностранной валюты; краткосрочный выезд за пределы колонии; оставление осужденного в возрасте 21 года в воспитательной колонии.
Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.
Обычно, вынесению предписания предшествует проведение проверок. Основанием для вынесения предписания является достоверно установленное нарушение закона, которые носит очевидный характер создает реальную угрозу причинения существенного вреда государственным, общественным интересам, правам и законным интересам граждан, если не будет пресечено.
Существенный вред – уничтожение, повреждение или утрата государственного или частного имущества, прекращение производственной, хозяйственной деятельности предприятия, организации, создание серьезных препятствий для ее продолжения, крушение, аварии, несчастные случаи в производстве и в быту, существенные нарушения гарантированных Конституцией жилищных, трудовых и иных прав граждан, загрязнение окружающей среды.
Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.
Вынесение предписания не освобождает лицо от уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, от обязанности возместить материальный ущерб. В предписании кратко излагаются обстоятельства, указывается нарушенная норма закона, последствия нарушения, необходимые меры для устранения нарушений законности.
Предписание подлежит немедленному исполнению, однако, прокурор может установить срок, в течение которого нарушение должно быть устранено.
Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Предупреждение должно применяться: когда закон еще не нарушен, но есть реальная возможность его нарушения; на стадии обнаружения умысла к совершению правонарушения; когда закон уже нарушен, но нет преступления, то есть здесь оно используется для усиления предупредительного воздействия.
Предупреждаться могут только физические лица (должностные лица и граждане); юридические лица не могут предупреждаться.
Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.
Официальное предупреждение выносится в письменной форме. Оно должно содержать обязательные реквизиты: должность, классный чин, ФИО прокурора, место жительства лица, в отношении которого выносится предупреждение, сущность нарушения, последствия и ответственность за несоблюдение, порядок обжалования.