Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра правовых дисциплин

Электронный курс лекций по учебной дисциплине

«Прокурорский надзор»

для студентов заочной формы обучения

по специальности 1-24 01 02 «Правоведение»

Г.


План:

Введение

1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Бела­русь. Задачи и направления деятельности прокуратуры

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры

3. Кадры органов прокуратуры

4. Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора

5. Надзор за исполнением законодательства

6. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-ро­зыскной деятельности

7. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания

8. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел в суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по уголовным делам

9. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по гражданским делам

10. Участие прокурора в рассмотрении дел в хозяйственном суде и надзор прокурора за законностью судебных постановлений по хозяйственным делам

11. Надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера


Введение

Электронный курс лекций «Прокурорский надзор» предназначен для изу­чения и освоения студентами вопросов, входящих в предмет учебного кур­са «Прокурорский надзор».

Овладев предложенным курсом, который дает­ся в строгой последова­тельности и в доступном виде, читатели смогут достаточно свободно ориен­тиро­ваться в предмете учебного кур­са «Прокурорский надзор».

На этой основе, в дальнейшем используя нормативные правовые ак­ты, специальную учебную и юридическую литерату­ру, можно усовершенст­вовать свои знания в области учебной дисциплины «Прокурорский надзор».

Курс лекций по учебной дисциплине «Прокурорский надзор» составлен в соответствии с учебной программой для студентов заочной формы обучения ГИУСТ БГУ по специальности «Правоведение».

При составлении курса использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, зарубежных государств, международные договоры и труды ученых-юристов Беларуси.

Курс будет полезен как студентам, так и преподавателям юридиче­ских ВУЗов.


1. Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Бела­русь, задачи и направления деятельности прокуратуры

Прокуратура Республики Беларусь - это совокупность специализиро­ванных государственных органов и долж­ностных лиц, осуществляющих на основании Консти­туции Республики Беларусь особую форму (вид) государ­ственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а так­же иные функции.

Правовой основой организации и деятельности прокуратуры является Конституция Республики Бе­ларусь (ст.ст. 125-128), Закон «О прокуратуре Респуб­лики Беларусь» от 8 мая 2007 г., УПК, ГПК, ХПК и другие норматив­ные правовые акты, в том числе при­казы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь.

Как государственный орган, прокуратура в респуб­лике была учреж­дена 26 июня 1922 г. Положением о про­курорском надзоре, утвержденным третьей сессией ЦИК ССР Белоруссии. Однако фактически институт проку­ратуры действовал уже с января 1922 г. (в лице органов охраны революцион­ной законности; прокуро­ров кассационного трибунала, революционного три­бунала и товарищей прокуроров). На прокуратуру воз­лагалось осуществле­ние ряда функций, которые в це­лом сохранились за ней до настоящего вре­мени.

Органы прокуратуры первоначально не имели ор­ганизационной са­мостоятельности и долгое время (до 1936 г.) находились в составе Народного комисса­риата юстиции БССР. Народный комиссар юстиции од­новременно являлся Прокурором Республики.

В дальнейшем, в связи с образованием СССР, происходит процесс централизации органов прокурату­ры. В 1923 г. учреждается и по 1933 г. дей­ствует Прокура­тура Верховного Суда СССР, затем - в июне 1933 г. образо­вывается Прокуратура ССР, осуществлявшая общее руководство деятельно­стью прокуратур союзных республик. В 1936 г. органы прокуратуры союз­ных и ав­тономных республик выделяют из структуры соответ­ствующих нар­коматов юстиции и передают в подчине­ние Прокуратуре СССР.

Вплоть до распада СССР прокуратура БССР остава­лась составной ча­стью единой и централизованной сис­темы органов Прокуратуры СССР. Ее организация и деятельность регулировалась Положением о Прокурор­ском надзоре в СССР, утвержденным 24 мая 1955 г., а затем Законом о прокура­туре СССР от 30 ноября 1979 г.

С распадом СССР была образована Прокуратура Рес­публики Бела­русь. 29 января 1993 г. был принят Закон «О Прокуратуре Республики Бела­русь», который дей­ствовал до 1 июня 2007г., вплоть до вступления в дей­ст­вие с 1 июня 2007 г. Закона «О Прокуратуре Респуб­лики Беларусь» от 8 мая 2007 г.

Деятельность прокуратуры направлена на обеспече­ние в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных ин­тересов гра­ждан и организаций, а также общественных и государ­ственных интересов.

Для выполнения указанных задач органы прокура­туры в соответствии с Конституцией осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятель­ности прокуратуры:

1)прокурорский надзор;

2) предварительное следствие по уголовным делам;

3) участие в рассмотрении дел судами и поддержа­ние государствен­ного обвинения в судах;

4) координацию правоохранительной деятельности государственных ор­ганов, осуществляющих борь­бу с преступностью и коррупцией, а также дея­тельности по борьбе с преступностью иных орга­низаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Прокурорский надзор — это деятельность прокурату­ры по осуществ­лению надзора за точным и единооб­разным исполнением на территории го­сударства зако­нов и иных нормативных правовых актов. Рассматри­ваемая функция является основным (доминирующим) направлением деятельности прокуратуры.

В свою очередь прокурорский надзор как единый вид деятельности подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зависимости от специ­фики объектов проку­рорского надзора (вида органов, за которыми осуще­ств­ляется надзор) выделяют пять отраслей прокурор­ского надзора:

надзор за исполнением законодательства при осу­ществлении опера­тивно-розыскной деятельности;

надзор за исполнением закона в ходе досудебно­го производства, при производстве предваритель­ного следствия и дознания;

надзор за соответствием закону судебных поста­новлений, а также за соблюдением законодатель­ства при их исполнении;

надзор за соблюдением законодательства при ис­полнении наказа­ния и иных мер уголовной от­ветственности, а также мер принудительного характера;

надзор за исполнением законодательства. В рам­ках данной отрасли осуществляется надзор за всеми остальными поднадзорными прокуратуре объектами (республиканскими органами госу­дарственного управления и иными государствен­ными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распо­рядительными органами, общественными объе­динениями, религиоз­ными организациями и дру­гими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуаль­ными предпринимателями).

При характеристике надзорной деятельности про­куратуры следует учитывать, что в государстве имеются институты, за которыми прокуратура не вправе осу­ществлять надзор (Президент, Парламент, Правитель­ство, не­подведомственные Правительству государствен­ные органы и др.).

Для осуществления прокурорско-надзорной деятель­ности законода­тельство предоставляет прокурорам широкий круг полномочий. Их совокуп­ность принято подразделять на две группы:

полномочия по выявлению нарушений законов, причин нарушений и лиц, причастных к нару­шениям законности (право требовать объясне­ния от должностных лиц и граждан; проводить проверки исполнения законодатель­ства; запра­шивать необходимую информацию и др.);

полномочия по устранению нарушений закон­ности и привлечению виновных лиц к установ­ленной законом ответственности (право принесе­ния протестов, представлений, вынесения по­становлений, предписаний, объявле­ния офици­альных предупреждений, дачи указаний и др.).

Конкретный состав и характер полномочий проку­рора в той или иной отрасли прокурорского надзора неоднороден. В частности, в рамках осуще­ствления над­зора за исполнением законодательства полномочия прокурора носят распорядительно-рекомендательный характер, а при осуществлении надзора за исполнени­ем законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствиеобязы­вающий характер.

Вторым направлением деятельности прокуратуры является проведе­ние предварительного следствия по уго­ловным делам. На данный момент прокуроры могут только осуществлять прокурорский надзор за следствием и дознанием, в связи с тем, что образован Следственный комитет Республики Беларусь и функции расследования уголовных дел прокуратурой перешли к нему.

Третье направление деятельности прокуратуры — под­держание госу­дарственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотре­нии дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем уголовным делам публичного и част­но-пуб­личного обвинения, а в предусмотренных зако­ном случаях — и по делам ча­стного обвинения.

В рассмотрении судами первой инстанции граж­данских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, про­курор по своей инициативе впра­ве вступить в дело, принятое судом к рас­смотрению от других лиц. В хозяйственных судах первой инстан­ции проку­рор участвует в делах, возбужденных по инициативе прокуратуры.

Помимо суда первой инстанции, прокурор прини­мает участие в рас­смотрении дел судами вышестоящих инстанций.

В рамках четвертого, из указанных направлений дея­тельности проку­ратуры, Генеральный прокурор Респуб­лики Беларусь, нижестоящие проку­роры территориаль­ных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государ­ственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвую­щих в борьбе с преступностью. С этой целью образует­ся возглавляемое прокурором координационное сове­щание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступ­ностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борь­бе с пре­ступностью.

В юридической литературе зачастую указывается и на другие направ­ления деятельности прокуратуры (нормотворческая деятельность, правоза­щитная деятель­ность, международное сотрудничество в области про­тиводей­ствия преступности и др.).


2. Принципы организации и деятельности прокуратуры, система и структура органов прокуратуры

Под принципами организации и деятельности проку­ратуры понимают закрепленные в Конституции Рес­публики Беларусь и Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» требования, которые выражают государст­венное на­значение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров.

Помимо общих принципов (присущих не только про­куратуре, но и всему государственному аппарату — прин­цип законности, профессиона­лизма, демократизма, гу­манизма и т.д.), выделяют специальные принципы ор­ганизации и деятельности прокуратуры (ст.ст. 126—127 Конституции, ст.ст. 5—10 Закона «О прокуратуре Рес­публики Беларусь»). К ним относятся:

1) принцип равенства всех граждан перед законом. В соответствии с данным принципом, органы прокуратуры призваны осуществлять надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закреп­ленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и пре­дусмотренных международными обязательст­вами Республики Беларусь, не­зависимо от их пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, граждан­ства, имущественного и должно­стного положения, места жительства, отноше­ния к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств;

2) принцип независимости прокурора. Прокурор при осуществлении своих полномочий незави­сим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами от­ветственность. Про­курорские работники, как и судьи, не могут быть членами политических партий и иных общест­венных объединений, преследующих политиче­ские цели;

3) принцип подчиненности нижестоящих проку­роров вышестоящим прокурорам. Деятельность всей прокуратуры осуществляется на основе под­чинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному проку­рору Республики Беларусь;

4) принцип гласности. В соответствии с названным принципом, проку­рорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и ор­ганизаций, а также законодательства о защите госу­дарственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Вместе с тем, не допускаются разглашение прокурорским работником сведе­ний, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способ­ных причинить вред его правам, законным ин­тересам или деловой ре­путации, а равно раз­глашение сведений, относящихся к деятельности органи­зации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их пра­вам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмот­рено законодательными актами;

5) принцип обязательности исполнения тре­бова­ний прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полно­мочий и предъявленные в соответствии с законодатель­ными актами, подлежат ис­полнению в установленный срок всеми организациями, должностными ли­цами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимате­лями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется без­возмездно.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объясне­ния об обстоя­тельствах, связанных с проверкой соблюдения зако­нодатель­ства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора дос­тавляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением всех ниже­стоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору Республики Беларусь.

Система органов прокуратуры является трехзвенной и строится на принципах территориальности и специа­лизации.

К территориальным прокуратурам относятся: Гене­ральная прокура­тура, являющаяся центральным аппа­ратом системы органов прокуратуры; прокуратуры об­ластей и г. Минска, представляющие второе звено систе­мы органов прокуратуры; относящиеся к третьему зве­ну прокуратуры районов (городов), межрайонные про­куратуры.

К специализированным прокуратурам относятся во­енная прокуратура (Белорусская военная прокуратура, межгарнизонные военные прокуратуры), транспортная прокуратура (Белорусская транспортная прокуратура и меж­районные транспортные прокурату­ры).

По своему правовому положению специализиро­ванные прокуратуры приравнены к прокуратурам об­ластей, прокуратурам районов (городов), межрайон­ным прокуратурам и в своей дея­тельности подчиняют­ся Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Каждая из прокуратур, представляющая одно и то же звено, имеет типичную структуру. Прокуратуру низшего звена возглавляет прокурор. В прокуратуре имеются за­местители прокурора, старшие помощники и помощ­ни­ки прокурора, следователи и старшие следователи.

Прокуратуру второго звена возглавляет прокурор, у которого есть первый заместитель, заместители, стар­шие помощники прокурора. Сущест­вуют различные отделы и управления, а также коллегия прокуратуры.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор, имеющий первого заместителя, заместите­лей, старших помощников проку­рора. В структурном плане прокуратура состоит из коллегии, главных управ­лений и отделов.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организа­цией и деятельно­стью органов прокуратуры, образует­ся и действует Научно-консультативный совет при Ге­неральной прокуратуре Республики Беларусь.

В систему органов прокуратуры, помимо названных прокуратур, вхо­дят иные государственные организации, созданные в системе органов проку­ратуры по реше­нию Президента Республики Беларусь (в настоящее время учрежден и действует Научно-практический центр проблем укрепления за­конности и правопоряд­ка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь).


3. Кадры органов прокуратуры

На должность прокурорских работников могут назна­чаться граждане Республики Беларусь, владеющие госу­дарственными языками, имеющие высшее юридическое образование (за некоторым исключением) и обладаю­щие необходимыми личными, деловыми и моральными каче­ствами. Лица, не имеющие опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры ста­жировку в течение шести месяцев. На должности проку­рор­ских работников не могут быть назначены лица, ра­нее совершившие престу­пления.

С гражданами, поступающими на службу в органы про­куратуры, за­ключается контракт сроком от 1 до 5 лет. На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транс­порт­ного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет. На должность прокурора области, города Мин­ска и приравненных к нему прокуроров — лица, имею­щие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назна­чается на долж­ность Президентом Республики Бела­русь с согласия Совета Республики. Прокуроры ниже­стоящих прокуратур (руководители соответствующей про­куратуры) назначаются на должность и освобож­даются от должности Гене­ральным прокурором.

Генеральный прокурор также назначает и освобож­дает от должности всех работников Генеральной про­куратуры, а также первого заместителя и заместителей прокуроров областей, г. Минска, Белорусского воен­ного про­курора и Белорусского транспортного проку­рора, начальников структурных подразделений этих прокуратур, руководителей и заместителей руководи­те­лей государственных организаций, созданных в сис­теме органов прокура­туры по решению Президента Республики Беларусь, заместителей прокуро­ров рай­онов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров. Остальных про­курорских работ­ников назначают и освобождают от должности соот­ветст­вующие прокуроры областей, г. Минска, Белорус­ский военный прокурор и Белорусский транспортный прокурор.

В соответствии со ст. 51 Закона «О прокуратуре Республики Бела­русь» и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Респуб­лики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Бела­русь от 27 марта 2008 г. № 181, прокурорским работни­кам присваиваются классные чины, работникам воен­ной прокуратуры — воинские звания.

Установлены следующие классные чины:

государственный советник юстиции 1 -го класса;

государственный советник юстиции 2-го класса;

государственный советник юстиции 3-го класса;

старший советник юстиции;

советник юстиции;

младший советник юстиции;

юрист 1-го класса;

юрист 2-го класса;

юрист 3-го класса.

Классные чины Государственного советника юстиции первого, вто­рого и третьего класса присваиваются Президентом. Пре­зидентом присваи­вается и воинское звание полковник юстиции (применительно к работникам военной проку­ратуры), иные классные чины — Генеральным прокуро­ром. Воинские звания прокурорским работникам воен­ных прокуратур (от подпол­ковника юстиции и ниже) присваивает Министр обороны по согласованию с Гене­ральным прокурором.

Прокурорские работники, которым присвоены класс­ные чины, со­стоят в них, как правило, пожизненно.

К прокурорским работникам могут быть примене­ны меры поощрения и дисциплинарной ответственно­сти (ст.ст. 54—55 Закона «О прокуратуре Республики Бе­ларусь», Положение о прохождении службы в органах проку­ратуры Республики Беларусь).

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопо­рядка к прокурорскому работнику могут быть приме­нены следующие меры поощрения:

объявление благодарности;

единовременное денежное вознаграждение;

награждение ценным подарком;

награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

занесение на Доску почета Генеральной проку­ратуры;

досрочное присвоение классного чина;

присвоение очередного классного чина на одну ступень выше поло­женного по занимаемой долж­ности;

присвоение классного чина на ступень выше оче­редного;

награждение нагрудным знаком органов проку­ратуры;

присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслужен­ный работник органов проку­ратуры Республики Беларусь», «Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение дру­гими государственными на­градами Республики Беларусь;

досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

иные меры поощрения, предусмотренные законо­дательством о госу­дарственной службе и о труде.

Применять меры поощрения вправе в рамках своей компетенции все прокуроры (руководители соответст­вующих прокуратур).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурор­ского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом «О про­куратуре Республики Бела­русь» и другими законода­тельными актами ограничений, связанных с госу­дар­ственной службой, прокурорский работник несет дис­циплинарную, адми­нистративную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законо­дательными актами.

На прокурорского работника могут быть наложены следующие дис­циплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

предупреждение о неполном служебном соответ­ствии;

понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

понижение в должности на срок до шести месяцев;

лишение нагрудного знака органов прокуратуры;

освобождение от занимаемой должности (уволь­нение);

освобождение от занимаемой должности (уволь­нение) с лишением классного чина.

Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взы­скание прокурорско­му работнику объявляется приказом. Дисциплинарное взыскание снимается с прокурорского работника по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыска­ния.


Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора

Средства прокурорского надзора – действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, с помощью которых он решает поставленные перед ним задачи по выявлению, устранению, предупреждению нарушения законов, привлечению виновных лиц к ответственности.

Полномочия прокурора – это определенная законом и иными нормативными правовыми актами совокупность прав и обязанностей прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру задач и функций. Наделение прокурора каким-либо правом одновременно обязывает его действовать таким образом, то есть право прокурора одновременно является его обязанностью.

Большинство полномочий прокурора являются общими для всех отраслей прокурорского надзора. Например, такие правовые средства, как протест, представление, истребование приказов, распоряжений, получение соответствующих объяснений от должностных лиц.

Наряду с общими полномочиями прокуроры наделяются и особыми (присущи при осуществлении надзора в той или иной отрасли). Всей полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор. Он наделяется и исключительными полномочиями (совокупность установленных законами прав и обязанностей Генерального прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру функций, а также по руководству системой прокуратуры, которые могут быть осуществлены только данным должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности). К исключительным полномочиям Генерального прокурора можно отнести: право участвовать в заседании Пленума и Президиума Верховного Суда, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда; право внесения представление в Пленум Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда о необходимости дачи разъяснения; право издавать нормативные правовые акты в форме приказа; право возбуждать уголовное дело в отношении депутата, судьи и др.

Правовые средства реализуются с помощью методов прокурорского надзора. Многие ученые вместо понятия правовых средств используют понятие методов надзора.

Акт прокурорского надзора – это предусмотренное законом правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции, законов, декретов и указов Президента, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности.

К актам прокурорского надзора в соответствии с Законом «О прокуратуре» относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Однако к таким актам можно также отнести заявление прокурора в суд о признании акта недействительным, указание прокурора о производстве какого-либо следственного или иного процессуального действия, протокол об административном правонарушении, заключение.

Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Практика исходит из того, что прокурор вправе опротестовывать и устные распоряжения, и бездействия (однако случаи такие очень редки).

Протест регулируется ст. 39 Закона «О прокуратуре», а также процессуальным законодательством. Протест не используется при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Важная особенность опротестования актов управления в порядке прокурорского надзора состоит, в том, что прокуроры не связаны какими-либо сроками по отношению ко времени принятия актов управления (подобно срокам принесения кассационных, надзорных протестов на приговоры и решения судов, апелляционных протестов на решения хозяйственных судов, установленным процессуальным законодательством). На практике протест в порядке надзора за исполнением законодательства приносится, когда это важно для практического применения и не истекло слишком много времени. Существуют протесты, принесение которых всегда остается актуальным, то есть они не теряют своего предупредительного воздействия (незаконное изъятие имущества, незаконное назначение пенсии, стипендии и других периодических платежей).

По общему правилу протесты могут вносить прокуроры или их заместители. Однако процессуальным законодательством предусматриваются исключения: 1) когда помощники прокурора могут приносить протесты (в случае, если помощники поддерживали государственное обвинение в суде или принимали участие в суде первой инстанции по гражданским делам, эти лица вправе принести кассационный протест); 2) надзорные протесты вправе приносить только прокуроры вышестоящих прокуратур.

Опротестование незаконного акта, за исключением судебного, влечет обязанность рассмотреть поднятые в протесте вопросы не позднее 10 дней и сообщить прокурору о принятом решении.

Принесение протеста приостанавливает действие этого акта до вынесения соответствующего решения по протесту (особенностью обладают протесты в порядке надзора на судебные акты).

Форма протеста – письменная. В нем содержатся требования об отмене незаконного акта или о приведении его в соответствие или прекращении противоправного действия. Обязательными реквизитами протеста являются: точное название органа, в который приносится протест, наименование акта, который по мнению прокурора, находится в противоречии с законом (если отдельные части – то указываются части), конкретное перечисление, со ссылкой на соответствующие положения закона, оснований, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого акта закону, четкое изложение требований прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста.

В отличие от порядка опротестования приговоров, решений и определений судов, предусмотренного нормами процессуального права, прокуроры при опротестовании актов управления в порядке надзора за исполнением законодательства вправе обратиться либо в орган, издавший акт (совершивший противоправное действие), либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление главным образом направлено на устранение причин и условий, способствовавших нарушению закона, то есть, направлено на предупреждение нарушения закона. На практике, однако, представление вносится и по факту единичного нарушения (например, когда пропущены сроки).

Представление вносится в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит устранение нарушений (то есть либо в тот же, либо в вышестоящий). Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и принятию решения в месячный срок, о чем сообщается прокурору.

Форма представления – письменная. В нем указывается: точное наименование органа или должностного лица, которому вносится представление, вид нарушения, по поводу которого применяется данная форма прокурорского реагирования, краткое изложение установленных прокурором фактов нарушений и способствующих им обстоятельств, конкретные предложения к устранению выявленных нарушений.

Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Санкция прокурора – письменное решение прокурора или его заместителя о проведении процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод личности, в случаях, предусмотренных законом. Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий (мероприятий).

Как правило, санкция на проведение какого-либо действия дается прокурором, который осуществляет надзор за расследованием данного дела. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители дают санкцию на проведение процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий по месту их проведения. Прокурор, давший такую санкцию, уведомляет об этом прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при расследовании преступлений и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Санкция применяется в 4 отраслях прокурорского надзора, больший объем при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Не используется при надзоре за законностью судебных решений. В надзоре за исполнением законодательства: граждане, проживающие в домах, грозящих обвалов, выселяются в административном порядке по постановлению прокурора. Кроме того, санкция прокурора требуется и в ряде случаев при производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с процессуальным законодательством.

При осуществлении надзора за законностью в исправительных учреждениях прокурор санкционирует реализацию ценных вещей и предметов, изъятых у осужденных к лишению свободы; зачисление на счет исправительного учреждения обнаруженных у осужденных денег, иностранной валюты; краткосрочный выезд за пределы колонии; оставление осужденного в возрасте 21 года в воспитательной колонии.

Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Обычно, вынесению предписания предшествует проведение проверок. Основанием для вынесения предписания является достоверно установленное нарушение закона, которые носит очевидный характер создает реальную угрозу причинения существенного вреда государственным, общественным интересам, правам и законным интересам граждан, если не будет пресечено.

Существенный вред – уничтожение, повреждение или утрата государственного или частного имущества, прекращение производственной, хозяйственной деятельности предприятия, организации, создание серьезных препятствий для ее продолжения, крушение, аварии, несчастные случаи в производстве и в быту, существенные нарушения гарантированных Конституцией жилищных, трудовых и иных прав граждан, загрязнение окружающей среды.

Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Вынесение предписания не освобождает лицо от уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, от обязанности возместить материальный ущерб. В предписании кратко излагаются обстоятельства, указывается нарушенная норма закона, последствия нарушения, необходимые меры для устранения нарушений законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, однако, прокурор может установить срок, в течение которого нарушение должно быть устранено.

Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Предупреждение должно применяться: когда закон еще не нарушен, но есть реальная возможность его нарушения; на стадии обнаружения умысла к совершению правонарушения; когда закон уже нарушен, но нет преступления, то есть здесь оно используется для усиления предупредительного воздействия.

Предупреждаться могут только физические лица (должностные лица и граждане); юридические лица не могут предупреждаться.

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

Официальное предупреждение выносится в письменной форме. Оно должно содержать обязательные реквизиты: должность, классный чин, ФИО прокурора, место жительства лица, в отношении которого выносится предупреждение, сущность нарушения, последствия и ответственность за несоблюдение, порядок обжалования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: