Содержание обучения иностранным языкам (лингвистический, психологический, методологический компоненты)


Содержание обучения ИЯ в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения и др.

Под содержанием обучения подразумевается тот учебный материал, который определенным образом отобран, методически организован и предназначен для усвоения в процессе обучения.
Школа Г.В. Роговой выделяет три компонента содержания обучения ИЯ: лингвистический, психологический, методологический.
Лингвистический компонент: Язык и речь, лингвистический компонент предполагает отбор языкового, речевого и социокультурного материала. В основе отбора лежат следующие факторы: контекст деятельности обучаемых, интересы и потребности, уровень владения языком. Многих методистов волнует вопрос – с чего начинать обучение – с языка или с речи? Младшие школьники – от речи к языку (не знают лингвистических терминов и др. причины).

Психологический компонент: включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком в коммуникативных целях. Методологический компонент: знание невозможно механически перенести из одной головы в другую. Усвоение знания может происходить только в процессе деятельности. Таким образом, методический компонент связан с овладением приемами обучения.

К общеучебным умениям и навыкам можно отнести такие, как организация и планирование собственной учебной деятельности, выбор оптимальных средств решения поставленных задач. Часто учителя ИЯ жалуются, что учащиеся не умеют выполнять некоторых видов работы даже на родном языке (аргументация, умение отделять главное от второстепенного и др). Сущность же компонента заключается в том, что при работе с учениками учитель дает им определенный алгоритм действий, выстраивает стратегию. Методологический компонент таким образом включает приемы работы с лексикой, грамматикой и т.п

Н.Д. Гальскова в средней школе выделяет в содержании обучения ИЯ следующие компоненты.

· сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации и программы их развертывания, коммуникативные и социальные роли, речевые действия и речевой материал (тексты, речевые образцы и т.д.);

· языковой материал, правила его применения и навыки оперирования ими;

· комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения ИЯ как средством общения, в том числе интеркультурных ситуациях;

· систему знаний национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка, минимум этикетно-узуальных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах речевого общения;

· учебные и компенсирующие(адаптивные) умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие культуру усвоения языка в учебных условиях и культуру общения в его носителями.

Исходя из анализа существующего опыта структурирования содержания и обучения ИЯ, делается вывод о целесообразности достижения единого подхода к структурированию содержания обучения ИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: