Дозирование тревоги

Каждый ведущий психологической группы должен сознавать, что эффективное социально-психологическое обучение в группе невозможно без определенного вызова по отношению к индивидуальным потребностям в защите. Продолжительные изменения установок происходят только тогда, когда учащийся эмоционально вовлечен в работу группы, но при этом испытывает некоторую тревогу. Субъективное переживание тревоги является как бы гарантией того, что участник находится в ситуации, когда для решения его проблемы непригодны старые, рутинные модели поведения. Тогда у него есть шанс найти новые пути, для чего необходимо экспериментировать. Связанная с этим неопределенность вызывает большую или меньшую тревогу.

Поэтому ведущий должен заботиться о том, чтобы активность группы не превратилась в некую интеллектуальную и социальную игру, в которую никто не вовлечен по-настоящему. В то же время каждый ведущий должен знать, что слишком сильная тревога вызывает растерянность, мешающую эффективному участию в работе группы. Ведущему нужно так структурировать групповой процесс, чтобы тревога стимулировала, а не тормозила его развитие.

Важно объяснить участникам, что тревога — естественная плата за эксперименты с собой и с другими. То, как ведущий принимает и выражает собственные тревоги, сильно влияет на готовность участников принимать свои тревоги как нормальные и продуктивные.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩЕГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОТДЕЛЬНОГО ЧЛЕНА ГРУППЫ

В этом разделе речь идет в основном о том, что должен делать ведущий, чтобы способствовать личностному развитию каждого отдельного члена группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: