Панорамы и горизонты являются элементом декорационного оформления и служат для создания сценического фона. Но, при общности главной задачи, между ними имеются существенные отличия, делящие их на два отдельных вида декорационно-технических устройств.
Панорама — это живописный задник, передвигающийся с одной стороны сцены на другую. Движение задника осуществляется на глазах у зрителей во время действия. Панорама употребляется в тех случаях, когда на сцене необходимо создать иллюзию движения актеров или декораций, находящихся перед ней. Таким образом, панораму можно отнести к категории сценических эффектов.
Горизонт — это чистое полотно, охватывающее сцену с трех сторон.1 Горизонты служат для обозначения воздуха, обширного пространства. Таким образом, если панорама является декорацией конкретного спектакля, то горизонт применим в любых постановках и является постоянным оборудованием сцены. Так же как и панорамы, горизонты могут передвигаться поперек сцены, но это движение преследует не художественные, а сугубо практические цели — в свернутом виде горизонт лучше предохраняется от загрязнения. Как правило, сцена оборудуется одним горизонтом.
|
|
В последнее время намечается тенденция к установке двух полотен. Одно из них белого цвета, а другое из черного бархата и применяется в ночных сценах.
Технология изготовления панорамы зависит от задания художника. Для клеевой живописи выбирается холст, для росписи тонкими гуашевыми или анилиновыми красителями — отбельные ткани. В качестве основы для аппликационных панорам может быть использована прочная театральная сетка. Независимо от техники обработки и качества материала ткань для панорамы, так же как и для горизонта, раскраивается только вертикальными полосами. Вертикальные швы дают меньше складок и
1 В театральной практике встречаются живописные задники, подвешенные по дуге, которые также называются горизонтами. В данном случае речь идет о стационарных устройствах.
¶морщин и способствуют плотной намотке полотна на барабаны.
Горизонты различаются как по материалу, так и по форме. С художественной точки зрения лучшим материалом для изготовления горизонта является бетон или любая оштукатуренная поверхность. Такие горизонты называются жесткими. Жесткие горизонты имеют совершенно гладкую поверхность, они прекрасно воспринимают цветное освещение и имеют высокий коэффициент отражения. Конструкции жестких горизонтов могут быть выполнены в монолитном железобетоне или на металлическом каркасе. По форме они разделяются на цилиндрические и купольные. Цилиндрический горизонт представляет собой часть вертикального цилиндра, обращенного своей внутренней стороной к зрителям. В купольном горизонте нижняя криволинейная часть постепенно переходит в нависающий над сценой купол. Такая форма создает наиболее полную иллюзию небесного свода и уменьшает количество падуг. В силу большой тяжести устройство подъемных горизонтов жесткого типа чрезвычайно сложно. Неподвижные стационарные конструкции загромождают планшет, ликвидируют возможность использования задней части сцены. Поэтому в основном театры обращаются к устройству легко убирающихся мягких горизонтов.
|
|
Мягкие горизонты шьются из плотного белого полотна возможно большей ширины. Чем шире ткань, тем меньше вероятность появления морщин и тем незаметнее швы, проступающие при контражурном освещении. В этих же целях отдельные полотна сшиваются между собой особым закруточным швом, при котором кромки ткани соединяются почти в стык.
Сценический горизонт должен закрывать все пространство сцены по высоте и ширине. Практически, дорога горизонта располагается на уровне поручней верхней галереи, с которой производится подвеска полотна и обслуживание механизмов.
Горизонты, начинающиеся у портала сцены и охватывающие все пространство сцены, позволяют полностью отказаться от кулис. Но они закрывают карманы и осветительные галереи, в некоторых случаях затрудняя тем самым монтировку декораций и установку света. Чаще глубина горизонта ограничивается пространством сцены, лежащим позади карманов.
Механизация горизонта предназначена для быстрой уборки полотна и зависит от способов его подвески.
Подъемно опускной горизонт |
Подвеска мягкого горизонта подъемно-опускного типа возможна к любому штанкет-ному подъему. В самом элементарном варианте к декорационному штанкету на определенном расстоянии друг от друга крепятся две изогнутые трубы, наружные концы которых поддерживаются веревками ручных подъемов, пропущенных через
¶колосниковые блоки. Полотно горизонта привязывается к штан-кету и боковым трубам. При натяжении веревок боковые трубы принимают горизонтальное положение, раскрывая горизонт (рис. 50). Сильная и равномерная натяжка полотна достигается применением второго изогнутого штанкета, прикрепляемого к обратной стороне горизонта на высоте 20—25 см от планшета.
Подъемно-опускные горизонты удобны для создания фонов на любом плане сцены. В отличие от стационарных они имеют меньшие размеры, их цвет и живописная обработка могут быть любыми.
Для стационарных устройств изготавливаются специальные штанкеты с закругленными концами. Верхний штанкет крепится постоянно на определенной высоте, а посредством нижнего поднимают горизонт, складывая его вдвое. Но постоянно висящий горизонт, даже и в сложенном виде, быстро пылится и теряет свою белизну.
Передвижной горизонт |
Принцип передвижного горизонта заключается в наматывании полотна на вертикально подвешенный барабан. Механизм горизонта состоит из дороги и двух приводных барабанов (рис. 51). Дорога служит для передвижения и закрепления горизонта в рабочем положении. Ее форма и длина определяется формой и размерами горизонтного полотна.
¶ |
Рис. 50. Подъемно-опускной горизонт
¶Барабаны устанавливаются в обоих концах дороги и предназначены для уборки горизонта путем наматывания.
Конструкция дороги должна удерживать горизонт по всей длине полотна и беспрепятственно пропускать его в продольном направлении. Основу дороги составляют два стальных уголка, к горизонтальным полкам которых крепятся парные ролики. Ролики на расстоянии 20—30 см друг от друга равномерно распределяются по всей длине дороги. Между парными роликами пропускается толстый канат, вшитый в полосу прочного брезента. Реборды роликов не дают провиснуть канату и в то же время обеспечивают его свободное скольжение. Конструкция роликов не должна допускать попадание масла на полотно горизонта. Для этого под роликами устанавливается маслосборное кольцо, а подшипники ролика надежно защищаются крышками и сальниками. Дорога крепится к неподвижным конструкциям сцены, так, чтобы к любой ее точке был свободный доступ для обслуживания. Поскольку высота горизонта должна быть максимальной, чаще всего дорога монтируется на уровне поручня верхней галереи.
|
|
Для нормальной работы горизонта очень важно, чтобы привод обеспечивал равномерное наматывание полотна на барабаны в один слой, виток к витку. Это достигается двумя путями. Во-первых, конической формой барабана, благодаря чему горизонт наматывается ровным столбом. А во-вторых,, верти-
Рис. 51. Передвижной горизонт: а — общий вид; б — поперечный разрез дороги;
1 — полотно горизонта; 2 — барабан; 3 — нарезной вал; 4 — кулачковая муфта с зубчатым колесом; 5 — рычаг скользящей кулачковой муфты; 6 — скользящая кулачковая муфта; 7 — ведущее зубчатое колесо; 8 — пояс; 9 — редуктор; 10 — электродвигатель; 11 — дорога горизонта; 12 — ролик; 13 — тяговый канат; 14 — гайка
¶кальным перемещением барабана при его вращении. Скорость опускания барабана при намотке рассчитывается таким образом, чтобы за один оборот барабан переместился на толщину каната. В верхнем положении барабана его нижняя часть находится на оси дороги, а горизонт полностью размотан. Канато-емкость барабана зависит от длины горизонта: за один ход от верхнего до нижнего положения полотно горизонта должно быть полностью намотано на барабан.
Приводы устанавливаются на обоих барабанах. В зависимости от направления вращения один из них явится ведущим, другой — ведомым. Ведущий барабан должен быть жестко связан с приводом, а ведомый отключен от него для свободного вращения. При намотке горизонта в обратную сторону барабаны меняются ролями.
|
|
Вертикальное перемещение барабана при его вращении происходит за счет винтовой нарезки вала, проходящего через неподвижно закрепленную гайку. Один из приводов имеет вал с правой, а другой — с левой резьбой. Таким образом, при вращении один вал поднимается вместе с барабаном, а другой опускается.
Передача усилия от редуктора на вал производится посредством конической шестерни и кулачковой муфты. Обе они насажены на вал, но если первая может вращаться независимо от вала, так как она насажена свободно, то вторая жестко связана с ним при помощи шпонки. При вращении происходит вертикальное перемещение вала, и, для того чтобы муфта не вышла из зацепления с шестерней, на валу протачивается длинная шпоночная канавка. Опускаясь или поднимаясь, вал свободно скользит по шпонке муфты, сохраняя при этом жесткую связь в направлении вращения.
Отключение привода от вала происходит при разъединении муфты с конической шестерней. Для этого муфта шарнирно соединяется с рычагом включения и якорем электромагнита. Под действием имеющегося на рычаге груза и якоря электромагнита рычаг опускается, выводя муфту из зацепления с приводной конической шестерней. Одновременно с этим происходит притормаживание свободно вращающегося барабана, так как верхняя часть муфты сточена на конус, который входит в конусную часть тормозной обоймы.
В электромеханическом приводе горизонта применяются электродвигатели переменного тока и червячные редукторы. Ручной привод состоит из рукоятки, одеваемой на квадратную насадку вала электродвигателя. Привод устанавливается на специальной площадке или на колосниках. В последнем случае валы барабанов пропускаются сквозь колосниковую решетку. Кнопки управления располагаются в непосредственной близости от привода. Скорость движения горизонта допускается в пределах от 0,2 дс 0,4 м/сек.
¶Подвеска полотна горизонта к дороге осуществляется через прочный матерчатый пояс. Для этого в верхней кромке горизонта и в нижней части пояса пробиваются круглые отверстия, окантованные медными пистонами (люверсами). Соединение пояса с горизонтом производится шнуровкой через эти отверстия. Наличие пояса позволяет менять полотно горизонта без нарушений всей приводной системы.
При монтировке горизонта приводной канат, вшитый в пояс, наматывается на один из барабанов, пропускается через ролики дороги и закрепляется на противоположном барабане. В любом положении полотна горизонта ведущий канат с поясом всегда остается в дороге, и поэтому его длина равняется удвоенному расстоянию между барабанами. Для того чтобы вертикальный столб намотанного горизонта не мешал работе на сцене, его барабаны выводятся к задней стене.
Устройство панорамы |
Устройство панорамы аналогично технике передвижного горизонта. Передвижение панорамы осуществляется перемоткой полотна с одного барабана на другой. Длина живописного холста, а следовательно, и канатоем-кость барабанов определяется необходимой продолжительностью и скоростью движения. Обычно панорама в 2,5—3 раза превышает ширину нормального задника.
Привод панорамы может быть ручным и электромеханическим. Для легких переносных панорам может применяться простейший привод, состоящий из деревянного барабана, насаженного на вал, и пары конических шестерен (рис. 52). Ручной
¶ Рис. 52. Панорама: а — общий вид; б — типовая лебедка с ручным приводом; е — упрощенный вариант привода; / — рабочая галерея; 2 — привод; 3 — дорога панорамы; 4 — пояс; 5 — панорама, намотанная на барабан; 6 — барабан; 7 — вал барабана; 8 — ведущее зубчатое колесо; 9 — гайка; 10 — нарезная часть вала; 11 — ведомое зубчатое колесо; /2 — шпоночная канавка; 13 — зубчатая передача
¶ 84
¶привод стационарного типа имеет нарезной вал с длинной шпоночной канавкой для вертикального перемещения, ведущую шестерню и две пары зубчатых передач, связанных с рукояткой. Электропривод панорамы отличается от привода передвижного горизонта только электродвигателем. Поскольку панорама — это движущаяся на глазах зрителей декорация, в приводе используется двигатель постоянного тока, имеющий широкий диапазон регулирования скорости.
¶ РАЗДЕЛ II