Принятие христианства и христианизация Руси

После гибели Святослава в 972 г. великим князем киевским стал его старший сын Ярополк. Однако его правление длилось недолго: в 980 г. он был свернут с престола и убит своим сводным братом, сыном Святослава и ключницы Малуши, Владимиром I Святым (980-1015).

Владимир I Святой

Владимир Святославович оказался во главе довольно крупного, но непрочного объединения славянских и финно-угорских племен, для обеспечения стабильности которого требовалось постоянное применение военной силы или наличие внешней угрозы.

Одной из серьезнейших внешнеполитических проблем, доставшихся Владимиру «в наследство» от его предшественников оказалась борьба с печенегами. Князь предпринял действенные меры для ликвидации степной опасности. На южных границах России были возведены крепости, связанные со столицей эффективной системой оповещения о нападениях, а сам князь прочно обосновался в Киеве и отказался дальних и длительных походов.

Борьба князя Владимира с печенегами позволила стабилизировать границы государства и на время ослабить степную опасность. Общерусский характер борьбы с врагами отразился в народном сознании. В русских былинах печенегам вместе с князем Владимиром противостояли могучие богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.

Богатыри. Картина В.М. Васнецова

Княжение Владимира Святославича стало началом расцвета Киевской Руси. К XI века под властью князя оказались практически все крупные восточнославянские племенные союзы, что заставило Владимира искать иную, помимо военной силы, опору своей власти.

Единое государство нуждалось в единой религии, что, очевидно, прекрасно осознавал киевский князь. Сначала Владимир попытался упорядочить языческие верования славян. По его приказу в 980 г., был создан единый пантеон из шести языческих богов во главе с Перуном. Однако «языческая религиозная реформа» не устранила существовавших между племенными союзами религиозных различий, и Владимиру пришлось задуматься об отказе от язычества и поиске новой государственной идеологии.

Главная причина выбора Русью христианства заключалась в том, что для соседних стран, и, прежде всего для Византии, государство Владимира, несмотря на его огромные размеры, экономические перспективы и военную мощь, по-прежнему оставалось опасным и примитивным чужаком. Лишь категорический отказ от языческой традиции был способен сделать славян понятными для окружающего «цивилизованного» мира. Таким образом, вопрос о смене веры не был для Руси чисто религиозной проблемой.

При выборе новой веры князь Владимир сделал свой выбор в пользу византийского христианства, которое было давно и хорошо известно в Киеве. Так, например, при заключении русско-византийского мирного договора 945 г. русы присягали не только у идола Перуна, но и в соборной (то есть главной) Киевской церкви святого Ильи. Православными христианами были киевские купцы, воины, представители княжеской администрации и даже была бабка Владимира, княгиня Ольга. Эта немногочисленная социальная когорта была весьма влиятельной в Древнерусском государстве.

Выбор в пользу византийского христианства был связан и с тем обстоятельством, что греческие миссионеры Кирилл и Мефодий проповедовали христианство на славянском языке и специально создали для Болгарии славянскую письменность, понятную и русичам. Немаловажную роль в выборе веры сыграли торжественная красота христианских храмов Константинополя, пышность и величественность религиозных обрядов и богослужений. Наконец, глава византийской церкви подчинялся императору, что в полной мере соответствовало замыслам Владимира и массовому сознанию простых людей Древней Руси.

В принятии Русью христианства оказался заинтересован не только киевский князь, но и Византийская империя. Ее правители рассчитывали превратить Русь в свое послушное орудие, сделав церковной провинцией (метрополией) Константинополя. Однако события развивались в исключительно выгодном для князя Владимира направлении.

В 987 г. византийский военачальник Варда Фока объявил себя императором и осадил Константинополь. Законному правителю Византии, императору Василию II, ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью к киевскому князю. Владимир согласился помочь, но с условием, что Василий II отдаст в жены киевскому князю свою сестру Анну. Таким образом, Владимир оказывался в родстве с верховным правителем Византии.

Василий II принял условие Владимира, с помощью русских войск подавил мятеж, но отправлять в Киев сестру не спешил. Желая принудить императора к выполнению взятых обязательств, киевский князь захватил причерноморский город-крепость Корсунь (Херсонес), что грозило переносу боевых действий на территорию Византии. Не желая новой войны, Василий II вынужден был согласиться на свадьбу Анны и Владимира, что в немалой степени способствовало последующему крещению Руси.

Крещение Руси. Икона.

Крещение Руси 1

Крещение Руси 2

Как ни странно, но такое столь важное в культурном и политическом отношении событие, как крещение Руси, в русских летописях освещено чрезвычайно скудно. Неизвестна даже безусловная дата принятия христианства. Принято считать, что население Киева крестилось в 988 г., хотя в некоторых документах восточного происхождения указываются годы 987-й и 989-й. Неясно, где точно крестился сам Владимир: некоторые источники говорят, что произошло это в Корсуне, другие – что в Киеве.

Крещение Руси. Эскиз росписи Владимирского собора, выполненный В.М. Васнецовым.

Вслед за крещением Киева начался длительный процесс христианизации Руси – распространения новой религии по ее городам и весям. Судя по всему, этот процесс был длительным и небесконфликтным. В некоторых городах введение христианства встретило упорное сопротивление. В Новгороде, например, дяде Владимира, воеводе Добрыне, чтобы обратить горожан в новую веру пришлось использовать даже вооруженную силу – крестить «мечем и огнем».

Последовательными противниками крещения были языческие жрецы, потерявшие свой прежний высокий социальный статус. Но их сопротивление, особенно активное на первых порах, было жестоко подавлено. Однако новая вера не сразу вытеснила языческие обряды и традиции. В XI, XII и даже в XIII вв. на Руси активно отмечались празднества в честь русалок - русалии, приходившиеся на начальные и конечные дни зимних святок. Но главным праздником в честь русалок была так называемая русальная неделя, завершавшаяся праздником Купалы, с 19 по 24 июня. Языческая символика лежала в основе новогодних гаданий, колядования, масленичных празднеств, обрядов, связанных с посевом и сбором урожая, ритуала поминания усопших. Некоторые из языческих праздников, такие как день Ивана Купалы, Красная горка и Масленица, сохранились до нашего времени.

Памятник князю Владимиру в Киеве.

Скульпторы К.А. Тон, П.К. Клодт, В.И. Демут-Малиновский.

Введение христианства имело большое значение для укрепления древнерусской государственности. Власть киевского князя оказалась освященной признанной во всем мире религией, в результате введения новой веры на Руси сформировались новые социальные отношения, потребовавшие изменения права, морали, мировоззрения. Через православную церковь Русь приобщилась к многовековым ценностям христианского мира. В Древнерусском государстве получило развитие градостроительство, распространялись литература, живопись, зодчество, музыкальное искусство.

Таким образом, благодаря принятию христианства Русь смогла встать вровень с передовыми странами Запада и Востока.

2.2.3 Расцвет Киевской Руси

Расцвет Киевской Руси приходится на время правления сына Владимира I, Ярослава Мудрого (1019-1054).

Князь Ярослав Мудрый.

Реконструкция выполненная антропологом М.М. Герасимовым по черепу.

Как и его отец на киевский престол Ярослав вступил не сразу. Сначала ему пришлось бороться со сводным старшим братом, Святополком, захватившим киевский престол и приказавшим истребить других сыновей Владимира – князей Глеба муромского и Бориса ростовского. В 1019 г. на реке Альте войска Святополка были разбиты, сам он изгнан из Руси, а Ярослав утвердился в Киеве.

Усобицу и особенно братоубийство решительно осудила православная церковь. Преступник Святополк получил прозвище Окаянного (т.е. подобного библейскому братоубийце Каину), а Борис и Глеб были провозглашены первыми русскими святыми.

Главным внешнеполитическим событием правления Ярослава стал окончательный разгром печенегов. В 1036 г. под стенами Киева кочевники были наголову разбиты княжеской ратью, после чего уже больше не рисковали нападать на русские земли.

Разгром печенегов, а также удачные боевые действия в Прибалтике сделали Ярослава знаменитым далеко за пределами Руси. Свидетельством его высокого авторитета среди европейских правителей являются династические браки детей великого князя с представителями королевских фамилий Польши, Норвегии, Венгрии, Византии и Германских государств. Сам же Ярослав Владимирович был женат на шведской принцессе.

Факт 35-летнего великого княжения Ярослава является наглядным свидетельством политической прочности киевского престола в тот период. При Ярославе, прозванном впоследствии Мудрым, древнерусская государственность получила новую опору – первый писанный закон «Русскую правду». Документ состоял из 17 статей, регламентировавших наказание за воровство, убийство и другие преступления. Важным моментом было существенное ограничение кровной мести. Мстить смертью за смерть разрешалось лишь наиболее близким родственникам, остальные должны были довольствоваться получением от убийцы виры (штрафа) в 40 гривен.

Впоследствии «Русская правда» расширилась. В 1072 г. к статьям «Правды Ярослава» его сыновья добавили дополнительные положения. «Правда Ярославичей» полностью запрещала кровную месть, вводя вместо нее виру, а также включала в себя систему наказаний за покушение на княжескую собственность и жизнь княжеских слуг. Таким образом, «Русская правда» дает историкам представление о системе управления древнерусским государством и общественной структуре Киевской Руси.

Согласно «Русской правде» древнерусское общество представляло собой своеобразную социальную пирамиду, наверху которой располагались князь, бояре, дружинники и высшие церковные иерархи. На ступень ниже стояли свободные крестьяне-общинники или люди, как их тогда называли. Еще ниже располагалось зависимое население: смерды – несвободные или полусвободные княжеские данники, имевшие свое хозяйство на княжеской земле и несшие повинности в пользу князя; рядовичи – полузависимые сельские жители, работавшее в хозяйстве господина по договору («ряду»); закупы – разорившиеся общинники, ведшие свое хозяйство на княжеской земле и отрабатывавшие полученную от хозяина ссуду (купу). Самую нижнюю ступеньку социальной пирамиды занимали холопы или челядь – зависимое население, близкое по своему положению к рабам. Холопы не имели собственного хозяйства и считались недееспособными, т.е. юридически не отвечали за свои действия и не могли свидетельствовать в суде. За убийство холопа господин подвергался только церковному покаянию.

Ярослав Мудрый. Чтение «Русской правды».

Картина А.Д. Кившенко

Исследование «Русской правды» позволяет историкам решить вопрос о социально-экономической природе Киевской Руси. Здесь, впрочем, между исследователями нет единства во мнениях. Такие историки как П.В. Павлов-Селиванский, Л.В. Черепнин и Б.Д. Греков полагали, что древнерусское государство следует считать раннефеодальноймонархией со всеми ее признаками – наличием классов феодалов (князей и бояр) и зависимых крестьян, существованием крупных хозяйств (вотчин), сбором с зависимого населения феодальной ренты в форме полюдья и т.п. С подобным мнением согласны далеко не все исследователи. Так современный историк И.Я. Фроянов полагает, что древнерусское государство правильнее называть не феодальным, а многоукладным, где в вотчинах использовался невольничий труд, а наряду с княжеско-боярскими хозяйствами существовали значительные общинные владения. Что же касается сбора дани с населения, то, по мнению И.Я. Фроянова, полюдье более похоже на военную контрибуцию с покоренных племен, чем на сбор феодальной ренты.

Древнерусское государство в IX-XII вв.

Экономическая стабильность державы, определенная правовая защищенность населения и отсутствие внешней угрозы способствовали динамичному экономическому и культурному развитию Руси. В древнерусских городах сооружались прекрасные каменные храмы.

Закладка Десятинной церкви в Киеве в 988 г.

Картина В.П. Верещагина

Первый каменный храм в Киеве – Десятинная церковь – был сооружен еще при Владимире I, однако наиболее интенсивное строительство началось при Ярославе Мудром.

Софийский собор в Киеве. 1037 г.

При сыне Владимира В Киеве были построены грандиозный Софийский собор, Золотые ворота, а также возник прославившийся впоследствии Печерский монастырь.

Золотые ворота в Киеве. 1037 г. Восстановлены в 1983 г.

Развернулось строительство и в других городах: в Чернигове был возведен Спасский собор, а в Новгороде – Софийский.

Софийский собор в Новгороде – древнейший из сохранившихся

на территории России соборов

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Начат до 1036 г.

Как внешнее оформление, так и внутреннее убранство соборов отличались изысканной красотой и утонченностью. Почти во всех случаях самая светлая часть храма – алтарь и подкупольное пространство – украшалась мозаичными изображениями, боковые, менее освещенные нефы и хоры расписывались фресками. Древнерусские мастера освоили технику византийского искусства, сохранявшего традиции античности. Но бытовавшее на Руси народное полуязыческое искусство корректировало восприятие и усвоение византийской художественной традиции. В результате получалось не голое заимствование, а творческая переработка, в основе которой лежали черты и средства народного художественного своеобразия и выразительности. Русские мастера в своих творениях не следовали слепо древнегреческим и византийским мастерам, а создавали свой, неповторимый русский стиль в архитектуре, живописи и градостроительстве.

Строившиеся церкви становились олицетворением христианской символики. В их внешнем облике и внутреннем убранстве не было ничего лишнего, ничего, что отвлекало бы от решения главной задачи – распространения и возвеличения христианского вероучения. Глубоко символично, например, храмовое многоглавие. В древнерусском храмовом зодчестве было принято пятиглавие – символ Бога и четырех евангелистов, семиглавие – символ семи христианских таинств. Храм, имеющий 33 купола, символизировал 33 года земной жизни Иисуса Христа. Связь земного мира с Царством Божиим, то есть вечную жизнь, олицетворял крест. Именно он завершал церковные строения, возвышаясь над куполами.

В Киев приглашались глубоко знающие свой предмет ученые богословы и философы из стран христианского мира. На Руси появились первые профессиональные переводчики. Начались активная работа с книгами зарубежных авторов и перевод этих книг с иностранных языков на русский.

Появляются философско-мировоззренческие и литературные произведения отечественных авторов. Примером может служить первое из числа дошедших до нас политико-публицистическое и одновременно высокохудожественное произведение «Слово о Законе и Благодати» киевского священника Иллариона, ставшего впоследствии первым киевским митрополитом из числа русских.

В киевском храме святой Софии была создана первая на Руси библиотека, фонды которой включали большое количество научных, философских и художественных произведений на греческом языке и латыни. Самой древней из дошедших до нас переписанных в Киеве книг является знаменитое «Остромирово Евангелие» (1056-1057).

Остромирово евангелие. 1056-1057 гг.

Со временем начали появляться книги отечественных авторов. При монастырях открывались школы. Первый опыт организации христианских школ на Руси был опробован еще по инициативе Владимира Святого. Ярослав Мудрый продолжил доброе дело отца. Найденные учеными-археологами берестяные грамоты свидетельствуют, что грамотными в Древней Руси были не только феодалы, знать и духовенство, но и жители посадов, горожане, ремесленники и торговцы. Специалисты-археологи отмечали, что содержание многих берестяных грамот имело светский характер и касалось тех или иных сторон жизни простых людей. Получалось, что обмен письменной информацией был для наших далеких предков делом вполне обыденным, а не из ряда вон выходящим.

Особо следует сказать о русской народной культуре. Пришедшее на Русь христианство активно и однозначно отвергло и со временем уничтожило самые одиозные, кровавые элементы язычества. Но оно сосуществовало со многими обычаями, верованиями и суевериями народной Руси. Именно поэтому русская народная культура уходит своими корнями в дохристианскую старину. Языческое мировоспитание стало базисом первичных форм устного народного творчества – былин, мифов, сказок, преданий, а также направлений прикладного искусства – вышивки, писанок, других изделий народного промысла, а также сакрально-игровой символики жилищных и других построек.

Таким образом, период великого киевского княжения Владимира I Великого и его сына Ярослава Мудрого был временем расцвета Древнерусского государства.

2.3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII – XIII ВВ.

2.3.1 Распад единства Древней Руси

В 1054 г., незадолго до своей кончины, Ярослав Мудрый разделил единое государство на части, выделив каждому из сыновей по уделу. Старшему из Ярославичей, Изяславу, достался Киев и Новгород; среднему, Святославу, – Чернигов, Рязань, Муром, Тмутаракань; младшему, Всеволоду, – Переяславль Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро. По мнению Ярослава Мудрого, такое разделение земель должно было препятствовать возможным ссорам и междоусобным войнам между братьями. Действительно, до 1073 г. Ярославичи сообща действовали против совместных врагов – полоцких князей, но вскоре сотрудничество сменилось соперничеством.

Объединившись, младшие Ярославичи изгнали Изяслава из Киева. Освободившийся престол занял Святослав, уступив Чернигов Всеволоду. Но новая расстановка сил сохранялась недолго: в 1076 г. Святослав внезапно умер и в Киев вновь вернулся Изяслав. Всеволод не стал воевать со старшим братом, чем оказался очень недоволен сын Святослава, Олег. Посчитав, что он имеет полное право быть Черниговским князем, Олег Святославич изгнал из города Всеволода. Потеряв престол, тот обратился за помощью к Изяславу. Дяди начали борьбу со своенравным племянником, в которой Изяслав был убит. Олег бежал, а киевским князем в 1078 г. стал Всеволод, предоставивший уделы детям Изяслава, Святополку и Ярополку, и своему сыну, Владимиру Мономаху.

Таким образом, путем проб и ошибок, к XI в. среди потомков Ярослава Мудрого сложился особый порядок престолонаследия – «лествичное» право. В соответствии с ним, великокняжеский престол должны были занимать сначала братья по старшинству, а затем сыновья и племянники по старшинству княжения их отцов. После смерти великого князя все другие правители словно поднимались на ступеньку выше по своеобразной «лестнице», приближаясь к великому княжению и становясь князьями более престижных земель. Это называлось «шествование по столам».

Ситуацию с занятием великокняжеского престола еще более запутывало то обстоятельство, что в случае, если кто-нибудь из братьев умирал, так и не став великим князем, все его дети теряли право претендовать на киевский трон и должны была довольствоваться положением удельного князя. Такое положение дел нравилось далеко не всем из Рюриковичей. Нередко между братьями или дядями и племянниками вспыхивала жестокая междоусобная борьба за те или иные княжества.

Борьба князей разворачивалась на фоне крайне неблагоприятной для Руси внешнеполитической ситуации. На русских границах появился новый сильный противник – кочевники-половцы. В 1068 г. на реке Альте они нанесли серьезное поражение войску Ярославичей. Однако русские князья не только не объединились для совместной борьбы против врага, но и попытались использовать половецкие силы в собственных интересах. Например, упомянутый выше Олег Святославич, по меньшей мере, трижды приводил на Русь половцев, стремясь с их помощью устранить своих противников. В результате Олег заслужил в народе весьма непочетное прозвище – Гориславич, т.е. прославившийся принесенным горем.

После побоища Игоря Святославича с половцами.

Фрагмент картины В.М. Васнецова

Стремясь прекратить усобицы и договориться о наведении порядка на Руси, внуки и правнуки Ярослава Мудрого в 1097 г. по инициативе сына Всеволода, Владимира Мономаха, собрались на съезд в город Любеч. Собрание князей приняло два важнейших решения: начать совместную борьбу с половцами и прекратить междоусобные войны («Объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей»). Против нарушителей соглашения предлагалось организовать совместный поход.

Княжеский съезд. Картина С.В. Иванова

Съезд в Любече

Однако установленное в Любече перемирие продлилось недолго. Спустя несколько месяцев после съезда, волынский князь Давид и ставший киевским правителем сын Изяслава, Святополк, схватили теребовльского князя Василька. Обвинив пленника в сговоре с Владимиром Мономахом, они ослепили требовльского правителя. На Руси начался новый раунд междоусобной борьбы. С большим трудом Владимиру Мономаху удалось организовать общие походы против кочевников в 1103, 1109, 1110, 1111 гг., в ходе которых русские войска дошли до Азовского моря и Северского Донца и отогнали половцев за Дон и Волгу.

В полной мере добиться реализации своих целей Владимиру Мономаху удалось лишь в 1113 г., когда киевляне, недовольные политикой Святополка и, прежде всего, господством ростовщиков, обращавших должников в рабство, после смерти князя подняли восстание. Одним из требований разгневанного народа стал немедленный приход на киевский престол Мономаха. «Иди, князь, в Киев, – предъявили жители древнерусской столицы ультиматум Владимиру. – А не пойдешь, так разграбят и княгиню Святополкову (вдову Святополка. – Авт.), и бояр, и монастыри; и будешь ты отвечать, если монастыри ограбят». Шестидесятилетний князь не стал мешкать и поспешил в столицу.

Въезд Владимира Мономаха в Киев. Миниатюра

из древнерусской летописи

Время правления Владимира Мономаха в Киеве (1113-1125 гг.) стало расцветом Древней Руси. Киевскому князю удалось казалось бы невозможное – он сумел на некоторое приостановить процесс распада Руси на отдельные земли. Железной рукой Владимир Всеволодович сумел обуздать княжеские усобицы и нанес окончательное поражение половцам.

Период его правления стал временем бурной законодательной деятельности. Сразу после утверждения на киевском престоле Мономах внес дополнения в общерусский свод законов «Русская правда», ограничивающие проценты по ссудам и запрещавшие долговое рабство.

Владимир Мономах проявил себя и как созидатель. При нем строились храмы и монастыри, возникали новые города, развивалась культура.Значительное внимание киевский князь уделял литературе. Именно при нем началось составление первой русской летописи «Повесть временных лет», вобравшей в себя более ранние киевские хроники. Да и сам князь не был чужд литературной деятельности. Его перу принадлежало произведение «Поучение детям», являющееся сборником нравоучений и практических рекомендаций правителю.

После смерти Владимира Мономаха киевский престол перешел к его старшему сыну, Мстиславу Великому (1125-1132). И хотя это было нарушением «лествичного права», более родовитые дяди не решились выступить против племянника, зарекомендовавшего себя решительным военачальником и способным администратором. Несколько лет правления Мстислава стали последними спокойными годами Древнерусского государства. Вскоре после смерти правителя Киевская Русь вновь погрузилась в пучину междоусобной борьбы.

В ходе межкняжеской войны Киев несколько раз переходил из рук в руки. В нем правили то черниговские князья, то дети и внуки Мономаха. Наиболее удачливые претенденты, занимая киевский престол, стремились воспрепятствовать «шествованию по столам» других правителей, сохранив за собой свои прежние владения. Так, сын Мономаха, Юрий Долгорукий, став великим киевским князем, продолжал жить на северо-востоке, в своем любимом городе Владимире на Клязьме. Потомки Олега Гориславича (Ольговичи), овладев Киевом, считали себя, прежде всего, черниговскими князьями, а уж потом киевскими. К середине XII в. из единого государства Киевская Русь превратилась в конгломерат удельных княжеств и земель.

В качестве причин произошедшего нужно, в первую очередь, назвать внешнеполитическую обстановку. Стараниями Владимира Мономаха и его сына, Мстислава Великого, половецкая опасность была ликвидирована, что избавило князей от обязанности участвовать в совместной борьбе с врагом под руководством киевского князя.

Другой причиной распада единства Руси являлись произошедшие экономические изменения. Развитие феодальных вотчин (боярских сел), городов и отдельных земель в условиях господствовавшего тогда натурального хозяйства приводило к экономической независимости удельных князей и их бояр от Киева.

Потеря Киевом роли экономического центра государства была, в известной мере, связана с перемещением основных торговых путей в Европе и Передней Азии.Проходивший через Киев путь «из варяг в греки» потерял свое прежнее значение. Большое значение приобрели торговые связи по Волге или путь «из варяг в персы», что способствовало расцвету северных городов – Твери, Ярославля, Суздаля, Ростова, Костромы. Выросло и экономическое значение Новгорода, торговым партнером которого стали германские города, объединенные в ганзейский союз.

Прямым следствием экономической самостоятельности удельных княжеств стала их политическая независимость. Князья получили возможность содержать свою дружину, иметь собственную боярскую думу и административный аппарат. Все русские земли и княжества стали переживать процессы, аналогичные образованию Древнерусского государства.

Население начало уходить из киевских и соседних земель, двигаясь в двух противоположных направлениях: на юго-запад, в Галицию, и на северо-восток, в Ростово-Суздальскую землю.

Впрочем, несмотря на раздробленность, жители всех без исключения русских земель ощущали и некое единство. Все они были прихожанами единой Русской Православной церкви, возглавляемой Киевским митрополитом; во всех княжествах судопроизводство осуществлялось на основе «Русской правды»; а удельные и киевские князья находились в родственных договорных и союзнических отношениях друг с другом.

Однако в борьбе центростремительных и центробежных тенденций, последние оказались сильнее. Дробление русских земель продолжалось с ошеломляющей скоростью. Так, если к середине XII в. Русь представляла собой 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. княжеств насчитывалось уже около 50, а в XIV в. – 250.

Русские земли в XII в.

Тем не менее, раздробленность явилась неизбежным и потому закономерным этапом в истории Руси. Подобный период переживали все ведущие страны Европы, где отдельные районы, достигшие сравнительно высокого уровня экономического развития, осознавали возможность своего самостоятельного существования.

2.3.2 Социально-политические изменения в русских землях

Десятки «осколков», на которые распалось Древнерусское государство, естественно, отличались друг от друга своими размерами, формой управления, а также ролью в системе взаимных отношений друг с другом и с внешним миром. Наиболее крупными и значимыми в жизни удельной Руси были Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, а также Новгородская земля.

На княжеском дворе. Картина А.М. Васнецова


3 политических центра

Галицко-Волынское княжество располагалось в юго-западной части Руси. Его границы проходили с одной стороны по предгорьям Карпат и по берегам нижнего течения Дуная. С другой стороны, с севера, северо-востока и востока, его соседом было Киевское княжество, заслонявшее его от натиска могучих ростовско-суздальских князей. Галицко-Волынская земля располагала благоприятными условиями для развития земледелия, торговли и политических контактов со странами Западной Европы и Византией. Здесь возникли хорошо укрепленные города Владимир-Волынский, Галич, Перемышль, Дорогобуж, Теребовль, Луцк, Холм и другие.

Первоначально Галицкие и Волынские земли были отдельными княжествами, но в 1199 г. правнуку Мономаха, волынскому князю Роману Мстиславичу Великому (1170-1205), удалось объединить эти территории в единое княжество.

Особенностью Галицко-Волынского княжества была сильная боярская олигархия, стремившаяся превратить князя в свое послушное орудие.Эти притязания боярства возникли, отчасти, из-за его экономического могущества, отчасти, под влиянием феодалов соседних стран – Венгрии и Польши. Политическая история Галицко-Волынского княжества – это история непрекращающейся борьбы князей с боярством.

После смерти Романа Мстиславича его сыновьям, Даниилу и Василько, пришлось бежать от строптивых бояр в Венгрию. Двадцать пять лет понадобилось князю Даниилу Романовичу (1230-1264), чтобы окончательно утвердиться на Галицко-Волынском престоле.

Возвратившись на родину, князь занялся устроением и заселением своей земли. Он строил новые города, призывая в них поселенцев – купцов и ремесленников, причем не только русских, но и немцев, поляков, армян, евреев и других.

Но в 1264 г., после смерти Даниила, в Галицкой земле снова начались боярские интриги и усобицы. Воспользовавшись раздорами, соседи Галицко-Волынского княжества начали наступление на русские земли: в середине XIV в. юго-запад Руси оказался под властью Польши, Великого княжества Литовского и Венгерского королевства.

Особое место среди русских княжеств и земель занимал Господин Великий Новгород, как называли его современники. Новгородские земли раскинулись на огромном пространстве - от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и берегов Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

С момента своего возникновения Новгород рос как торговый центр, чему способствовало его расположение на оживленных торговых путях. Экономические связи Новгорода с Данией, Германией, Швецией, Норвегией, странами Востока и с Византией сделали город центром всего древнерусского Севера. Главными предметами новгородского экспорта были мех, пушнина, кожа, китовое и моржовое сало, воск, смола, строевой лес. В Новгороде раньше, чем в других городах Руси, появились объединения купцов, развилась кредитная система. Богатые торговые люди имели свои речные и морские суда, склады и амбары. В городе торговали не только купцы, но и ремесленники, бояре и священнослужители.

Помимо торговли, большое распространение в Новгородской земле получило ремесло.Здесь были развиты соленое, литейное, плотницкое и кожевенное производство, кузнечное и гончарное дело, изготовление серебряных и золотых предметов и оружия.

Суровые природные условия, бедность почв и холодный климат не позволяли новгородцам выращивать достаточное количество зерна. Оно ввозилось в Новгород из земель, расположенных «внизу», то есть из Владимиро-Суздальского княжества. Такой продовольственной зависимостью новгородцев владимирские князья нередко пользовались, стремясь укрепить собственную власть.

Пристань в Новгороде. Картина К.В. Лебедева

В Новгороде сложилась четкая и сложная социальная структура. Большую часть городского населения составляли ремесленники («черные люди»). Затем шли «житьи» – домовладельцы, землевладельцы средней руки, хозяева-собственники средних ремесленных производств. Огромные капиталы были сосредоточены в руках купцов, которые делились на сотни, особые компании или артели. Но главную роль в жизни города-государства играли бояре. При этом все горожане пользовались одинаковыми гражданскими и политическими правами.

Сельское население Новгорода состояло из мелких землевладельцев-собственников: земцев или складчиков. На государственных землях жили смерды. Значительный слой составляли зависимые крестьянеполовники, третники и четники. Низший слой состоял из холопов – слуг в домах бояр и работников в крупных боярских вотчинах.

Все слои населения Новгородской земли были едины в защите своего суверенитета и выступали единым фронтом против давления Киева, Суздаля, Запада. Однако во внутренней жизни города такого единства не было. В Новгороде нередко вспыхивали восстания горожан против боярства и богатого купечества. Не раз врывались восставшие и на архиепископский двор. Городская верхушка также не была едина. Боярские и купеческие кланы остро соперничали между собой.

Подобные порядки складывались и в других крупных городах Новгородской земли – Пскове, Ладоге, Белоозере, Изборске. Каждый из них претендовал на относительную самостоятельность, боролся с новгородской аристократией за свои права и привилегии.

Особым было и политическое устройство Новгородской земли. Историк Н.М.Карамзин называл Новгород «народной державой», М.Н. Покровский – «демократией мелких торговцев и мелких самостоятельных производителей», М.Н. Тихомиров – средневековой аристократической республикой с преобладанием власти бояр-землевладельцев и верхушки купечества. Очевидно ближе всего к истине современный историк В.Л. Янин, отмечающий, что в разные периоды истории Новгородское государство имело неодинаковый характер, постепенно двигаясь к олигархической форме правления.

Действительно, с 1136 г. в Новгороде установилась аристократическая республика, где власть фактически принадлежала боярам и купцам. Но на площадях города был ясно слышен и голос народа. В структуре управления существовала выборность всех должностей: новгородского посадника, тысяцкого, архиепископа, князя. Власть последнего в Новгороде, в отличие от других русских земель, была незначительной: князья выполняли лишь роли военачальников.


Новгородская земля (XII-XV вв.)

Третьим наиболее значимым регионом Древней Руси являлся северо-восток, где располагалось Владимиро-Суздальское княжество. Этот край был в течение многих веков одним из самых глухих уголков восточнославянских земель. Основными жителями региона были угро-финские народы. Лишь в IX в., с приходом вятичей, началась славянская колонизация этих мест, осуществлявшаяся двумя путями: с юго-запада и запада, из района среднего Поднепровья, и с северо-запада, из новгородских земель, района Белоозера и Ладоги.

Умеренный климат способствовал развитию в Северо-Восточной Руси земледелия и скотоводства, тем более что пахотной земли и хороших заливных лугов было достаточно. Реки изобиловали рыбой, а густые леса – зверями, грибами и ягодами. При упорном труде эта земля вполне могла прокормить и одеть людей. Привлекали эти земли и удаленностью от внешних врагов. В крае возникали и росли города. Зарождалось вотчинное землевладение.

Возвышение Владимиро-Суздальской Руси (с центром сначала в Ростове, затем – в Суздале и, наконец, – во Владимире) началось приВладимире Мономахе. В период одного из своих походов в «залесскую украину» (так тогда в Киеве называли земли Северо-Восточной Руси) в 1109 г. Владимир Мономах основал город Владимир на реке Клязьме.

Своим представителем на северо-востоке Мономах сделал своего младшего сына - Юрия Владимировича, прозванного впоследствии за неуемную жажду власти и стремление к первенству в общерусских делах Долгоруким. В середине XII в. усилиями Юрия Долгорукого Ростово-Суздальское княжество из далекой окраины превратилось в обширное и могучее княжество. Юрий построил на северо-востоке новые города – Звенигород, Дмитров, Юрьев-Польский, Кснятин. Но главной мечтой князя являлся Киев. В течение многих лет Юрий боролся с племянником за право быть киевским правителем и в 1155 г. наконец добился своей цели. Но пребывание в Киеве оказалось недолгим: спустя два года Долгорукий был отравлен не любившими его киевскими боярами.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Сын Юрия Владимировича, Андрей Боголюбский (1157-1174) не разделял любви отца к Киеву. Его вполне устраивало княжение на северо-востоке. Несмотря на приказ родителя ехать в соседний с Киевом Вышгород, Андрей остался в Ростово-Суздальской земле.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского и его союзников взяли Киев штурмом. Сам князь не стал долго задерживаться в бывшей столице и, оставив город на попечение своего родственника, вернулся во Владимир. Этот жест князя совершенно очевидно продемонстрировал перемещение политического центра Руси на северо-восток. Владимирский правитель провозгласил себя великим князем.

Андрей Боголюбский.

Реконструкция, выполненная антропологом М.М.Герасимовым по черепу

Стремясь усилить свою власть, Андрей отстранил от дел старых бояр Юрия Долгорукого и уничтожил разделение Ростово-Суздальской земли на уделы, согнав с престолов своих братьев. Союзников в борьбе со знатью Андрей Юрьевич попытался найти в горожанах. Чтобы обезопасить себя, князь перенес свою резиденцию из Суздаля, где было сильно боярство, в молодой город Владимир, а точнее, в соседнее с ним село Боголюбово (отсюда и прозвище князя). После переноса столицы Ростово-Суздальское княжество стало именоваться Владимиро-Суздальским.

Во Владимире Андрей Боголюбский развернул грандиозное каменное строительство. В городе были сооружены Золотые и Серебряные ворота, воздвигнут Успенский собор. Но настоящей жемчужиной Владимиро-Суздальской архитектуры стала небольшая церковь Покрова Богородицы, построенная на реке Нерль под Боголюбовым.

Церковь Покрова на Нерли.

Золотые ворота во Владимире

Мероприятия Андрея Боголюбского по укреплению власти вызывали все большее раздражение среди ростово-суздальских бояр. К лету 1174 г. среди приближенных князя созрел заговор. 28 июня заговорщики проникли в спальню князя, убили его и разграбили сокровищницу. Известие о смерти Боголюбского вызвало волнение во Владимире. Бунтовщики расправились с княжескими посадниками, управляющими и сборщиками налогов. Однако попытки бояр посадить на престол племянников Андрея, чтобы управлять от их имени, завершились неудачей. По требованию «меньших людей», владимиро-суздальским князем был провозглашен брат Андрея – Михаил.

Но окончательно удалось сломить планы боярско-аристократической оппозиции удалось лишь третьему сыну Юрия Долгорукого – Всеволоду Юрьевичу (1176-1212). После смерти Михаила он овладел владимирским престолом, заточил мятежных бояр в тюрьму и конфисковал их владения. Многочисленные дети и внуки Всеволода стали князьями на северо-востоке Руси, а сам многодетный князь получил прозвище Большое Гнездо.

Всеволод вел активную внешнюю политику. В 1183 г. князь совершил удачный поход в Волжскую Булгарию, а также добился покорности соседних рязанских князей. Сочетая силу оружия с дипломатией, Всеволод по сути продолжил политику Андрея Боголюбского, но проводил ее более мягкими средствами. Как полагают историки, именно эта политика владимиро-суздальских князей предопределила самодержавный характер власти будущих российских государей.

Своеобразной демонстрацией владимирского «самодержавства» стала и попытка Всеволода передать великокняжеский престол своему второму сыну, Юрию. Попытка потерпела неудачу. В 1216 г. в битве на реке Липица войска Юрия были разгромлены армией его старшего брата Константина, ненадолго ставшего великим князем. Таким образом, и Владимиро-Суздальское княжество не избежало междоусобной борьбы и дробления на уделы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: