Первые храмы на Руси

 
 

Софийский собор в Киеве

Православный храм – есть дом Божий, небо на земле, училище благочестия и веры. Естественно, что вместе с крещением своего народа святой князь Владимир старался повсеместно строить храмы Божии. Прежде всего, новые церкви воздвигались на местах связанных с прежним языческим культом, дабы отвратить внимание народа от суеверий и заблуждений. Древнейшие сказания и предания передают нам сведения о самых первых храмах, созданных еще самим святым Владимиром.

Первой церковью построенной, вслед за крещением народа русского, был храм в честь святого Василия, который благоверный князь воздвиг в честь своего небесного покровителя. Местом был избран холм, на котором прежде по приказу Владимира по приходу его из Новгорода в Киев, возвышался Перун. На этом месте князь со своими приближенными некогда совершал языческие обряды. В непосредственной близости находился великокняжеский двор, так что Владимир лично в ней молился. Первоначальное сооружение было деревянным, но уже при жизни князя, перестроена из камня.

 
 

Золотые ворота с церковью Благовещения в Киеве

Другая великолепная каменная церковь в честь Божией Матери, заложенная в 989 году митрополитом Михаилом, недалеко от дворца, на том самом месте, где пролилась кровь первых мучеников варяга Феодора и сына его Иоанна была построена в течение семи лет греческими мастерами. Освящение храма совершалось с особой торжественностью, вслед за обрядом был дан пир с обильным угощением для народа. Убогим раздавалась милостыня. После освящения великий князь в присутствии митрополита Леонтия и многочисленного народа произнес: «Даю церкви сей Святой Богородицы от имения моего и от град моих – десятую часть». Таким образом, утвердилось название церкви - «Десятинная», по определенной на ее содержание десятой части княжеских доходов. Этот храм стал в Киеве кафедральным, клир состоял из херсонесского духовенства, настоятелем был поставлен Анастасий Корсунянин. По решению духовных властей, по примеру византийской церкви, где отмечались дни освящения знаменитейших храмов, решено было установить особый праздник и ежегодно отмечать его 11 или 12 мая. Это, можно сказать, был собственно первый официально установленный церковью праздник на Руси.

 
 

Григорий Нисский, мозаика Софийского собора в Киеве

Интересна история, связанная с построением третьего известного храма. Вскоре после освящения Десятинной церкви, Владимир был вынужден выступить из Киева на встречу наступавшему печенежскому войску. Князь намеревался оборонять, находившийся недалеко от столицы город Васильков. Но при столкновении с кочевниками обнаружилось неравенство в силах, русская дружина дрогнула. Владимир бежал и скрывался от преследователей под мостом. Находясь в столь тяжелом положении, он взмолился, и дал обет Богу, построить церковь в честь Преображения Господня, т.к. описываемые события происходили как раз в этот праздник. Деревянная церковь явилось первой, т.н. «обыденной» церковью, освящение ее праздновалось восемь дней, и на Успение князь был уже в Киеве.

Преподобный Нестор и Иаков мних, сообщая о страстотерпцах Борисе и Глебе, упоминают церковь святого Василия в Вышгороде, где были положены мощи святых, - значит, построение ее относится ко времени жизни святого Владимира. Имеются свидетельства и о других храмах, воздвигнутых при самом Просветителе Руси. Это церкви в Берестове, в Белгороде, в Суздале. Митрополит Киевский Иоанн (1008) построил храм в Переяславле, где была его резиденция. Первый Новгородский епископ Иоанн построил в этом городе два храма: деревянную дубовую во имя святой Софии о 13 верхах и каменную в честь Богоотец Иоакима и Анны. Епископ Ростовский Феодор построил храм в честь Успения в своем городе.

По примеру великого князя, его дети строили храмы в своих уделах. Мстислав в Тмутаракани и Чернигове.

 
 

Софийский собор в Новгороде

Самым наиважнейшим из древнерусских храмов, следует назвать знаменитую Софию Киевскую. История ее построения такова: в 1036 году кн. Ярослав, находясь в Новгороде, получил известие о том, что Киев окружили печенеги, собрав новгородскую рать, он немедленно отправляется на помощь столице. Сеча продолжалась весь день и по окончании ее, на месте сражения, в благодарность Богу о спасении отечества, Ярослав заложил храм в 1037 году. Образцом для этого великолепного собора была взята София Константинопольская. В плане церковь построена крестообразно, с трех сторон примыкают галереи, над которыми устроены хоры. Среди колонн две мраморные, по бокам устроены два придела, венчают храм 13 куполов. При соборе была устроена крещальня. Будучи подобием Константинопольского храма, София Киевская подражала ему и в украшениях. Алтарь богато украшен мозаикой, часть которой сохранилась до наших дней, греческие мастера выполняли фрески, пол из белого мрамора. Храм стал кафедральным собором киевской митрополии, рядом расположился митрополичий двор.

В том же 1037 году Ярослав Мудрый строит каменную церковь Благовещения на Золотых Воротах. Летописец по этому поводу писал: «Радость всегда будет граду тому Святым Благовещением Господним и молитвами Богородицы и архангела Гавриила».

Недалеко от Золотых ворот, князь воздвиг еще два храма, во имя своего ангела – святого Георгия Победоносца и во имя ангела своей супруги – святой Ирины. Летописец добавляет: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквей».

 
 

Великая соборная церковь Успения в Киевской Лавре

Из храмов, построенных Ярославом вне Киева, наиболее замечательным является Софийский кафедральный собор в Новгороде. Заложен он был в 1045г. и освящен в 1052 году новгородским епископом Лукой. Этот храм отличается не столько изяществом и красотой, сколько прочностью и простотой. Тяжелые полукруглые своды опираются на 10 четырехгранных столба, окна узкие и редкие, мозаик нет, только фрески, опять же греческих мастеров.

За первые 60 лет за крещением Руси, известны более 20 построенных храмов. Далее, дети и внуки Ярослава Мудрого еще более отличались в строительстве новых церквей. Помимо князей, архиереев и бояр, простые миряне так же строили храмы. Частым становится строительство домовых церквей.

 
 

Чудесное прибытие греческих мастеров в Киев

Почти нет сведений о мастерах строителях. Известно только о том, что строителями соборного Успенского храма в Киево-Печерской Лавре были четыре грека, чудесным образов пришедшие на Русь из Константинополя. Строители в последствии приняли постриг в монастыре, после кончины погребены в пещерах. Существует благочестивая история, рассказывающая о том, что Сама Пресвятая Богородица направила мастеров в Киев. Постриженник Киево-Печерской обители епископ Владимирский Симон в своих записях передает сведения о том, что средства для строительства дали князь Святослав и обратившийся в христианство варяг Шимон-Симон.

 
 

Греческие мастера иконописцы в Киеве

Как храмоздатели известны удельный Суздальский князь Юрий Долгорукий и сын его Андрей Боголюбский. В пределах северо-восточной Руси наиболее значительным является Успенский собор во Владимире (1158-1160гг), а также построенная по примеру киевской, Благовещенская церковь на Золотых Воротах. Князем Всеволодом построен Дмитровский собор во Владимире, в честь своего ангела. Следует упомянуть так же о соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы построенном в Суздале удельным князем Георгием Всеволодовичем.

Внук Владимира Мономаха Всеволод-Гавриил князь Новгородский и Псковский, в своей области так же отличался строительством храмов. Самым известным из них следует назвать Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря.

Иконы.

Строители, ктиторы, благотворители старались о благолепном украшении церквей. В первую очередь это относится к написанию святых икон. Известно о том, что вслед за своим крещением в Херсонесе, князь Владимир привез на Русь множество икон и другой утвари. Херсонскими иконами украшена была Десятинная церковь. Благодаря связям с греческими городами на Русь продолжали попадать греческие иконы, выполненные византийскими мастерами. В Московском Успенском соборе сохранились два запрестольных образа называемые Корсунскими, привезены в столицу они были из Новгорода Иоанном IV. По преданию сам великий кн. Владимир привез их в Новгород. Среди почитаемых икон Богоматери, один из образов называется Корсунским. Имеется также древнее предание о том, что первый Ростовский епископ грек Феодор привез с собой образ Нерукотворного Спаса. О приобретении в Константинополе и доставке на Русь греческих икон содержатся сведения в житии преподобного печерского игумена Варлаама.

 
 

Богоматерь Оранта, мозаика Софийского собора в Киеве

По примеру византийских храмов Софийский собор в Киеве украшают элементы мозаик, однако, в силу недостаточности природного исходного материала и дороговизны, техника эта не стала так широко распространенной, как на Востоке. Однако фресковая живопись прочно прижилась в России. Мозаичный образ Богоматери, в народе называемый «Нерушимая стена», может быть по причине того, что остается, невредим с XI века, украшает восточную часть Софийского собора в Киеве. Образ передает идею того, как Пресвятая Богоматерь с воздетыми руками оберегает Русь. В этом же храме сохранились замечательные мозаичные изображения Евхаристии, образа святителя Николая, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Климента Римского, Деисус, Обращает на себя сюжет Благовещения, где Дева Мария изображена с веретеном, - все эти изображения были выполнены греческим мастерами.

В Софийском Новгородском соборе, согласно местного предания. Так же находились иконы, выполненные с греческих подлинников византийскими изографами. Под куполом, как и в Константинополе, был изображен образ Христа Спасителя. Об этом образе сохранилось интересное местное предание: «Когда он был окончен греческими иконописцами, Спаситель был изображен на нем с благословляющей рукой, но на другой день епископ Новгородский Лука увидел Спасителя не с благословляющей рукой. Иконописцы исправили по-прежнему, но на следующее утро опять заметили перемену, исправили в другой раз и в третий – опять повторилось то же самое. Наконец, на четвертое утро они услышали от образа глас: «Не пишите Меня с благословляющей рукой, а напишите с рукой сжатой, в знаменование того, что Я в руке Моей держу Великий Новгород. А когда эта рука Моя раскроется, тогда будет скончание городу»[17].

 
 

Владимирская икона Божией Матери

Греческие иконописные подлинники также были принесены на Руси мастерами изографами из Византии. Учителями первого отечественного иконописца преподобного Алипия инока печерского были греки, прибывшие на Русь для украшения Успенского собора в Киевской Лавре. О чудесном факте прибытия на Русь этих мастеров передает епископ Симон Владимирский. В Киево-Печерском Патерике он пишет о том, что по прошествии десяти лет после строительства собора к игумену Никону прибыли греческие мастера иконописцы и обратились со словами: «Покажи нам тех, которые уговаривались с нами относительно… украшения церкви… при уговоре они показали нам маленький храм.., а эта церковь очень велика. Или иначе возьмите от нас данное… при уговоре золото и мы возвратимся в Царьград». Выслушав эту непонятную речь иконописцев, игумен спросил: «А каковы на вид были уговаривавшиеся с вами». Иконописцы, указав черты внешнего вида и лиц их, прибавили, что один… назывался Антонием, а другой Феодосием». Тогда игумен кратко отвечал им: «О, дети, невозможно вам показать этих лиц, так как уже более десяти лет прошло с тех пор, как они отошли к Богу и ныне непрестанно молятся за нас, охраняя эту церковь, оберегая свой монастырь и заботясь о подвизающихся в нем».

-------------

(Выступление студента, подготовившего реферат о Успенской церкви)

--------------

Преподобный Алипий помогал греческим изографам в работе под росписью храма. Освоив искусство иконописания, он затем безвозмездно трудился в печерской обители, изготавливая иконы для игумена и братии, принимая заказы для киевских храмов и т.д. Как видно из жития этого святого, были в то время и другие иконописцы из числа русичей.

 
 

Преподобная Ефросиния Полоцкая

Появляются на Руси особые, почитаемые образа, прославившиеся чудесами. Среди них известные иконы, например Киево-Печерский образ Успения Богоматери, по преданию принесенный на Русь греками храмоздателями около 1073 года.

Смоленская Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой, присланная из Константинополя князю Всеволоду Ярославичу, затем сыном его Владимиром Мономахом перенесенная в Смоленск.

Эфесская икона Богоматери, авторство приписывается св. Луке, по просьбе княгини Евфросинии Полоцкой, бывшей в родстве с греческой царской фамилией, императором Мануилом, по благословению патриарха Луки Хрисоверга, прислана из Эфесса в Полоцк.

 
 

Крест святой Ефросинии

С именем кн. Евфросинии связана история появления в Полоцке знаменитого креста с частицей Креста Господня.

 
 

Боголюбская икона Божией Матери

Ряд икон связан с именем знаменитого князя Андрея Боголюбского. Это такие, как:

Владимирская икона, так же по преданию, написанная на доске от того стола, на котором совершалась Тайная Вечеря, приписываемая кисти апостола Луки. В Киев прибыла в 1131 году на одном корабле с Пирогощей иконой Богородицы. Андреем Боголюбским перенесена во Владимир на Клязьме в 1155 году.

Боголюбская икона, связанная с именем кн. Андрея, написанная в память явления ему во сне Богородицы во время путешествия из Киева в Северо-западную Русь.

Икона Знамения Пресвятой Богородицы, прославлена в 1169 году, когда суздальцы под предводительством кн. Андрея Боголюбского осаждали Новгород при архиепископе Иоанне.

Икона Всемилостивого Спаса, которую носил Андрей Боголюбский перед войском в 1164г. во время похода на болгар. Находится в иконостасе Успенского собора в Московского кремля.

Начинают почитаться народом в качестве чудотворных иконы наиболее известных в русском обществе святых:

Икона святителя Николая, т.н. Мокрого, названная так благодаря чудесному спасению одного ребенка от потопления, во времена кн. Всеволода (1078-1093гг.).

 
 

Явление Божией Матери кн. Андрею Боголюбскому

Икона Николы Зарайского, перенесенная из Корсуня священником Евстафием в 1224 году.

Икона Димитрия Солунского, написанная на гробовой доске святого, доставленная из во Владимир из Салоник в 1197 году при князе Всеволоде (Димитрие). В 1380г. Дмитрием Донским перенесена в Успенский кремлевский собор Москвы.

К этому же периоду времени относится появление чудотворной Феодоровской иконы в Костроме, в 1239 году при князе Василии Квашне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: