Конспект лекций по дисциплине
“ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ”
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ_ 3
1.1 Содержание информационной технологии_ 3
1.1.1 Определение информационной технологии_ 3
1.1.2 Инструментарий информационной технологии_ 4
1.1.3 Информационная технология и информационная система 5
1.2 Этапы развития информационных технологий_ 6
1.3 Особенности новых информационных технологий_ 8
1.4 Проблемы использования информационных технологий_ 9
Раздел 2. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ_ 10
2.1 Общая классификация видов информационных технологий_ 10
2.1.1 Структура управления организацией_ 10
2.1.2 Классификация видов информационных технологий_ 12
2.2 Информационная технология обработки данных_ 16
2.3 Информационная технология управления_ 19
2.4 Автоматизация офисной деятельности_ 21
2.5 Информационная технология поддержки принятия решений_ 25
2.6 Экспертные системы_ 29
2.6.1 Типы экспертных систем_ 30
2.6.2 Виды знаний_ 31
2.6.3 Способы формализованного представления знаний в БЗ_ 32
2.6.4 Области применения ЭС_ 33
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ_ 36
3.1 Модели информационных процессов передачи, обработки, накопления данных_ 36
3.1.1 Обобщенная схема технологического процесса обработки информации 36
3.1.2 Сбор и регистрация информации_ 37
3.1.3 Передача информации_ 40
3.1.4 Обработка информации_ 41
3.1.5 Хранение и накопление информации_ 43
3.2 Системный подход к решению функциональных задач и к организации информационных процессов_ 45
Раздел 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_ 48
4.1 Информационные технологии в системах организационного управления 48
5.3.1 ЭВМ при выборе решений в области технологии, организации, планирования и управления производством_ 48
5.3.2 Возможности использования новых информационных технологий в системах организационного управления 49
4.2 Информационные технологии в обучении_ 52
4.3 Автоматизированные системы научных исследований_ 54
4.4 Системы автоматизированного проектирования 55
4.5 Геоинформационные системы и технологии_ 56
Раздел 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМАХ 59
5.1 Технологии распределенных вычислений (РВ) 59
5.2 Распределенные базы данных_ 61
5.3 Технологии и модели "Клиент-сервер" 63
5.3.1 Модель файлового сервера 64
5.3.2 Модель удаленного доступа к данным_ 65
5.3.3 Модель сервера базы данных_ 67
5.3.4 Модель сервера приложений_ 68
5.4 Технологии объектного связывания данных_ 69
5.5 Технологии реплицирования данных_ 72
Раздел 1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание информационной технологии
Определение информационной технологии
Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.
Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных нa достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
Под технологией материального производства понимают совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества, наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную базовые и конкретные информационные технологии.
Глобальная информационная технология включает модели методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.
Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.).
Конкретные информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).
Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.
Расширение круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а такжеиспользование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, особо остро ставят проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации
Следующим шагом в совершенствовании информационных технологий, используемых в организационно-экономическом управлении, является расширение сферы применения баз знаний и соответствующих им систем искусственного интеллекта.
База знаний - важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения.
Информационные технологии в сфере организационно - экономического управления в настоящее время развиваются по следующим основным направлениям:
§ активизация роли специалистов управления (непрофессионалов в области вычислительной техники) в подготовке и решении задач экономического управления;
§ совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей различных уровней;
§ объединение информационно-вычислительных ресурсов с помощью вычислительных сетей различных уровней (от ЛВС, объединяющих пользователей в рамках одного подразделения организации до глобальных);
§ разработка комплексных мер обеспечения защиты информации (технических, организационных, программных, правовых и т.п.) от несанкционированного доступа.