Для упаковки груза в каяке чаще всего используются две основные схемы: один большой мешок или много маленьких. Хотя, конечно, возможны любые промежуточные варианты. Выбор между ними определяется пристрастиями конкретного каякера и особенностями перевозимого им груза.
Главное достоинство одной большой гермоупаковки (или двух, если объем кормы разделен пиллерсом) в том, что она позволяет максимально полно использовать объем багажника. Пустая упаковка вставляется в каяк, затем в нее укладывается груз, и упаковка завязывается. Это несколько быстрее, чем завязывать много маленьких мешочков; с другой стороны, вы потратите больше времени, чтобы поднести каждую вещь к каяку по отдельности. При такой схеме вы можете быть относительно спокойны за свой груз в случае оверкиля: большая упаковка редко способна выпадать из каяка. Вы также избавляетесь от необходимости развязывать много упаковок в поисках нужной вещи (если не помните во всех подробностях, где у вас что лежит), но поиски ее в большом мешке сами по себе могут оказаться непростым делом. Через несколько дней сплава в вашем багажнике образуется замысловатый конгломерат из сухарных крошек, манной каши, зубной пасты, носков и резинового клея. В определенных пределах этого можно избежать, если упаковать часть груза в раздельные капроновые мешочки, но это требует лишнего времени; часть вещей в любом случае должна грузиться россыпью, чтобы заполнить весь доступный объем. Еще один недостаток большой упаковки в том, что если вы повредите или небрежно завяжете ее, то мокрым будет весь груз. И, наконец, куда вы положите спасконец, кинофотоаппаратуру или грязные, закопченые котелки?
|
|
Мелкие упаковки используют объем багажника менее эффективно, но они позволяют упорядочить ваш груз. Другое достоинство этой схемы в том, что она не требует подносить каяк вплотную к палатке для его загрузки-разгрузки. Это весьма существенно, когда место чалки находится далеко от лагеря. Она требует определенных умственных усилий для того, чтобы рационально разместить груз и запомнить, куда вы упаковали ту или иную вещь, но зато вы можете не распаковывать те гермомешки, которые не понадобятся вам на данной стоянке. Наконец, она хорошо сочетается с теми предметами снаряжения, которые должны быть упакованы отдельно. Но груз, упакованный "мелкой россыпью", необходимо закрепить в каяке, чтобы он не мог выпасть при оверкиле, отливании или переноске лодки. Наиболее надежный способ для этого — зашнуровать просвет между задним краем сиденья и краем кокпита (или шпангоут на каркасно-поддувном каяке).
|
|
Перед загрузкой снаряжения из емкостей непотопляемости выпускается часть воздуха; на жестком каяке их можно немного протолкнуть в корму. После этого багажник заполняется грузом. Прежде всего необходимо соблюдать указанный выше порядок распределения груза вдоль лодки; в пределах одного поперечного сечения лодки более тяжелые предметы помещаются снизу, более легкие — сверху. На каркасно-поддувных лодках необходимо дополнительно следить за тем, чтобы твердые грузы не лежали непосредственно на днище каяка; такие вещи, как подошва ботинка, фотоаппарат или пачка сахара, легко могут стать причиной пробоины в оболочке лодки и в гермоупаковке. После того, как весь груз размещен и закреплен в багажнике, емкости непотопляемости поддуваются до нормального давления и заполняют весь свободный объем.